Найти тему
Инвест-Форсайт

Инвестиции в туризм — 2024: стоит ли вкладывать деньги в отрасль и как это правильно сделать

В 2023 году бизнес вложил в туризм 800 млрд рублей — на треть больше, чем годом ранее. Отрасль продолжает расти и притягивать деньги. Почему стоит вкладывать в туризм сейчас, об особенностях разных источников инвестиций, перспективных направлениях и способах минимизировать риски расскажем в этой статье.

   Туристы в окрестностях пещерного монастыря Челтер-Мармара на обрыве горы Челтер-Кая в Крыму. Константин Михальчевский / РИА Новости
Туристы в окрестностях пещерного монастыря Челтер-Мармара на обрыве горы Челтер-Кая в Крыму. Константин Михальчевский / РИА Новости

Инвестиции в туризм — 2024: зачем, куда, как

Однозначный плюс туристической отрасли — это лояльный и стабильный спрос. Говорить о том, как быстро окупятся инвестиции в туристическую сферу, сложно — это очень зависит от проекта. Вложенные деньги в оборудование для туристического маршрута отобьются и начнут приносить прибыль за один сезон, чего не скажешь про резорт-отель с площадью в несколько гектаров.

Последние два года драйвером развития туризма стали по сути своей негативные факторы: ужесточились правила въезда в некоторые страны, выросли цены на перелеты и отдых на популярных курортах вне России. К сожалению, напряженность между странами пока только растет, соответственно, и спрос на отдых внутри России будет увеличиваться.

В российском туризме есть много вакантных направлений, где не только нет конкуренции, но и присутствует острый дефицит предложения. Так, например, спрос на отдых в санаториях был удовлетворен только на 50% по итогам 2023 года — заявляли эксперты на конференции Российского союза туриндустрии. Также все еще сохраняется нехватка номерного фонда. Что это, если не повод и не возможность для инвестиций?

В послании Федеральному собранию президент заявил, что к 2030 году турпоток по стране должен вырасти до 140 млн поездок в год, то есть увеличиться практически вдвое, вклад туризма в ВВП страны возрастет до 5%. Государство заинтересовано в развитии внутреннего туризма и оказывает поддержку турбизнесу. Как долго продлится такая политика властей — неясно, нужно пользоваться моментом сейчас.

Плюсы и минусы разных источников инвестиций

Проекты в туристической отрасли могут привлекать инвестиции разными способами. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Государственные деньги

То, что сейчас у всех на слуху. Действительно, гранты и субсидии на развитие туристических проектов дают и получают. В этом году государство обещает на развитие 85 регионов 6,2 млрд рублей. Плюсы очевидны — это деньги, которые не придется возвращать, при этом государству не нужно выделять долю в бизнесе. Но не все так однозначно, минусы у них тоже есть:

  • Нет гарантии, что вы выиграете в конкурсе.
  • Гранты и субсидии почти всегда целевые — их можно потратить лишь на определенные статьи расходов.
  • Нельзя строить бизнес только на эти деньги. Важно понимать разницу между субсидией и грантом. Грант — это то, что выдается до, а субсидия — после. То есть она только компенсирует расходы, необходимо иметь первоначальный капитал — субсидирование не подойдет для бизнеса, который не располагает финансами изначально. Впрочем, это относится и к грантовой поддержке.
  • И главное — о каждом рубле потраченных денег придется отчитываться. Если государство заподозрит вас в обмане, в лучшем случае — деньги придется возвращать, в худшем — можно лишиться бизнеса и попасть под уголовную ответственность.

Частные и краунд-инвестиции

Здесь действуют законы как и в других отраслях, но с поправкой на специфику отрасли. Если говорить о долевых инвестициях, то очевидный минус в том, что приходится выделять долю в компании и делиться прибылью с инвестором. Инвестору же стоит внимательно изучать проект, скрупулезно подходить к выбору объекта для инвестирования. Как и в других видах инвестиций, туризм использует инвестиции Friends, Family and Fools, инвест-платформы, краудфандинговые платформы, ищет инвесторов на акселераторах и др.

Долговые инвестиции

Если рассматривать как займодателя банки, то можно воспользоваться льготными условиями кредитования от государства для туриндустрии. Так, в марте этого года завершился отбор проектов для выдачи субсидированных кредитов в туристической сфере. Кроме этого, льготные условия для кредита можно получить по программам поддержки МСП, например по программе № 1764.

