21 декабря 1988 года в местечке Локерби (Шотландия) разбился самолет компании «Пан Америкен», следовавший рейсом 103. Погибли 270 человек. Причиной катастрофы был взрыв бомбы. Оказалось, что она до поры до времени мирно покоилась в чемодане, не принадлежавшем ни одному из пассажиров.
На месте трагедии эксперты проделали титаническую работу, обследовав буквально ползком площадь в 845 квадратных миль, на которой были разбросаны обломки самолета, и собрали несколько тонн искореженного металла и личных вещей пассажиров. Среди багажа были обнаружены куски мужских брюк, пижамы, куртки и обгорелый детский комбинезон с ярлыком «Бэбигро». Он и оказался ключом к разгадке. Шотландские полицейские и их коллеги из ФБР выяснили, что изделия с такой маркировкой производятся только в Ирландии и на Мальте.
Мальта стала отправной точкой: там находится фабрика «Йорки клоузинг», где был сшит комбинезон. Эксперты пришли к выводу, что обрывки брюк, пижамы и куртки имеют тот же адрес. Вся эта одежда лежала в коричневом чемодане фирмы «Самсонит», где, как было установлено ранее, находилась бомба. Таким образом, если бы удалось выяснить, кто купил эти вещи, то можно было бы выйти на человека, ответственного за то, что взрывное устройство оказалось на борту «Боинга».
Шотландские сыщики и агенты ФБР побывали с этой целью на Мальте. Владелец одного магазина по продаже одежды вспомнил, что продал найденные вещи мужчине лет 40. На Мальту прибыл художник, сотрудничающий с полицией, и нарисовал со слов владельца магазина портрет неизвестного. Его рост около 160 сантиметров, он крепкого телосложения, чисто выбрит, говорит с арабским акцентом, возможно, ливиец.
По мнению следователей, этот человек оформил багаж на самолет компании «Эйр Мальта», отправлявшийся во Франкфурт-на-Майне 21 декабря. В тот же день авиалайнер «Пан-Америкен», следовавший рейсом 103, взорвался над Локерби. Есть основания полагать, что злоумышленник мог, возможно, с помощью одного из служащих аэропорта в Валлетте, столице Мальты, сделать так, что его чемодан во Франкфурте-на-Майне был перегружен в багажный отсек «Боинга», летевшего рейсом 103.
Багаж, который перемещается с одного лайнера на другой, называется «межрейсовым». Правилами строго запрещается грузить чемоданы, коробки, свертки и т.д., принадлежащие транзитному пассажиру, до тех пор, пока он не сядет в самолет. Террорист, очевидно, каким-то образом зарегистрировал коричневый чемодан на имя человека, который уже находился на борту лайнера «Эйр-Мальта».
Представитель авиакомпании утверждает, что версия о «коричневом чемодане» проверялась. Она оказалась ложной. Шотландские следователи, однако, продолжают стоять на своем, утверждая, что Мальта стала ключевым пунктом, откуда смертоносный груз попал на рейс 103 в результате обычных багажных операций.
Шотландские агенты имеют сведения о том, как планировался этот террористический акт. Работая в контакте с разведывательными органами США, Великобритании и Швеции, они установили, что палестинец Мухаммед Абу Тальб, которого обвиняют в терроризме, был на Мальте в середине октября и встречался там с Хафезом Далькамуни из организации Народный фронт освобождения Палестины. По словам представителей американской разведки, НФОП находится в числе основных группировок, которые подозреваются в организации взрыва «Боинга». Они указывают, что террористический акт был осуществлен с ведома официальных лиц в Тегеране в отместку за уничтожение американским боевым кораблем иранского пассажирского самолета над Персидским заливом в июне 1988 года.
Далькамуни и пятнадцать его сообщников были арестованы западногерманскими полицейскими в пригороде Дюссельдорфа в октябре 1988 года. Были захвачены оборудование и материалы для производства взрывных устройств наподобие обнаруженного на месте падения «Боинга». Как установили эксперты, взрывчатка с взрывателем, срабатывающим на определенной высоте, находилась в корпусе магнитолы, помещенной, в свою очередь, в чемодан, который оказался в грузовом отсеке «Боинга». Однако западногерманские власти отпустили подручных Далькамуни за недостатком улик. Среди них был Марван Крисхат, который, как полагают, изготовил бомбу с взрывателем, реагирующим на изменение атмосферного давления.
После падения «Боинга» было немало утверждений, что будто к взрыву самолета над Локерби причастны чехосло-вацкие спецслужбы. Основанием для такого утверждения послужило то, что, во-первых, пластиковое взрывчатое вещество «семтекс» производилось в Чехословакии и, во-вторых, спецслужбы этого государства проводили специальные исследования по выяснению количества «семтекса», необходимого для взрыва авиалайнера в воздухе. Однако руководитель экспериментов майор Збинек Хибель категорически отверг сообщения о связи международного терроризма с произведенными в Чехословакии взрывами старых самолетов в воздухе. «В федеральном министерстве внутренних дел, – заявил он, – об экспериментах знали лишь несколько сотрудников особого отдела по борьбе с терроризмом. Эксперименты проводились с единственной целью – узнать, сколько «семтекса» необходимо, чтобы взорвать самолет в воздухе, то есть какого размера бомбу надо искать на борту, если она подложена террористами». Сейчас уже известно, что весить такая бомба может всего 200 – 300 граммов. Время показало, что обвинение против чехословацких спецслужб было выдвинуто без достаточных оснований.
