Найти тему

Таро Возрождения. Как на картах стали гадать

Оглавление
С тех пор, как я начала изучать Таро, возник интерес: насколько древняя это система? Правду ли говорят о египетском или вавилонском происхождении карт? Разбираемся с этим в статье.

Всем привет! Вы в гостях у Апологии чуда. Здесь я делюсь своими знаниями и опытом работы с Таро и скандинавскими рунами и, конечно, ищу единомышленников.

Больше полезных материалов (личные наработки, экспертные разборы чужих раскладов и много другое) есть в моей группе ВК "Апология чуда". Забегайте, подписывайтесь и не теряйтесь! ☺

Прежде, чем читать эту статью, ознакомьтесь с остальными публикациями цикла:

В своём обзоре мы добрались до XVIII века. До сих пор колода таро (тароччи) оставалась инструментом игры и предметом коллекционирования. К 1700 году тароччи стало самой популярной карточной игрой в Европе: в неё играют во всех европейских столицах. К оккультизму колода всё ещё не имеет никакого отношения.

Первый шаг на пути становления Таро магическим инструментом был сделан во Франции. К этому времени Европу охватила волна египтомании. Древние тайные знания, символы на руинах, язычество – всё это будоражило умы образованных европейцев.

Антуан Жебелен

Антуан Кур де Жебелен (1725-1784, Франция)
Антуан Кур де Жебелен (1725-1784, Франция)

Одним из учёных-мистиков, интересовавшихся египетскими диковинами, был Антуан Жебелен. В своём псевдо-антропологическом труде «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным» он посвятил одну главу истории карт таро.

Написанная им история не походила на историю, описанную в этой статье. Произведение Жебелена угадывало в Таро древнеегипетскую книгу Тота, зашифрованную с помощью тайных символов. Таким образом жрецы Тота смогли сберечь свои знания от непосвящённых и передать их сквозь тысячелетия лишь достойнейшим из потомков.

В V томе «Первобытного мира…» (1778 г.) жебелен даёт определение Таро:

«ТАРО: карточная игра, хорошо известная в Германии, Италии и Швейцарии. Это игра египетская, как мы еще однажды покажем; название же ее составлено из двух восточных слов, Тар и Рха, или Рхо, что означает "королевская дорога"»

В IX томе Таро посвящено целое эссе под заглавием «Об игре в Таро, где изучается её происхождение, объясняются содержащиеся в ней аллегории, доказывается, что именно от Таро произошли современные игральные карты, и т.д, и т.п.»

Структура колоды по Жебелену

Исследования Жебелена основывались на изучении Марсельской колоды. Жебелен систематизировал колоду Таро, выделив в ней группы по семь карт. Старшие арканы (без учёта Шута) – трижды по 7. Младшие раканы каждой масти (с учётом придворных карт) образуют по две группы из 7 карт.

Жебелен дал многим арканам новое толкование.

Иллюстрации к старшим арканом, выполненные Жан-Мари Лот для книги «Первобытный мир…»
Иллюстрации к старшим арканом, выполненные Жан-Мари Лот для книги «Первобытный мир…»

На месте Папы и Папессы должны стоять Жрец и Жрица.

Колесница, по мнению Жебелена, ассоциировалась с богом Осирисом, Звезда – с Изидой, а Дьявол – с их злобным братом Тифоном.

Повешенный, перевёрнутый по ошибке непрозорливыми итальянцами, должен стоять на одной ноге, символизируя баланс и осторожность – благоразумие.

Башня («Дом божий») символизирует дворец бога богатства Плутоса. Суд изображает момент сотворения мира. Мир изображает богиню времени и называется «Время».

Одним из первых Жебелен «обнулил» Шута и поставил его за 21 арканом. При этом счёт картам должен был вестись от большего к меньшему – от золотого века человечества к современности, или от «Времени» (Мира) к «Жонглёру» (Магу).

Масти Таро, по версии Жебелена, символизируют четыре сословия древнеегипетского общества:

  • мечи – воинов и царей,
  • чаши – жрецов,
  • монеты – купцов,
  • дубинки – крестьян.

