108K подписчиков

Тяжкий выбор

1,5K прочитали

НАЧАЛО

Поздно вечером гости услышали, что у соседа играет гармонь. И они попросили Марию Васильевну пригласить гармониста в гости. Но тот предложил:

– Да вы сами приходите, чайку попьем, песни попоем, я их много знаю.

Они, оставив Анну одну с детьми, отправились к соседям.

НАЧАЛО Поздно вечером гости услышали, что у соседа играет гармонь. И они попросили Марию Васильевну пригласить гармониста в гости.

И до самой ночи слушала Аня задушевно-незатейливые песни их молодости, хотя были и песни серьезные, которые брали за душу, особенно ей понравилась одна, Аня даже несколько строк запомнила:

Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия.

Но не всегда по дороге мне с ним.

Чем дорожу, чем рискую на свете я мигом одним,

Только мигом одним.

– Вот такой миг и изменил мою жизнь очень круто. А у меня между прошлым и будущим получается странный период, мне кажется что живу я только прошлым, и в подрастающем СерЕже я вижу, что жизнь идет, что пора мне отходить от того ощущения, которое сковало мою способность воспринимать мир, как и прежде, ведь сейчас я в плену прошлого.
– Я тоже живу мыслями о Сергее, – говорила Мария Васильевна, – к тому же мне постоянно кажется, что там, далеко на Севере ошиблись, что это был не он. Я даже не поверила до конца в его смерть.
– Тот другой Сергей, который сейчас приехал, он хоронил его там, на Севере, почему-то его так ии не смогли привезти домой. А Сергей приехал и подтвердил все, подтвердил его смерть, значит моя надежда на будущее не осуществится. И все мы так и останемся без папки, – с тоской думала Аня, – говорят, что все забывается, но я не верю, вот как я могу забыть Сережу? Ведь я с ним была так счастлива, даже то что у него было двое малых детей меня не остановило. И теперь в них я вижу его, и люблю и их и его, люблю по-прежнему. Вера Егоровна говорит, что работа со временем приведет меня к спокойствию, она говорит что работа лечит. Что ж, посмотрим, я уже провела несколько уроков и у малышей, и у старшеклассников Да, мне было интересно, но заноза в сердце так и сидит. И мне кажется, что она там и останется.

Новогодние праздники они провели дома, хотя Сергей приглашал их к себе на новоселье, а потом и на Новый Год. Но они не пошли, а Екатерина Петровна перед Рождеством приехала к ним одна и выговаривала и одной, и второй:

