Найти в Дзене
Вечерний картограф

Восхождение литовской звезды и крах Тевтонского ордена

Это продолжение цикла постов об истории границ в Прибалтике. Начало – здесь.

Тевтонскому ордену, о котором мы говорили в прошлый раз, не давали покоя литовцы. Их непосредственными соседями были жемайты (они же жмудь). Языческая Жемайтия (она же Самогития) разделяла две части ордена – Пруссию и Ливонию и яростно отбивалась от атак со стороны немцев. Впрочем, не менее яростно она воевала и со своими ближайшими родственниками из Аукштайтии, которую принято называть собственно Литвой. Так в нашем повествовании появляется новый герой – Великое княжество Литовское.

Если большинство населения Литвы составляли язычники, то среди литовских князей уже в XIII в. мы встречаем христиан. Так, Миндовг, первый исторически достоверный литовский князь, обратился в католичество и получил от римского папы титул «короля Литвы». Добившись политических дивидендов, Миндовг начал воевать со всеми подряд: русскими княжествами, поляками и тевтонцами, а потом, говорят, вернулся к язычеству. Да так крепко, что новый папа объявил несколько крестовых походов против Литвы. Впоследствии литовские князья бывали и православными – Довмонт, призванный княжить во Пскове в последней трети XIII в., вообще почитается как святой.

Преемники Миндовга продолжали лавировать между немцами, русскими, поляками и татарами, католичеством и православием. Главная опасность исходила от тевтонцев, а вот русские княжества, ослабленные монгольским вторжением, были относительно легкой добычей (да многие и сами переходили под власть литовских князей). Так ВКЛ при Гедимине и Ольгерде фантастически расширилось на юг и восток. Литва стала «Литовской Русью»: с преимущественно русским и православным населением. Однако судьбу этих территорий определил геополитический выбор сына Ольгерда Ягайло. Женившись на польской королеве Ядвиге, он объединил под своей властью ВКЛ и Польшу, крестился в католичество сам и крестил литовцев, а также положил начало династии Ягеллонов.

В XV веке дела у тевтонцев пошли под откос. В 1410 г. они потерпели поражение от польско-литовских войск под Грюнвальдом, после чего немецкая экспансия в регионе остановилась. Еще одна война ордена с Польшей и Литвой закончилась подписанием в 1422 г. Мельнского мира (вообще-то, озеро, на берегу которого был подписан мирный договор, называется не Мельно, а Мэлно, но так уже принято писать).

По его итогам закрепилась граница между Литвой и немецкими владениями, которая в общих чертах сохранилась по сей день в качестве литовской-латвийской и восточного участка российско-литовской границы:

-2

В результате ослабления Тевтонского ордена его ливонская часть начала постепенно обособляться и в 1435 г. образовала Ливонскую конфедерацию, в которую вошли орденские и церковные земли:

-3

Видим, что граница Ливонии с Новгородом и Псковом почти полностью соответствует современной границе России с Эстонией и Латвией. Она сложилась еще в XIII веке, после окончательного выдавливания новгородцев из Ливонии, и сохранялась до конца Ливонской войны, о которой скажем особо.

Продолжение: Иван Грозный и недопрорубленное окно в Европу