Больше 120 семей состоят на обслуживании в центре «Опека». Люди, столкнувшиеся с жизненными трудностями, или вполне благополучные – объединяет их одно. Дети, которые попали под надзор правоохранителей. С начала года в Альметьевске 5 подростков стали участниками 18 преступлений. Если родители не справляются, за воспитания молодежи берется социум. И о лучшем общественном воспитателе наш сюжет.
Подопечный Лилии Паньшиной – школьник-девятиклассник. Он совершил мелкое хулиганство. И вместо максимальных 15 суток ареста, которые усмотрел Административный кодекс, воспитанник посещает психолога и проходит профилактику в центре «Опека».
«В основном, у нас административные статьи – небольшая кража, или они могут найти какую-нибудь карту, обналичить деньги – это уже преступление. Или, например, поздно вечером гулять» , рассказала Лилия Паньшина, специалист по социальной работе центра «Опека».
Лилия до этого трудилась в Альметьевском лесничестве, спасала леса и деревья, теперь работает с «цветами жизни». В социальной работе она – чуть больше года, и примерно половину этого времени осваивает профессию общественного воспитателя. Помочь педагогам могут и общественные организации.
По данным городской прокуратуры, за четыре месяца года пять подростков стали участниками 18 преступлений. В прошлом году за тот же промежуток соотношение было 10 на 23. Разница между числами возникает из-за того, что кто-то совершает «многоэпизодные противоправные деяния». Касается это самых популярных в Альметьевске категорий: сбыта наркотиков и мошенничества. В обоих случаях потенциальному подсудимому могут вменить в вину, буквально, десятки эпизодов. В первом все будет зависеть от количества сделанных закладок, во втором – от числа потерпевших.
Юлия Козакова в центре «Опека» – с 2018 года. И на второй год работы ей, как и Лилии Паньшиной, довелось участвовать в конкурсе «Лучший общественный воспитатель». Тогда на ее попечении была девушка примерно того же возраста, что и воспитанник Лилии. И психолог со стажем считает, что молодежная преступность возникает и в благополучных семьях. Причина та же – недосмотр родителей. Предпосылки другие.
«Встречаются и такие семьи – более благополучные. Родители даже и не думают, что ребенок чем-то противозаконным может заниматься. Это результат запущенности. Сейчас родители заняты: кто-то пытается заработать больше денег, чтобы устроить жизнь ребенка», считает Юлия Козакова, психолог
Государство вмешивается в семейные дела, когда сами люди уже не справляются. Подростки и сами становятся жертвами преступлений – в этом году их было 30. И педагоги от общества могут прийти на помощь в разных ситуациях. Тут важно не прогадать с выбором.
«Это тот человек, который заменяет родителей в тот период жизни, когда ребенку действительно трудно. Чтобы помочь ребенку, и он в итоге реализовал себя как личность», говорит Рузина Беляева, директор школы № 11, общественный помощник уполномоченного по правам ребенка в РТ.
В прошлом году через центр «Опека» прошло чуть больше 200 семей.
«На социальном обслуживании у нас сейчас состоит 122 семьи. За 2023 год снято с положительной динамикой 80. Это говорит о том, что мы свою работу делаем», сообщила Лилия Паньшина, специалист по социальной работе центра «Опека»
Лилия Паньшина, как и ее коллеги из других городов Татарстана, уже прошла муниципальный этап конкурса «Лучший общественный воспитатель». И перед финалом следующая остановка этап зональный. Он пройдет в эту пятницу, и в Альметьевск приедут педагоги со всего юго-востока.
Тимур Туманов, Новости юго-востока