– Зачем вы себя лишили праздника, от того что вы сидите дома и сетуете на судьбу, глядя друг на друга, ваш Сергей не воскреснет. Паша тоже и сидел с вами на Новый год? Вот вы спросите его понравился ли ему праздник. Я уверена, что он вам скажет “нет”. Уверена я и в том, что ваш Сергей сказал бы тоже. Зачем себя мучить? Что вы хотите доказать, свою любовь? Так он ее и так оттуда видит, – она поглядела вверх, и продолжила, – от того, что вы сидите и скорбите, ваша любовь не станет безмерной, вы только себя изведете, и детей заодно.
– Аня, спроси Пашу, ему комфортно в вашем обществе, где вы, сидя за столом, ковыряетесь в тарелке с кислым видом. Со стороны это совсем не делает вашу любовь выше, чем у других, не делает ее и более жертвенной. Мария Васильевна, это в первую очередь вас касается, не становитесь отрицательным примером остальным, примером своей жертвенности. Ведь Аня уже давно принесла себя в жертву вашим внукам, а она имеет право жить так, как ей хочется.
– Но я ведь не заставляю ее отказываться от праздника, – стала оправдываться Мария Васильевна.
– Нет, не заставляете, но она, сама того не замечая, идет у вас на поводу. Мы сегодня специально приехали, чтобы сказать, что ждем вас в гости на Рождество.
– Ура, – закричал Паша, мы поедем к вам в гости, да да обязательно иначе мы сами к вам приедем за вами. Ведь и ты Паша, и Лизочка, тоже хотите чего-то необычного, правда? Да и у нас в гостях вы еще не были.
– Хотим, хотим, – запрыгала возле Екатерины Петровны Лиза, а Екатерина Петровна продолжила, – вспомните, как мы по осени сидели у вашего соседа и пели, это было так хорошо, и никак не отразилось на вашей любви к сыну, Мария Васильевна. А ведь и ваш сосед, наверняка, да за те долгие годы, что живет на белом свете, похоронил кого-то из родственников, и грехом свое пение и игру на баяне вовсе не считает.
– Мы у себя в селе очень дружно жили с соседями, помогали друг другу, поддерживали в беде, и радовались успехам друг друга. Не закрывайтесь от людей, Анечка, это тебе в первую очередь касается, ты еще молодая, тебе жить да жить. Дай Бог еще и замуж выйдешь, и постарайся быть открытой, доброй, нежной. И учтите, мои мужчины отказа не принимают Мы ждем вас! – она дождалась последнего автобуса, надавала им кучу советов, как сделать идеальный холодец, и уехала.
– А ведь она права, – сказала Мария Васильевна, – мы ушли в свое горе и перестали радоваться жизни, вот твои родители взяли и укатили в гости к друзьям-одноклассникам, а ведь ваша бабушка тоже не так давно умерла, давай-ка подумаем, что нам Сергею на новоселье в подарок купить, лучше поздно чем никогда. А мы послезавтра поедем на новогодний праздник во Дворец Культуры, а оттуда заедем к ним, и я сразу у них и спрошу, что им надо.
– Я думаю они постесняются тебе сказать об этом, – уверила ее баба Маша.
– Мне помнится, что Сергей мечтал о том, чтобы понемногу покупать книги для собственной библиотеки, вот мы и купим ему сертификат на приобретение книг, а он будет выбирать сам, что ему именно нужно.
– Да, я помню те времена, – сказала Мария Васильевна, – как в детстве мы ходили к своим одноклассникам на день рождения и дарили книги, обязательно их подписывая: “мою дорогую одноклассницу поздравляю с днем рождения”, тогда еще в моде был лозунг –” книга – лучший подарок”. Давай так и сделаем.

А в феврале у меня юбилей 65 лет и мы обязательно пригласим гостей, сделаем праздник и для себя, и для детей, и для них. А Сережа пусть увидит, что мы живем вопреки всем проблемам, и всем бедам, А главное не опускаем руки, весь у нас все хорошо, правда Аня!

Они отметили Рождество с семьей Сергея, потом юбилей Марии Васильевны. А еще частенько они ездили в город без повода, и встречались где-нибудь в кафе, особенно это нравилось детям. А вот Иван Тимофеевич с Екатериной Петровной часто ездили в гости к ним, хоть их домик и стоял на окраине. Они,сельские жители, задыхались в городе, им хотелось сельского простора, чистого воздуха и тишины, той сельской тишины, которая ни с чем не сравнима.

Хоть и вели они активный образ жизни в городе, но любили, приехав в гости к ним в село, взять с собой хозяйку и не спеша погулять за околицей, окунувшись в величественно-загадочную тишину. А в последнее время их стал привозить Сергей, который купил машину. И с этих пор Паша не отходил от него, расспрашивая о машинах, о правилах дорожного движения. Они быстро подружились и нередко тоже гуляли в округе. Однажды вернувшись с такой прогулки, Сергей увидел, что глаза Анны заплаканы, и он понял, что она чувствует себя одинокой, несмотря на троих детей, тогда они стали гулять “всем табором”, как говорил сосед с дядя Гриша, он-то и пошутил как-то, увидев их всех, возвращающихся с прогулки.

– Вот, Серега, и готовая семья у тебя, что теряешься, лучших наших деревенских девок никого нет, а Анна наша золотой человек, да что говорить, сам небось видишь, ну чем вы не пара! Да и искать тебе невесту поздновато, тебе сколько лет-то?
– Тридцать пять исполнится в этом году.

Вот и приглядись получше, хотя куда уж глядеть, ты уже второй год у нас в селе, разглядел, небось уже, правильно я говорю? – спросил дядя Гриша и пошел по своим делам.

