Найти в Дзене

Таро Ордена Золотой Зари. Как таро стало тайным искусством

Оглавление
С тех пор, как я начала изучать Таро, возник интерес: насколько древняя это система? Правду ли говорят о египетском или вавилонском происхождении карт? Разбираемся с этим в статье.

Всем привет! Вы в гостях у Апологии чуда. Здесь я делюсь своими знаниями и опытом работы с Таро и скандинавскими рунами и, конечно, ищу единомышленников.

Больше полезных материалов (личные наработки, экспертные разборы чужих раскладов и много другое) есть в моей группе ВК "Апология чуда". Забегайте, подписывайтесь и не теряйтесь! ☺

Таро Возрождения
Таро Возрождения

Прежде, чем читать эту статью, ознакомьтесь с остальными публикациями цикла:

Орден Золотой Зари

С конца XIX века интерес к оккультной науке распространился из Франции в Великобританию, где около 1888 был основан магический Орден Золотой Зари.

Символ Ордена золотой зари
Символ Ордена золотой зари

Основным документом Ордена являлись Шифрованные рукописи, неведомыми путями попавшие в руки отставного военного, масона, священнослужителя англиканской церкви – Адольфа Вудфорда. Не разобравшись в бумагах, в 1887 г. Вудфорд передал их Уильяму Весткотту.

Совместно с оккультистами Сэмуэлем Мазерсом и Уильямом Вудманом, Весткотту удалось расшифровать рукопись. В ней он обнаружил описание ритуалов посвящения в тайный орден и контакты некой Анны Шпенглер.

В переписке Шпенглер дала Весткотту дозволение основать в Англии ячейку Ордена Золотой Зари – храм Изиды-Урании. Самому Весткотту и его компаньонам Мазерсу и Вудману был дарован почётный титул адептов этого ордена. Таким образом, уже в 1888 г. в Лондоне был основан храм Исиды-Урании.

Как появился орден

Работа Ордена по первости базировалась на трудах Элифаса Леви, Жебелена и Эттейлы (им у меня посвящена отдельная статья). Из этих учений Орден позаимствовал элементы египетской и каббалистической традиции.

Структура Ордена была построена по образу древа жизни и состояла из 10 степеней посвящения, соответствующих 10 сфиротам.

К работе с Таро в Ордене допускал только адепты старших степеней посвящения, поскольку считалось, что с помощью Таро можно не просто предсказывать будущее, но и влиять на него.

Управление в ордене должно было осуществляться в соответствии с волей Тайных Владык. Посредником этой воли и единственным лицом, имеющим связь с Владыками была та же Анна Шпенглер. Однако в 1891 г. немка прекратила выходить на связь, предоставив Ордену в дальнейшем самостоятельно связываться с Владыками.

Раскол Ордена

К 1892 г. конкуренция между тремя лидерами Золотой Зари стала ощутима. Желая, по-видимому, укрепить свой авторитет, Мазерс объявил, что установил собственную связь с Владыками. Тогда же в структуре ордена выделился Внутренний Орден, предназначенный лишь для адептов наивысшей степени посвящения. Внутренний орден стал управляющим для Внешнего ордена.

Сэмюэл Мазерс в египетском костюме выполняет ритуал Ордена
Сэмюэл Мазерс в египетском костюме выполняет ритуал Ордена

К 1895 г. Золотая Заря стала видным оккультным орденом и собрала в своём кругу более сотни человек, в том числе – высокопоставленных господ. Одновременно «франшиза» Золотой Зори – храм Ахатур – открылась в Париже, и Мазерс переправился туда, оставив в Англии свою наместницу – Флоренс Фарр.

В 1897 г. конфликт Мазерса и Весткотта достиг точки кипения, заставив последнего покинуть Орден. Впрочем, положение Мазерса тоже вскоре пошатнулось.

Адептов Ордена перестала устраивать авторитарная система управления Мазерса. В частности, вызывала недовольство его монополия на связь с Тайными владыками. Различались также взгляды английского и французского отделения Ордена на моральный облик своих адептов.

В 1900 г. английский Внутренний Орден отказал в посвящении распутнику Алистеру Кроули. Тогда Кроули отправился в Париж и прошёл инициацию лично у Мазерса. Вернувшись в Лондон, Кроули потребовал у ложи документы, подтверждающие его новую степень.

