Продолжение статьи от эксперта.
В этой части рассмотрим анализ запасов. Это очень интересный раздел. Любая организация – это экосистема, где все связано между собой. При анализе запасов видны многие «грехи» смежных отделов (маркетинг, продажи, закупки, планирование). Например, на предприятии планировали мероприятия по продвижению некого товара, но получилось не совсем так, как рассчитывали – «лишние» товары легли на полки склада. Запланировали серьезный прорыв в продажах по одной из категорий товаров, пополнили запасы по этой категории, но не «выстрелило» (например, неправильно оценили конкурентное окружение и/или прогадали с ценой) – «лишнее» опять легло на склад.
Можно долго перечислять различные варианты, и все они будут частью нормального рабочего процесса – как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но надо стараться делать так, чтобы экосистема компании была готова к подобному и умела сама себя восстанавливать.
Рассмотрим некоторые ключевые методы анализа и показатели, которые оцениваются нашими специалистами в ходе проведения аудита складской логистики и по которым можно оценить состояние компании.
Оборачиваемость товарных запасов. Это один из самых важных показателей. Сейчас, когда ставка рефинансирования центрального банка находится на уровне 16% годовых, деньги «дороги», как никогда. Представим такую картину: компания закупила партию надувных лодок, и, допустим, маркетологи не «угадали» объем продаж. Вложили 50 млн. рублей, тридцать миллионов удалось «отбить», а двадцать миллионов рублей «зависли» до следующего сезона. Казалось бы, ну и что?
Дело в том, что в бизнесе не только любое действие, но и бездействие стоит денег. Эти оставшиеся двадцать миллионов будут генерировать потери. Первое – это затраты на хранение. До следующего сезона запас лодок надо где-то хранить, и даже если у компании собственный склад, затраты все равно будут.
Второе – банальная потеря времени. До следующего сезона спроса на лодки, допустим, 9 месяцев, и все это время деньги не будут «работать». Вот пример расчета: 16% (ставца ЦБ) делим на 9 месяцев и получаем 1,33% в месяц, умножаем на 9 месяцев и получаем 11,97%. Теперь берем стоимость нашего остатка, который будет лежать без движения все эти девять месяцев (20 млн. руб.), умножаем на 11,97% и получаем 2,394 млн. руб. – это прямые потери от того, что деньги были «заморожены» в товаре.
Расчет коэффициента оборачиваемости товарных запасов достаточно простой, это отношение среднего количества отгрузки за период к количеству остатков за учетный период. Коэффициент оборачиваемости показывает, сколько раз за период в среднем оборачиваются товарные запасы компании.
Out-Of-Stock. Если коротко,OOS – это показатель отсутствия доступности товара на складе для продажи и отгрузки клиенту. Т.е. компания могла бы заработать на продаже товара, но по тем или иным причинам его нет на складе. В результате компания ничего не заработала и, возможно, еще и вызвала негатив у клиентов. Кроме того, из-за отсутствия товара на складе компании изначально лояльный к ней клиент мог купить товар у конкурента и «перейти» на его сторону в конкурентной борьбе – это еще более неприятная ситуация.
Причины подобной ситуации могут быть различными, их условно можно разделить на несколько групп:
- ошибки расчетов при планировании поставок;
- ошибки прогноза продаж (здесь ситуация может многократно ухудшаться, если и в прошлых периодах анализа продаж также наблюдался OOS);
- проблемы логистики транспортных и торговых партнеров;
- производственные проблемы и др.
ABC анализ. Данный анализ может быть выполнен в различных аспектах: анализ объемов отгрузки (например, в тоннах), анализ по сумме выручки от всего проданного объема, анализ по валовой прибыли от всего проданного объема. Данный вид анализа показывает:
- максимальную долю анализируемого параметра (например, отгрузка в тоннах) – группа А, 80%;
- среднюю долю анализируемого параметра – группа B, 15%;
- низкую долю анализируемого параметра – группа С, менее 5%.
Все 3 группы ABC складываются в 100%. По результатам анализа можно, например, понять, какие товары составляют наибольшую долю продаж компании. Можно рассчитать параметр по объему продаж, в сумме выручки или валовой прибыли. Часто встречаются ситуации, при которых товар по объему продаж может быть отнесен к категории A, но по сумме выручки он относится к другой категории, например, B. Может быть и такая ситуация: товар по объему продаж относится к категории A, а по валовой прибыли – к категории C. Простыми словами это значит, что компания тратит много ресурсов (места, техники, трудозатрат), а зарабатывает на товаре «копейки» – повод задуматься, а нужен ли вообще такой товар в ассортименте?
Иными словами, ABC-анализ позволяет достаточно объективно оценить выгоду от работы с каждым конкретным товаром. Применительно к топологии склада, товар категории A по объему отгрузки правильно располагать на складе ближе к зоне отгрузки, чтобы избежать лишних затрат на грузопереработку. Согласитесь, странно размещать товар с высокой оборачиваемостью в самом дальнем углу склада или на самом высоком ярусе стеллажа.
XYZ-анализ. Данный анализ позволяет оценить стабильность параметра, например, отгрузки. Вполне может сложиться ситуация, при которой отгрузка по конкретному товару на одной неделе – 10 тонн, а на другой – всего 2 тонны. Вот эту «нестабильность» и показывает данный анализ. Причины нестабильности могут быть разными, и они тоже должны быть проанализированы. Значение параметра существенно влияет на многие аспекты хозяйственной деятельности предприятия, например, на планирование объемов закупок для пополнения запасов склада.
DEF-анализ. Данный анализ позволяет оценить степень трудозатрат на грузообработку товара. Определяется количество обращений к товару за определенный период (например, за неделю). В качестве факта «обращения» может быть строчка из накладной отгрузки. Выше, когда я рассказывал про ABC анализ, я писал, что странно размещать товар с высокой оборачиваемостью в дальнем углу склада. Но это не так страшно, если в неделю за товаром обращаются условно 7 раз. А вот если количество таких обращений в неделю сотни – в этом случае трудозатраты на грузообработку возрастают многократно. Все это влияет на себестоимость грузообработки товара на складе и, в конечном итоге, на объемы продаж и прибыль компании.
На этом все. В ходе прочтения статьи у вас мог возникнуть закономерный вопрос: если речь идет о «простом» аудите складской логистики, почему в статье регулярно упоминались маркетинг, продажи, управление запасами и даже откуда-то взявшаяся ставка рефинансирования ЦБ? Дело в том, что ни один склад со всеми его логистическими процессами не существует в «вакууме», а работает в тесной связи практически со всеми подразделениями компании. Поэтому и аудит складской логистики нужно проводить в контексте деятельности всего предприятия. Мы в компании «СИТЕК» используем именно такой подход, а десятки наших довольных клиентов служат отличным доказательством того, что он верный.
Автор статьи: Феклинов Сергей - эксперт в области Аудита и логистического консалтинга.
Если вас заинтересовали услуги аудита и логистического консалтинга , вы хотите узнать больше и задать вопросы – свяжитесь с консультантами нашей компании любым удобным способом. Мы обязательно поможем!