А Сергей глянул на Аню и сказал:

– Знаешь, Анечка, я все это время перед Сергеем вину свою чувствую, и за то, что не помог ему при пожаре, и за то что нравишься ты мне, но я все стеснялся сказать тебе об этом, а тут дядя Гриша решил помочь, может и правда нам надо вместе же жить, одной семьей. А у тебя есть ко мне какие-то чувства или…
– Есть, но я их запрятала далеко в сердце, боялась что буду страдать и от вины перед Сережей, и от того что поддалась искушению и снова влюбилась.
– А давай посоветуемся со своими, – произнес Сергей.
– Нет, давай сначала скажем об этом Павлу, – торопливо проговорила Анна, – он уже ведь совсем взрослый и может принять это в штыки, ведь он очень любил отца.
– Тогда давай сейчас с ним и поговорим.

Паша в это время играл с ребятами на пустыре футбол.

– Паша ты нам нужен, – крикнула Аня.

А тот тут же подбежал:

– Что-то нужно сделать?
– Нет, Паша. Нам нужен только твой честный ответ на наш с Сергеем вопрос.

И Аня спросила:

– Паша, ты не будешь против, если мы с Сергеем поженимся.

Павел заулыбался и сказал:

– Нет, конечно, я давно этого хочу – жить одной семьей. А мама еще одного сына родит, да мам, лично для…
– Ты что говоришь… – покраснев, перебила его Анна.

Но Сергей обнял ее и сказал:

– Может он прав, ты же еще молодая, на пять лет младше меня.

И тут вдалеке появились их “старички”, которые обижались, когда их так называли, поэтому Сергей чаще всего обращался к родителям начиная со слова “молодежь”.

Вот и сейчас, когда они подошли, Сергей начал:

– Ну что, молодежь, готовьтесь к свадьбе.

Иван Тимофеевич громко засмеялся и сказал, развернувшись к женщинам:

– Ну, что я вам говорил? Как только я озвучу свое желание переехать сюда, то они и поженятся.
– Ты еще не озвучил, – проговорила жена.
– Так я вам дорогие женщины сказал об этом.
– Да, Иван Тимофеевич так и сказал, – подтвердила баба Маша.
– Я не понял каком переезде речь? – удивился Сергей.
– Мы тут шли и думали, вот поженились бы вы, тогда бы и дети в городе учились, и мы с матерью опять в селе жили, – говорил ему отец, дом-то ты не для нас строил, а для своей семьи. А вот коли нам Анна внука или внучку родит, мы будем ей премного благодарны. Маша, а ты что на это скажешь?
– И я буду рада тому, что мои внуки будут расти в полной семье, что они будут счастливы. Ведь вы, ребята, обязательно им высшее образование дадите, ведь также?
– Конечно, в этом никаких сомнений нет, – сказал, Сергей.

Они прошли мимо дома соседа:

– Дядя Гриша, выходите!

Тот тут же вышел.

–Вот с вашей легкой руки мы только что решили пожениться, – сообщил ему Сергей.
– На свадьбу-то пригласите?
– А как же, ты считай сватом у нас был все эти два год,а я это чувствовал.
– Сегодня знаменательный день, Пашка, – сказал дядя Гриша, – запомни 28 августа.
– Запомнил, дядя Гриша, – радостно сказал Павел.

А через год, 28 августа родился Гриша, именно так решили назвать его счастливые родители, которые жили теперь в городе, а дед с бабушкой переехали в село, в дом Марии Васильевны, а сама она теперь живет в качестве хозяйки в соседнем доме, в доме Григория Ильича.

Недавно в родное село на каникулы приехал повзрослевший Павел, он долго гулял за околицей и вдруг, как когда то давно, в детстве, увидел орла, парящего в небе. Он лег в густую траву на спину и смотрел на него очень долго, а тот словно специально завис над ним.

– Может, как в песне про журавлей папка тоже превратился в орла, ведь вполне вероятно и орел этот тот же, который парил здесь много лет назад, они ведь долго живут, – вдруг подумал Павел.

А вскоре, орел резко взмахнул крыльями и не торопясь полетел прочь.

Навигация

Мои благодарные читатели! Очень рада вашему вниманию к моему творчеству! Счастья вам и успехов во всех ваших начинаниях!

Читайте и другие мои рассказы:

Покаяние

Молодо-зелено

Любовь за тридевять земель

Грехи наши тяжкие