Для руководителей британской ложи Золотой Зари такое самоуправство Мазерса стало последней каплей. Флоренс Фарр заявила о своём намерении покинуть пост. В ходе дальнейшего эпистолярного противостояния Мазерс упразднил лондонскую ложу Ордена, в то время как лондонская ложа издала постановление о смещении Мазерса с поста главы Ордена и провозглашении независимости храма Исиды-Урании.

Вскоре и внутри британской Золотой Зари начались разногласия, в результате которых в 1903 г. от неё откололся «Орден утренней звезды». В этот период на передний план выходит фигура Артура Уайта.

Артур Уэйт

Артур Эдвард Уэйт (1857–1942)
Артур Эдвард Уэйт (1857–1942)

С раннего детства Артур воспитывался в Лондоне овдовевшей матерью. Мать, потеряв супруга, обратилась к богу и сыну дала благопристойное католическое образование. Артур рос талантливым и любопытным юношей. В 21 год он увлёкся изучением оккультной литературы и вскоре открыл для себя труды Элифаса Леви. С этих пор юноша устремил своё внимание на теорию Таро.

Желая углублять свои оккультные знания, Уайт стал искать дорогу к ним через тайные ордены.

В 1891 он был приглашён в Орден Золотой Зори (в этот год Шпенглер перестала передавать веления Владык и власть в ордене захватил Мазерс). Спустя 2 года, Уайт оставил Орден, но вернулся в него в 1896. В 1899 (год восстания Ордена против Мазерса) Уэйт вступил во Внутренний Орден.

Отношение Уэйта к Золотой Зоре всегда оставалось скептическим. Он считал себя более компетентным, чем Мазерс, считал, что в основе деятельности Ордена должно лежать саморазвитие и внутреннее познание души. Артур не переставал искать, и в 1901 г. стал членом масонской ложи, в 1902 – членом Общества розенкрейцеров.

После раскола Золотой Зари в 1903, Уайт заявил, что Орден должен заниматься исключительно христианским мистицизмом. Воспользовавшись старым названием, он основал новый храм Изиды-Урании, в котором собирался обращать новых «правильных» и чистых душой адептов. Систему ритуалов своего ордена Уайт создан на основе собранных масонских обрядов.

Новый храм просуществовал до 1914 г., после чего был закрыт из-за внутренних разногласий. Уайт не остановился на этом, и в 1915 основал новое общество – Братство Розового Креста.

Имея множество теоретических трудов об алхимии, церемониальной магии, масонстве, каббале, знаменит Уайт стал благодаря своей колоде Таро.

Таро Уэйта

В отличие от своих предшественников, Уайт не старался искусственно притянуть к Таро еврейский алфавит или древнеегипетских божеств. Вместо этого он предлагал довериться мудрости карт и сосредоточиться на символизме самой колоды.

-5

Колода Уайта увидела свет в 1910 году и получила название «Таро Райдера–Уэйта», по именам издателя и вдохновителя колоды. Залогом её широчайшего успеха стала идея прорисовать сюжеты на всех 40 карточках младших арканов. Теперь, даже не зная значения карт, начинающий толкователь мог прочитать расклад по сюжетам, изображённых на них.

Ещё одним новшеством в колоде РУ стало изменение позиций арканов Силы (вместо традиционного XI, она получила номер VIII) и Справедливости (XI, вместо VIII).

Сам Уайт комментировал это нововведение так:

«По причинам, кажущимся мне вполне удовлетворительными, эта карта поменялась местами с картой Правосудие, которая обычно выступает под восьмым номером. Поскольку эта перемена не несёт в себе ничего такого, что имело бы существенное значение для читателя, нет нужды вдаваться в объяснения» – Иллюстрированный ключ к Таро, А.Э. Уайт.

Алистер Кроули

Алистер Кроули с юности был самонадеянным и честолюбивым молодым человеком. Рассказывая об истории Ордена я упомянула, что основанием для отказа Алистеру в посвящении во Внутренний орден стал именно неподобающий образ жизни юного мага. Источник такого нигилизма, как всегда, кроется в детстве Кроули.

Алистер Кроули (1875–1947)
Алистер Кроули (1875–1947)

Алистер родился в глубоко религиозной английской семье. Свою мать – холодную, сдержанную икону викторианской эпохи – Кроули ненавидел, как ненавидел всё то, что мать старалась ему привить. Любимый отец Алистера умер, когда мальчику было 11 лет, оставив сыну треть внушительного наследства. Этот момент сам Кроули называл поворотным в своей биографии.

В 12 лет мать отправила Кроули в закрытую школу при религиозной общине квакеров, где юноша скоро проявил себя и был изолирован учителями от других учеников. Меняя одну за другой католические школы, Кроули находил всё больше несоответствий в христианском учении и всё больше разочаровывался в нём.