Помимо собственных рассуждений, Желебен включил в книгу эссее, посвящённое гаданию на Таро, подписанное псевдонимом «M. Le K. de M.». Предполагают, что под этим псевдонимом скрывался один из знатных читателей Жебелена – Луи-Рафаэль-Люкре да Файолль, граф де Мелле. Именно в этом эссе Таро впервые увязано с 22 буквами иврита.

Эттейла

Идеи Жебелена нашли своё развитие в трудах французского мистика Жана-Батиста Альетте, работавшего под псевдонимом Эттейла (1738–1791). Он стал первым (по крайней мере, первым известным нам) профессиональным тарологом, сумевшим обеспечить себя с помощью карт. Своё искусство он называл картомантией – наукой гадания на картах, а себя – основателем этой науки.

Вслед за Жебеленом Этейла относил происхождение карт Таро к эпохе Древнего Египта. Кроме того, он провёл соответствия между картами и астрологией, четырьмя алхимическими элементами и устройством человеческого организма (гуморальной теорией).

«Малая колода Эттейлы (Petit Etteilla)»
«Малая колода Эттейлы (Petit Etteilla)»

В 1770 г. вышла в свет книга «Эттейла, или Способ развлечь себя колодой карт», описывающей методику гадания на обычной игральной колоде.

Одновременно появилась и гадательная колода Эттейлы, основанная на игральной колоде «Малая колода Эттейлы (Petit Etteilla)». Эта колода позже легла в основу гадательных колод мадам Ленорман.

«Способ воссоздать себя с помощью колоды карт, называемой Таро» (1785)
«Способ воссоздать себя с помощью колоды карт, называемой Таро» (1785)

Следующая книга Эттейлы была посвящена гаданию на картах Таро: «Способ воссоздать себя с помощью колоды карт, называемой Таро» (1785). В ней впервые вводится понятие расклада карт как особой схемы расположения карт на столе.

Ещё через 3 года, в 1788 г., была выпущена первая в истории колода Таро, предназначенная специально для гадания колода «Таро Эттейла».

Создание колоды Таро Эттейлы

Эттейла верил, что за 3953 года до его рождения (то есть спустя 171 год после Всемирного потопа) семнадцать магов под руководство бога Гермеса Трисмегиста выгравировали первое таро на золотых пластинах.

Гермес Трисмегист – интересная мифологическая фигура. Впервые его имя встречается у Цицерона в трактате «О природе богов». В нём рассказывается, что этот бог стал убийцей многоглазого виликана Аргуса, после чего был вынужден бежать из Греции в Египет. Там, прославившись под именем Тот, он обучил египтян письменности.
Таким образом в мысли римского философа увязывались между собой римский и египетский пантеоны богов. Гермес Трисмегист с его лёгкой руки стал объединять в себе черты греческого бога торговли, хитрости и плутовства и египетского Тора – бога мирового порядка, тайных знаний и мудрости.

От имени этого синкретического божества происходит термин «герметизм», который в дальнейшем будет тесно переплетаться с теорией таро.

Герметизм – учение, сочетающее в себе религию, мистицизм и оккультизм, построенное на изучении сакральных текстов, автором которых почитался то ли бог, то ли мудрец Гермес Трисмегист.

Основной принцип герметизма: всё сущее подобно. Согласно этой максиме, явления из разных сфер бытия могут быть подобны друг другу, поскольку подчиняются общим глобальным законам. Познав эти законы, можно проникнуть в суть вещей, обрести власть над ними.

Философия герметизма обуславливает возможность предсказания: если Таро – это модель мира, то она существует по тем же законам, что и этот мир. Значит, глядя на таро, мы можем прогнозировать события в мире.

Взяв за основу, по собственным уверениям, древнеегипетские тайные знания, полученные с помощью ясновидения, Эттейла создал свою колоду таро – «Таро Эттейлы» – первую в истории колоду таро, предназначенную специально для гадания.

Колода Эттейлы значительно отличалась от традиционной для Франции Марсельской колоды. Изменены в ней не только имена и последовательность, но и традиционная иконография карт. До сих пор у этой колоды нет аналогов, а значения её карт сложно сопоставить с классическими.

Арканы в колоде Таро Эттейлы

Как и Марсельская, колода Эттейлы включала в себя 22 старших и 56 младших арканов. Каждый аркан подписан сверху и снизу ключевыми славами для прямого и перевёрнутого положения. Таким образом Эттейла основал традицию чтения перевёрнутых карт.