Также доступны краундлендинговые платформы для получения займа — взять деньги здесь относительно просто, но процент может достигать 30 и более, а срок кредита достаточно короткий — от полугода до 3 лет.

   Люди прогуливаются у Казанского кремля. Максим Богодвид / РИА Новости
Люди прогуливаются у Казанского кремля. Максим Богодвид / РИА Новости

На что обращать внимание, чтобы минимизировать риски

Туризм — отрасль специфическая. Привлекательной она является для бизнесменов с опытом, начинать с нуля здесь тяжело. Кстати, говоря о привлечении инвестиций, отлично, если это будут так называемые smart money — деньги от инвестора, который имеет опыт в данной отрасли. Это сильно повышает жизнеспособность проекта.

В любом случае привлекательность каждого конкретного объекта нужно оценивать индивидуально и относиться к этому максимально внимательно. Имеет значение масштаб проекта, стадия его развития: посев это или объект, который уже приносит прибыль. Если бизнес на стадии проектирования, нужны доказательства его жизнеспособности. Также необходимо учитывать субъективно туристические точки риска. К ним относятся: выбор региона, наличие транспортной инфраструктуры, конкуренция, природные особенности, вызовы при выборе локации, которые вносит текущая геополитическая ситуация и проведение СВО, туристическая ниша. Последний фактор особенно важен, от него будет зависеть многое.

Трендовые туристические ниши

Пляжный туризм по-прежнему лидирует в предпочтениях россиян. На обустройство пляжей действует программа господдержки в 2024 году.

Глэмпинги выстрелили в прошлом году, туристы распробовали формат, модульное жилье продолжит строиться — это быстро, относительно доступно и хорошо окупается. Здесь тоже государство субсидирует бизнесменов.

Пожалуй, самый перспективный тренд — крупные гостиничные комплексы, резорт-отели с развлекательной инфраструктурой, ресторанами, велнесс- и спа-центрами, бассейнами и бизнес-залами. Это сложные объекты, но именно на них есть спрос и дефицит. Сказывается общий тренд на рост уровня жизни и более высокие требования к комфорту. У многих людей есть опыт отдыха в подобных отелях за границей.

Становится популярен агротуризм — пасеки, фермы, контактные зоопарки, рыболовство.

Гастротуризм — винные туры, сыроварни, клубника-туры.

Есть тренд на совмещение с/х и туристической деятельности. Например, глэмпинг плюс ферма, плюс производство сыра с дегустацией. Вариант тем привлекательнее, что Министерство сельского хозяйства также реализует программы поддержки с/х-туризма.

Набирает обороты оздоровительный туризм — бани, сонный туризм, релакс-туризм.

Стоит также обратить внимание на развитие дорожной инфраструктуры и тренд на освоение «нераскрученных» локаций.

   Туристы на стене крепости Нарын-Кала в Дербенте. Алексей Даничев / РИА Новости
Туристы на стене крепости Нарын-Кала в Дербенте. Алексей Даничев / РИА Новости

Перспективные направления для инвестиций

По совокупности вышеперечисленных факторов можно выделить следующие наиболее благоприятные направления для инвестиций: Краснодарский край, Дагестан, Республика Татарстан.

Краснодарский край

Этот регион стал лидером по итогам конкурсного отбора на выделение господдержки, общая сумма которой составила 6,2 млрд рублей. Краснодарский край — безусловный фаворит у россиян среди пляжных курортов. Основные дефициты края — это недостаток номерного фонда, отсутствие предложений для отдыха с детьми. В рамках программы «Пять морей» планируется построить город-курорт Новая Анапа. Территория — 1,6 тыс. га, 100 гостиниц с номерным фондом до 25 тысяч номеров, 17-километровый песчаный пляж — проект уже окрестили «русским Дубаем».

В Краснодарском крае турпоток распределен неравномерно — это является еще одной точкой роста для региона. Например, Сочи и Анапа достаточно загружены, а Туапсе — менее, но природные особенности у них схожие. Туапсе на сегодняшний момент является более выгодным направлением для инвестиций, так как там меньше конкуренция. Инвесторы понимают, что максимальную выгоду сможет получить тот, кто зайдет в регион в числе первых. Уже в этом году планируется начать строительство гостиничного комплекса премиум-класса в поселке Агой Туапсинского района. Инвестиции в проект составят более 8 млрд рублей.