На этой почве в Алистере развились огромная жажда свободы, презрение к нормам морали и однобокому разграничению добра и зла. Всю жизнь он любил эпатаж. Кроули не скрываясь пил, курил, не скрывал своей бисексуальности, участвовал в оргиях.

В 1898 г. в руки Алистера попалась «Книга черной магии и договоров» Артура Уайта. Кроули написал Уайту письмо, в котором спрашивал о существовании какого-нибудь тайного клуба, где он мог бы развить свои магические способности. В ответ Уайт посоветовал юноше читать книги, ни словом ни обмолвившись о Золотой Заре.

-7

Всё же в том же году судьба привела Кроули в Орден. В своей роскошной квартире он стал жить с другим членом Ордена – Беннеттом, которого называл своим личным наставником. Совместно они стали осваивать азы наркотического транса и сексуальной магии. Вскоре амбиции и распутное поведение Кроули настроило против него всё руководство английской Золотой Зари. В обход их желания, Алистер получил посвящение во Внутренний Орден у Мазерса, что стало поводом для раскола Золотой Зари.

Опрокинутый Мазерс подговорил Кроули отжать помещение у взбунтовавшегося английского отделения Ордена.

Алистер нарядился в шотландский костюм с килтом, закрыл лицо египетской ритуальной маской, повесил на грудь крест крестоносцев и в таком виде вместе с нанятым профессиональным боксёром пошёл на штурм здания. Однако члены Ордена сумели даль отпор. В суде решение по делу было вынесено в пользу английских белых магов.

Магические судебные тяжбы на этом не закончились. В 1910-х с Кроули судился уже сам Мазерс за незаконное разглашение в газете тайных ритуалов Ордена. Кроули на этой почве покинул Англию и стал путешествовать по миру, всё время пробуя на вкус новые эзотерические традиции.

В Каире Кроули явился голос, назвавшийся посланником египетского Гора, явившимся, чтобы передать ему послание божества. Под его диктовку Кроули написан «Книгу закона» – библию нового времени, провозгласившую: «Делай, что хочешь – таким да будет весь закон». Впрочем, легенда об истории написания этого труда менялась со временем.

Благодаря многочисленным путешествиям, Кроули сумел обогатить своё учение элементами разных культур. Он был уверен, что в основе любого мистического знания лежит единая идея свободной воли человека.

В 1920 г. Кроули основал собственную религию Телему, материальным выражением которой стала написанная им ранее Книга Закона.

Колода Кроули. Таро Тота

К концу жизни Кроули сконцентрировался на Таро и в 1944 г. выпустил в свет очередной свой труд «Книгу Тота», в которой презентовал собственную колоду «Таро Тота». Эта колода, по заверениям автора, завершила начатое Золотой Зарёй развенчание средневековых мифов о Таро.

-8

Колода Кроули отличается эклектичностью. В ней собраны символы разных эзотерических традиций. Художница Фрида Харрис привнесла в колоду ещё и смешение нескольких модных художественных стилей XX века.

По заветам Золотой Зари, арканы в колоде Кроули соответствуют структуре Древа жизни. Старшие арканы вобрали в себя символизм каббалы, астрологии, стихий, божеств и мифологические сюжеты разных культур.

Несколько изменений внесено и в значения арканов:

  • вместо Силы, олицетворяющие христианскую добродетель усмирения своих желаний, Кроули вставил в колоду Вожделение;
  • Правосудие превратилось в Регулирование, поскольку в природе, как писал Кроули, нет справедливости, а есть только равновесие;
  • ещё одна христианская добродетель Умеренность превратился в Искусство, то есть в сознательный выбор необходимой пропорции человеком;
  • Колесо Фортуны переименовано в Фортуну;
  • Суд, иллюстрирующий совершенно библейски сюжет, стал Эоном – новой эпохой, пророком которой Кроули называл себя;
  • Мир превратился во Вселенную.

Кроме того, Кроули вернул на исторические места Справедливость (Регулирование, VIII) и Силу (Вожделение, XI).

Придворные карты Кроули постарался привести в соответствие с изначальным замыслом: вместо средневековых персонажей, он вставил в свою колоду Рыцаря–Королеву–Принца–Принцессу, символизирующих отца и мать, сына и дочь.

Автор статьи: Фатум Алис, автор группы ВК "Апология чуда". Там больше, красивее и интереснее. Там я могу публиковать то, что не пропустят алгоритмы Дзена.