1) Открывает колоду аркан «Хаос» (Мир\Мужчина), символизирующий божественный порядок в прямом положении и самого вопрошающего – в перевёрнутом.

Карты из колоды «Таро Эттейлы»
Карты из колоды «Таро Эттейлы»

Следующие 7 арканов изображают сотворение мира:

2) «Свет» (Прояснение\Огонь)

3) «Растения» (Речь\Вода)

4) «Небеса» (Утрата\Воздух)

5) «Человек и животные» (Путешествия\Земля)

6) «Звезды» (Ночь\День)

7) «Птицы и рыбы» (Опора\Покровительство)

8) «Отдых» (Спокойствие/ Женщина)

Следующие 4 аркана олицетворяют основные добродетели:

9) «Справедливость» (Правосудие\Законовед)

10) «Умеренность» (Воздержанность\Мудрец)

11) «Сила» (Власть\Чрезмерность)

12) «Благоразумие» (Осторожность\Народ)

Ещё 9 арканов иллюстрируют некоторые события человеческой жизни:

13) «Первосвященник» (Брак\Союз)

14) «Дьявол» (Форм-мажор\Преодолимая сила)

15) «Маг» (Болезнь\Немощь)

16) «Суд» (Решение\Приговор)

17) «Смерть» (Смертность\Небытие)

18) «Монах» (Предатель\Лицемер)

19) «Разрушенная башня» (Несчастье\Тюрьма)

20) «Колесо Фортуны» (Удача\Прибыль)

21) «Африканский деспот» (Раздор\Высокомерие)

Аркан Шут – Безумие вынесен из числа старших арканов в самый конец колоды и несёт номер 78.

У младших арканов особых подписей и собственных названий нет, карты именуются по номиналу и масти. Значения младших арканов в этой колоде также не подпадают под классическую трактовку. По скупым иллюстрациям на картах значения также не опознаются, поэтому единственным способом узнать их остаётся МБК к колоде.

Придворные карт у Эттейлы указывают на персон, причём выбирают очень конкретные признаки: блондинка, деревенский житель, молодой брюнет и т.д.

Благодаря своей колоде и трудам, Эттейла стал основоположником теоретических начал традиции Таро, отцом искусства гадания на картах, автором первой гадательной колоды Таро.

Труды Эттейлы значительно способствовали популяризации карт таро во Франции. В 1788 г. Эттейла основал первую в истории организацию, специализирующуюся на изучении Таро «Общество толкователей Книги Тота».

К июлю 1789, когда со штурма Бастилии началась Французская революция, десятки парижан уже обращались к картам Эттейлы, чтобы предсказать судьбу Франции.

Элифас Леви

Революция на долгое время заслонила для Франции интерес к духовному поиску. Следующий значительный шаг на пути развития оккультной науки был совершён только в XIX в., благодаря трудам французского эзотерика Альфонса-Луи Константа, работавшим под псевдонимом Элифаса Леви (1810–1875).

Альфонс-Луи Констан (1810–1875)
Альфонс-Луи Констан (1810–1875)

В свои ранние годы по настоянию матери Альфонс Константа намеревался построить карьеру в католической церкви, однако снизошедшая на него в 26 лет влюблённость нарушила эти планы. Не справившись с обетом плотского воздержания, обязательным для католического священника, в 1836 г. Альфонс лишился своего сана.

Несколько лет, потраченных на поиски себя, вновь привели Альфонса к дверям обители. Впрочем, и в этот раз умеренности юноши хватило ненадолго, и вскоре он покинул монастырь. Вместе с группой бродячих артистов он отправился в Париж.

Столица кипела революционными настроениями. Вскоре они захватили молодого Альфонса, и он издал первую собственную книгу «Библия свободы» (1841 г.), за революционное содержание которой был вынужден отбывать 11 месяцев в тюремном заключении. Сам Констант называл свою идеологию неокатолическим коммунизмом и, несмотря на преследования, продолжал публиковать свои памфлеты на политические темы. Ещё дважды ему приходилось возвращаться из-за них в тюрьму. В заключении Альфонс увлёкся трудами оккультистов прошлого, и под влиянием этих книг в 1844 г. объявил о своём полном разрыве с католицизмом.