Из тормозящих факторов можно выделить недостаточно развитую транспортную инфраструктуру. Люди в индустрии здесь с нетерпением ждут постройки трассы Сочи — Джубга, которая, по прогнозам, поможет существенно нарастить турпоток. При возведении зданий необходимо учитывать сейсмоопасность региона.

Дагестан

Регион, который стал первым в стране по приросту турпоездок. В 2023 году туристический маршрут «Легенды Дагестана» признан национальным — это повышает престиж региона и притягивает инвестиции.

Масштабный проект всесезонный курорт «Каспийский прибрежный кластер» в Дербентском районе планируют начать строить в 2025 году. «Кавказ.РФ» разработал концепцию, в рамках которой будет возведено 28 гостиниц на 7,2 тысячи номеров, торговые центры, рестораны, спортивные, развлекательные постройки, парки. Планируется привлечь 70 млрд рублей частных инвестиций.

Близость Каспийского моря позволяет реализовывать проекты, связанные с развитием пляжного туризма. Горный ландшафт дает безграничные возможности для хайкинга и походов. Рафтинг-маршруты, гастрономический туризм, глэмпинги и кемпинги, необыкновенно богатая история и культура — все это можно успешно развивать в Дагестане. Край открыт как для более, так и для менее крупных инвесторов.

Учитывая потенциал региона, уже на летний период 2024 года компания Nordwind расширит географию точек, откуда можно прилететь в Махачкалу, до 20.

Татарстан

Здесь главной туристической артерией станет акватория Волги и Камы. К 2028 году планируют построить на берегу Куйбышевского водохранилища «Казань Марина». Инвестиции в проект оценивают в 21 млрд рублей. Туристический кластер будет включать в себя марину на 300 яхт, номерной фонд на 1,2 тысячи номеров, спортивную и развлекательную инфраструктуру. Кластер строится при поддержке «Туризм.РФ» в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Уже действует и планирует стать серьезным драйвером развития маршрут для пешего туризма «Волжская тропа». Профессионалы РТ, занятые в отрасли, отмечают как перспективные направления для бизнеса сейчас: увеличение номерного фонда, постройка глэмпингов в связке с походным и ретрит-туризмом, создание объектов семейного отдыха и событийный туризм. Открытие трасс М12 и М7 также будет способствовать развитию туризма в том числе автомобильного.

Как еще обезопаситься перед тем, как вкладывать в туризм

Выбирать, что ближе самому инвестору и в чем у него больше компетенций. Оптимально начинать с маленьких проектов, получить опыт и двигаться к более крупным.

Туристическая отрасль — это многосоставная деятельность: строительство, креативная составляющая, сервис, не говоря уже о финансовых вопросах. Необходима сильная и опытная команда.

Можно подумать в сторону поиска кофаундера — с помощью партнера хорошо закрывать огрехи в экспертизе и привлекать недостающие инвестиции. Важно при этом изначально оценивать, насколько совпадают взгляды у партнеров на ведение бизнеса, оценить, смогут ли они договариваться и передоговариваться. Это относится и к коллективным инвестициям — нужно правильно распределять роли и активы заранее.

Перед началом стоит оценить практику защиты инвестиций в выбранном регионе — увы, но сейчас не редкость спорные ситуации даже с госструктурами. Поищите информацию и соберите сведения, желательно из первых уст, о том, как проблемные случаи решаются в регионе. Много ли вообще таких ситуаций, в том числе связанных с правами собственности. Пишут ли о них в общественном пространстве, в СМИ. Обязательно консультируйтесь с юристами, которые работают в данном регионе.

И конечно, необходимо помнить про детальную проработку концепции и плана проекта. Перед этим проводите пристальное исследование своей целевой аудитории. Максимально точно прорабатывайте финмодель. Важно, чтобы она показала возможность выхода на безубыточность, даже если что-то пойдет по худшему сценарию. После того как вы составите все эти документы, обязательно покажите их нескольким незаинтересованным лицам для оценки.

Туризм — это однозначно перспективная отрасль, вливаться в которую нужно чем раньше, тем лучше. Однако не теряя головы и не поддаваясь ажиотажу: детальный просчет и объективный взгляд на возможные риски — лучшая стратегия для инвестиций в туризм.

АВТОР: Александра Ной
Генеральный директор компании-застройщика АО «Турбаза Волна»