Ко второй половине XX века людей перестаёт манить тайное масонское знание. Куда интереснее становится познание самого себя, человеческой природы. На сцену выходит психоанализ Фрейда, а Таро становится не столько инструментом магических практик, сколько способом самопознания.
Психоанализ Фрейда
Автором термина и теории психоанализа стал австрийский невролог Зигмунд Фрейд. Основой его теории стало предположении о существовании в человеческой психике «потайного шкафа» – бессознательного. В течение жизни в этот шкаф складируются события, слова и реакции других людей, о которых мы можем не помнить. Всё же они хранятся в дальних уголках нашей психике и влияют на поведение.
Ещё одним фактором, влияющим на наше поведение, является животная сторона нашей психики, включающая инстинкты, страхи и удовольствия. Главенствующим началом в психике человека является сексуальная энергия. Она разрывает нас изнутри, заставляя совершать открытия, склоняя к творчеству, к конкуренции и проявлению амбиций.
Ближе к концу жизни Фрейд признал существовании в нас ещё одной энергии, помимо сексуальной (Эроса) – энергии разрушения (Танатоса).
Задачей психиатра, по Фрейду, – помочь пациенту вспомнить свой прошлый опыт, проанализировать ассоциации и чувства, связанные с ним, и на основании этого анализа понять причины его нынешних поступков или реакций. Такой метод работы назван психоанализом.
Первые попытки психоанализа предпринимались Фрейдом с помощью гипноза. В гипнотическом трансе пациенты были способны открыть в себе то, чего не могли (или стеснялись) вспомнить в ясном сознании.
Позже на смену гипнозу пришёл метод свободных ассоциаций, в рамках которого пациентам предлагалось лечь на кушетку и начать говорить первое, что придёт в голову. Постепенно вводя себя в транс своей же речью, пациенты углублялись всё дальше в свои воспоминания.
Ещё одним методом Фрейда стало толкование сновидений. С точки зрения психоанализа, сновидения являются попыткой бессознательного достучаться до нашего сознания с помощью образов.
Аналитическая психология Юнга
В 1875 г. в Швейцарии родился человек, от котором будет зависеть дальнейшее развитие теории Таро, – Карл Гюстав Юнг. С ранних лет мальчику являлись странные сны и видения наяву, так что в попытках разобраться в себе он стал интересоваться трудами философов разного времени. Встав перед выбором своего жизненного пути, юноша решает заняться психиатрией.
Спустя несколько лет практики, Юнга знакомят с Зигмундом Фрейдом, с которым у нег завязывается многолетняя дружба, расколовшаяся через 10 лет на почве разницы мировоззрений.
Оба учёных сходились во мнении, что человеческая психика, помимо сознания, содержит много слоёв бессознательного. Однако для Фрейда бессознательное выражалось исключительно в инстинктивных порывах, которых мы всю жизнь стесняемся и стараемся подавить, сублимируя эту энергию в свои амбиции, творчество и иные достижения.
Юнг не был готов к столь однобокому восприятию психической деятельности человека. Он писал, что Фрейд «выдаёт часть за целое». Многие годы наблюдая за людьми, Юнг заметил, что помимо личного бессознательного, существует и некое общее для всех людей, коллективное бессознательное, объединяющее некие абстрактные символические образы (архетипы).
Коллективное бессознательное, в отличие от личного, не приобретается людьми на собственном опыте и не зависит от него. Оно как будто заложено во всех людях само по себе. Именно это обстоятельство, по мнению юнгианцев, объясняет поразительную схожесть мифологии разных народов.
Архетипы не просто населяют наше сознание, но и влияют на поведение людей. Оставаясь в рамках личного бессознательного, человек остаётся подвержен собственным надеждам и страхам, но выходя на уровень общечеловеческих архетипов – человек неподвластен собственным слабостям. В этом состоянии транса он приобретает совершенно особенный взгляд на мир, растворяясь в нём и преодолевая пределы возможностей человеческой психики.
Ещё одно открытие Юнга, имеющее непосредственную связь с таро – это двойственность архетипов. Любой архетип несёт в себе и свою противоположность. Так и каждый аркан таро можно трактовать двояко.
Продолжая развивать свою теорию, в 1940 г. Юнг подошёл к границе, отделяющей психоанализ от мистицизма. Экватор здравого смысла был преодолён, когда в голове учёного родилась идея синхронизма.
