Развитие ребенка происходит в нескольких ключевых направлениях, включая физическое, социальное, эмоциональное и когнитивное. Существуют четыре стадии когнитивного развития детей:
- сенсорно-моторная
- дооперациональная
- конкретно-операциональная
- стадия формальных операций
0-2 года
Сенсорно-моторная стадия длится примерно до 2 лет. В этом возрасте дети познают мир через сенсорные и двигательные навыки. Одним из основных аспектов данной стадии является развитие представления о постоянстве объекта, когда младенцы понимают, что объекты продолжают существовать, даже когда они находятся вне их поля зрения. Каждый раз, когда малыш касается новой текстуры или двигает своим телом по-новому, он узнает немного больше о себе и окружающей среде. Детские площадки предоставляют множество возможностей для таких чувственных и двигательных впечатлений. Как правило, некоторое игровое оборудование специально разработано для того, чтобы развивать сенсорные навыки.
2-7 лет
Дооперациональная стадия включает период с 2 до 7 лет, когда дети активно развивают символическое мышление, обретая представление, что картинки могут отождествлять объекты. Тематическое оборудование стимулирует воображение, поскольку дети могут превращать их во что-то другое, например, в магазин, замок или даже космический корабль. Также качели и горки способствуют символическому мышлению, дети могут представлять себя на качелях как на вершине горы или на пароме. Другие элементы, такие как игровые панели с изображениями различных предметов или животных, также предоставляют возможность развития символического мышления у детей.
7-11 лет
C 7 до 11 во время конкретно-операциональной стадии ребенок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Например, складывать и вычитать в уме и с помощью счетов на детской площадке. Он начинает понимать концепцию сохранения вещества (если разделить массу на много маленьких частей, ее не станет меньше) и обратимость операций. Однако обобщать ребёнок ещё не умеет
12-14 лет
Начиная с 12 лет протекает стадия формальных операций, когнитивное развитие детей происходит преимущественно за счет физического восприятия мира. Развивается абстрактное мышления, подростки учатся рассматривать концепции с различных точек зрения и использовать дедуктивное мышление для применения общих принципов к конкретным ситуациям.
Даже малыш, который еще не готов использовать большую часть игрового оборудования самостоятельно, может узнать много нового на детской площадке, наблюдая за старшими детьми.