По другой версии, нити диверсии тянулись к масонской ложе П2. Возникает вопрос о причине появления такого предположения. Оказывается, на борту самолета, следовавшего рейсом 103, находился комиссар ООН в Намибии шведский дипломат Бен Карлсон, при котором имелись документы, разоблачающие масонов, продававших оружие в ЮАР, а также военным группировкам, действующим в Юго-Западной Африке. По-видимому, в этом случае мы имеем дело с провокацией, организаторы которой стремились направить следствие по ложному пути.
…В заключение можно сказать, что первая версия, которую приняли на вооружение следователи, оказалась правильной.
В конце 1991 года международная комиссия, созданная для расследования катастроф одновременно в Шотландии и США, вынесла обвинительное заключение против двух агентов секретных ливийских служб Абделя Али аль Меграхи и Ламен Халифа Фимаха.
Страх и гнев, охватившие людей после авиакатастрофы над Локерби, вызвали в правительственных кругах США, как говорится в официальных отчетах, стремление предотвратить подобные катастрофы путем разработки надежных методов обнаружения взрывных устройств, в которых используется пластиковая взрывчатка.
В нью-йоркском аэропорту имени Джона Кеннеди для проверки багажа применяют теперь «нейросетевой» бомбоискатель. Он обнаруживает взрывчатые вещества, анализируя сложные показания датчика, определяющего, из каких химических элементов состоит каждая из вещей, лежащих в чемодане. Система оказалась настолько эффективной, что федеральное министерство авиации предложило авиакомпаниям оборудовать ею все основные аэропорты.
Метод, используемый в приборе, называется нейтронно-активационным анализом. Автор этих заметок – специалист в области применения этого метода в различных областях науки и техники, а также использования его для обнаружения взрывчатых устройств в багаже пассажиров авиалайнеров.
Если «бомбардировать» тепловыми нейтронами (иначе нейтронами малой энергии) чемодан и его содержимое, то образуются радиоактивные изотопы, которые испускают гамма-лучи. А поскольку атомы радиоактивных изотопов различных химических элементов испускают гамма-лучи различной энергии, каждый элемент можно легко распознать. Наиболее четкую «подпись» оставляет азот – главный составляющий элемент почти всех взрывчатых веществ.
Но азот – это еще и основной компонент многих других органических материалов, в том числе почти всех тканей. Поэтому, чтобы отличить пластиковое взрывчатое вещество от шерстяного свитера, необходимо распознать сложную картину, которую образуют сочетания большого числа различных элементов.
«Люди, занимающиеся этим, слишком медлительны, – говорит один из создателей прибора, инженер-программист Патрик Ши из международной корпорации «Сайенс аппликейшн». – Человек в течение часа способен внимательно изучить эти картины сочетаний в десяти чемоданах». Вначале Ши снабдил свой компьютер сложной статистической методикой интерпретации данных. В результате машина стала действовать в 60 раз быстрее человека, но при этом обладала существенным недостатком – такой чувствительностью, что начинала выдавать четыре ложных сигнала на каждые 100 мест багажа. При осмотре 600 мест в час это слишком много.
Тогда Ши и его коллеги отказались от статистических формул и обратились к такому компьютеру, работа которого похожа на работу человеческого мозга. Мозг не имеет центрального процессора; каждый из его нейронов соединен с тысячами других контактов, которые называются синапсами. Сложные задачи он учится решать, выдавая постепенно часть задачи разным нейронам. Как делится задача на составные части, пока остается загадкой. Однако весь эффект в целом имитации поддается.
Перед Ши встала задача научить нейронную сеть правильно читать картину показаний датчика гамма-излучения. Ключ к решению проблемы лежал в компьютерных «синапсах», каждый из которых мог бы соединить два компьютерных «нейрона» различными путями.
Когда нейрокомпьютер обследовал первый чемодан, его ответ носил случайный характер. Но после каждого очередного испытания программисты усиливали связи, которые способствовали выработке правильного ответа и ослабляли те, что приводили к ложной тревоге.
Постепенно машина начала «набивать руку». После 2500 испытаний «нейронная» сеть Ши стала уже обнаруживать 95% бомб только при двух ложных сигналах на 100 чемоданов.
Теперь даже Ши точно не знает, как компьютер решает эту задачу. «В такой сложной системе, как наша, – говорит он, – нельзя точно сказать, что делает каждая клетка. Так же, как в оригинале – человеческом мозгу».
Вениамин ЛУКНИЦКИЙ, журналист
Санкт-Петербург
«Секретные материалы 20 века» №4(48). 2001