По мысли учёного, кроме причинно-следственных связей, событиями в мире управляет ещё она сила, которая может быть замечена только самим человеком, оказавшимся под её воздействием. Её главное проявление – необъяснимые совпадения. По мнению Юнга, в случае достаточной концентрации человека на определённом архетипе, этот архетип выходит за пределы психики конкретного человека и начинает влиять на события, происходящие с ним. Иными словами, впуская какое-нибудь явление в свою голову, мы привлекаем его и в свою жизнь.
О своей заинтересованности Таро Юнг упоминал в письме 1930 г. Первое публичное выступление Юнга, касающееся Таро, произошло в 1933 г. Тогда Юнг сообщил, что символы Таро – это выражение архетипических идей, применимых для интуитивного познания жизни и даже, возможно, предсказания будущего.
Таким образом Юнг, прежде всего, предлагал использовать Таро для самопознания и изучения своего отклика на тот или иной архетип. Именно он стал сравнивать старшие арканы с этапами на пути главного героя – Дурака.
Путешествие героя
В дальнейшем эта идея получила развития у последователей Юнга. Салли Николз интерпретирует старший аркан Таро как исцеляющее «архетипическое путешествие героя» в глубины своей психики. Дурак в этом подходе ассоциируется с блуждающим человеческим разумом, побуждающем нас к поиску нового.
Путь Дурака
В своём познании Дурак проходит следующие стадии
I – сам Дурак, который научился управлять своей творческой силой, архетип чуда.
II Папесса – архетип Девы (anima), юнгианского пассивного женского начала в психике человека.
III Императрица – архетип Великой Матери, то есть активного созидающего женского начала – рождающей и опекающей.
IV Император – это Закон, творческое мужское начало. Он упорядочивает то, что рождает Великая Матерь.
V Иерофант – земная ипостась Бога, символ стремления человека к божественному, которое Юнг считал изначальным инстинктом.
Эти карты – что-то вроде представления основных действующих сил, влияющих на маршрут Героя. Далее начинается путешествие.
VI Любовники – конфликт между элементами бессознательного, момент выбора, преодоление которого необходимо для дальнейшего развития.
VII Колесница – это движение личности вперёд, которое становится возможным после преодоления конфликта.
Возница в Колеснице – это архетип Героя, который движется к своей цели и ошибочно считает себя всесильным
VIII Справедливость – обозначает рассудок человека, который помогает ему бороться с заблуждениями и противостоять собственному бессознательному.
IX Отшельник – архетип Мудрого Старца. Он хранит знание, основанное на личном опыте и житейской мудрости.
X Колесо Фортуны – инстинктивная часть человеческой личности, которая порой торжествует, даже если кажется, что побеждает рассудок.
XI Сила – наоборот, символизирует умение использовать инстинктивные силы себе на благо, приручение бессознательного.
XII Повешенный – обряд инициации, через которую должен пройти человек, чтобы открыть в скрытый источник силы.
XIII Смерть – вечное изменение, а также примирение человека с фактом собственной смертности, которое Юнг называл победой над временем.
XIV Умеренность – символизирует гармонию сознательного и бессознательного начал в психике героя, первый шаг к развитию полноценной личности.
XV Дьявол – архетип тёмной стороны человеческой психики.
XVI Башня – освобождения человека от заблуждений насчёт собственного всесилия, непобедимости, избранности. Герой, падающий с разрушенной башни, ещё не осознает, что был её узником.
После разрушения Башни путешествие продолжается в области вневременных и глубинных переживаний личности.
XVII Звезда – архетип пустоты, с которой сталкивается Герой после разрушения своих иллюзий. Разрушив рациональный мир Императора, Герой вновь сталкивается со своим женским началом.
XVIII Луна – Герой тревожится, впадает в депрессию, становится слаб перед своими страхами и доходит до животного состояния.
XIX Солнце – выход из депрессивного состояния, слияние со своим внутренним ребёнком, инфантильная свобода и естественность, которую может испытать человек, высвободив собственное бессознательное.
XX Суд – воскрешение человека, ставшее результатом этого символического пути – воссоединение сознательных и бессознательных элементов психики в гармоничное целое.
XXI Мир – венец творения, целостность и гармония, которых смог достичь Герой. Полный контакт человека с собой.