Спустя 10 лет, в 1854 г., Альфонс переселился в Лондон, где впервые занялся практической магией. Именно в эти годы он взял себе псевдоним Элифас Леви Захед. С этих пор источником дохода для него становится преподавание магии и публикация своих сочинений.

В следующие годы Элифасом будут опубликованы большой двухтомник «Учение и ритуалы высшей магии» (1855–1856 г.), «История магии» (1860 г.), «Ключ к великим тайнам» (1861 г.), «Басни и символы» (1862 г.), «Великий Аркан или разоблачённый оккультизм» (1868 г.) и др.

Учение Элифаса Леви

Чему же учили его работы? Элифас был уверен, что под личиной многообразных эзотерических теорий и религий лежит единственное тайное учение. Таро, по мнению Леви, могло стать ключом от всех мистических учений, включая Библию.

-8

Благодаря своей осведомлённости в области католической теологии, Элифас сумел выстроить своё учение о Таро на основе Каббалы, дополнив её пифагорейским и христианским мистицизмом.

Колоду Элифас воспринимал как художественное воспроизведение каббалистического Древа жизни.

Десять числовых карт каждой масти соответствовали десяти каббалистическим сефиротам (центрам божественной энергии). Двадцать два старших аркана соотносились с путями между сефиротами. Развивая эту теорию, Ливи также сумел сопоставить каждый старший акран с конкретной буквой иврита (ни Жебеленом, ни Эттейлой такая работа не проводилась).

Четыре масти соответствовали четырём стихиям: монеты – Земле, чаши – воде, скипетры – воздуху, мечи – огню.

Таро Элифаса Леви

Не сохранилось полных свидетельств о колоде Таро Элифаса Леви. Некоторые замечания содержатся в его книгах. Известно, например, что Леви отказался от идей Эттейлы и пользовался традиционной Марсельской колодой Таро. С другой стороны, Леви соглашается со своими предшественниками в вопросе значения карт – в них он так же находит источник древнеегипетской мудрости. Его завораживала идея соответствия между 22-мя арканами Таро и буквами еврейского алфавита. По мнению Леви, символы Таро оказались запечатлены на золотых табличках еврейскими жрецами в ту пору, когда на смену золотому тельцу пришла христианская вера.

Колода Таро, по мнению Леви, представляет собой магический алфавит, дополненный четырьмя десятерицами (младшими арканами) и четырьмя четверицами (придворными картами). В этой системе зашифрована древняя мудрость, изучению которой, а не гаданию, должна быть посвящена деятельность таролога.

Подкрепляя идею символического отражения действительности в картах Таро, Леви внёс изменения в классические иллюстрации. Вместо лошадей, он указывал изображать сфинксов запряжёнными в Колесницу, добавить Дьяволу козлиную голову. Императора Леви поместил на устойчивый кубический трон. Папессу переодел в одеяния Исиды и снабдил рогами полумесяца, а Императрицу уподобил Венере. Поместил символы мастей перед Магом и лемнискату над его головой. Такую же лемнискату расположил над головой Силы. Изобразил квадрат и треугольник на груди Умеренности.

Хотя сам Леви так никогда и не выпустил целой колоды, его идеи оказали большое влияние на других авторов, так что многие из них до сих пор встречаются в иконографии карт Таро.

-9

Сохранилось несколько оригинальных рисунков Леви с символикой Таро. Среди них Маг, Колесница, Колесо Фортуны, Дьявол и Мир. По косвенным данным мы можем судить о том, что более подробно своё видение Таро Элифас описал в некой так и не изданной рукописи. Во всяком случае, на существование такой рукописи сам Леви намекает в «Истории магии». Кроме того, о её существовании сообщал в своём дневнике Кеннет Маккензи, розенкрейцер, автор «Королевской масонской энциклопедии», встречавшийся с Леви в 1861 г.

Именно Кеннет Маккензи в дальнейшем передаст некие шифрованные рукописи основателям Ордена Золотой Зари. Примечательно, что в основу учения Ордена о Таро легли близкие Элифасу убеждения о связи Таро и Каббалы.

Автор статьи: Фатум Алис, автор группы ВК "Апология чуда". Там больше, красивее и интереснее. Там я могу публиковать то, что не пропустят алгоритмы Дзена.