Памятка для будущих девятиклассников и их родителей в преддверии ОГЭ
1. История, самая новейшая
Осенью 2023 года пришла весть, сильно меня удивившая: разрешили калькуляторы на ОГЭ по математике. Да вы что, офонарели,- это все, что мне хотелось сказать разработчикам.
Дети прыгали от счастья, родители закупались самыми лучшими инженерными (но непрограммируемыми) калькуляторами, а разработанные ранее типовые задания ОГЭ стали усложнять, иначе экзамен по математике превращался в фарс - более трети задач прекрасно решал калькулятор. И, к слову, когда калькуляторы в декабре все же запретили, некоторые усложнения так и не убрали, куда уж там, поздно.
2. Зачем же разработчики сделали это?
Сам Иван Ященко, автор множества продвинутых тренировочных сборников ОГЭ якобы был за калькуляторы. Во как! Конечно, нудные арифметические расчеты заглушают красоту математики, а ведь это поистине красивейшая наука: стройность, логика, магический мир чисел…
Но, однако, маститые математики уже забыли, как пришли к ним понятия и ощущения чисел, сейчас-то они владеют этими навыками абсолютно свободно. И вот, из благих побуждений ну и, я бы заметила, из-за неправильно понятой собственной миссии, взрослые, умные, матерые математические корифеи решили упростить Основной государственный экзамен по математике. Я думаю, что уже на следующий день, а, может, уже и через час после официального разрешения калькуляторов они поняли, какая это ошибка, но, чтобы ее не признавать (ну стыдно так ошибаться!), решили компенсировать упрощение усложнением.
Боги! Кто же не знает, куда ведут благие намеренья… Храните нас от любых изменений в давно выверенной и работоспособной системе! Не дай бог, завтра кто-то захочет вообще отменить ОГЭ - что будет вместо него? Сколько времени уйдет на разработку новых заданий, новых тренажеров, новых методик?! Детям, попавшим в этот период, сильно не повезет. Уже не повезло тем ребятам, кто поверил в отмену и готовился целых полгода к экзаменам с помощью калькулятора. То есть, простите, что он там готовился-то, кнопки маслом смазывал? Мой сынуля, например, криком орал, что не даю и не покупаю ему калькулятор, заставляю бедного - единственного в классе - считать вручную. Сейчас посмеивается - идет на экзамен с хорошо прокачанным арифметическим навыком.
3. И совсем чуть-чуть об арифметике, как о науке, реально являющейся основой математического мышления.
Давайте вспомним, как нас учили порядку счета - 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10… и в обратную сторону. Правильно же? Вспомним, как нас учили сперва складывать, потом вычитать. А таблица умножения? Что ж, рано или поздно мы овладели и ею. С годами математических тренировок некоторые из нас научились чувствовать цифры, мгновенно видеть в дробях возможность их сокращения, не производя расчетов более-менее точно представлять место числа в общей иерархии, то есть обзавелись математической логикой. Ну а единицы пошли дальше - к новым математическим вершинам и открытиям.
А теперь давайте просто дадим первоклашке в руки калькулятор. Давайте-давайте, уберем арифметику.
Что будет?
Наш первоклашка не станет изучать порядок счета, правила сложения, таблицу умножения. Дроби тоже пройдут мимо. Ну а действительно, ЗАЧЕМ? Калькулятор прекрасно справится.
Но тогда - если он все это не изучит - откуда у него разовьется математическое мышление, на пустом-то месте?
Мне как репетитору жалко и больно порой наблюдать победное шествие смартфонов в мире математических заданий. Бездумные безумные родители дают ребенку телефон прям чуть ли не с рождения. Ну и, когда ближе к школе естественным продолжением руки ребенка становится мобильник (в котором - помните? - всегда встроен калькулятор), ничего удивительного, что сама учеба не будет интересной, да и будет ли вообще учеба в такой ситуации? Посмотрел в интернете ответы, подсчитал, вернее, счетная машинка сама все подсчитала - вот уже и обед, и домой.
А ближе к ОГЭ я или другой такой же несчастный репетун бьемся с учеником над приведением к общему знаменателю, потому что наш подопечный в упор не видит чисел, состоящих из одинаковых множителей.
4. Человеку будущего не нужна таблица умножения,
- кричат на всех перекрестках сторонники «облегчения бедных детей от нудной арифметики». Зря! Без таблицы нет арифметики, без арифметики нет математики. Или людям будущего сама математика уже не нужна? Делегируем все роботам?
Очень спорно! Да и далеко еще до такого будущего, мне кажется. Его еще надо построить.
5. Ну а пока вернемся к нашим реалиям - экзаменам и детям, переходящим сейчас в пороговый 9 класс
Этой статьей я в первую очередь обращаюсь к их родителям, как к более разумной и думающей аудитории. Подростков убеждать бесполезно: за редким исключением они не осознают важности экзаменов и не обладают достаточной силой воли для жестких математических тренировок.
Дорогие мои коллеги по родительскому статусу, примите совет, добрый и проверенный: начиная с этого момента (а лучше вообще с 1 класса) не разрешайте делать домашние задания со смартфоном. Продумайте ваши возможности по проверке своего запрета, это может быть и родительский контроль, и прямое изъятие телефона на время уроков, и ваше личное присутствие на занятиях. Любые усилия, дорогие родители, но ребенок год перед экзаменом по математике (а лучше с 1 класса!) должен провести за ручным подсчетом.
И не попадайтесь на развод, что, мол, на физике разрешено считать на калькуляторе. Выбросите его!!! Спрячьте. Пойдет на экзамен по физике - возьмет.
Развесьте в удобных для «зацепа глазом» местах постеры с формулами, таблицу умножения, основные теоремы. Известнейшая ученая Мария Склодовская-Кюри часть детства прожила в комнате, оклеенной листами из физико-математической диссертации. Вот и результат!
6. Напоследок
Хотела признаться, что планировала в этой статье осветить понятие «непрограммируемый калькулятор», его особенности и свойства. Но я считаю это приспособление в нашей ситуации настолько абсолютным злом, что даже вот рука не поднялась что-либо описывать. Лучше вообще без него!
А вам - всяческих успехов.