Брось эти шуточки! У тебя там не закрытый … а открытый перелом.
Общеизвестно, что Джакомо Пуччини не успел дописать свою последнюю оперу. Будучи тяжелобольным, осознавая приближение смерти, он предполагал исполнение "Турандот" в незавершённом виде, без финала.
Оставшиеся черновики ко всему, что происходит после самоубийства рабыни Лиу, представляли из себя "бессмысленную музыкальную стенограмму". Они были загадкой даже для ближайших друзей композитора, решивших завершить произведение.
Несмотря на последнее желание Пуччини, чтобы партитуру закончил Риккардо Дзандонаи, сын композитора Антонио сделал выбор в пользу Франко Альфано, который совместно с либреттистом Джузеппе Адами "наваял" финальные сцены.
Далее в дело вмешался дирижёр Артуро Тосканини, сокративший на четверть получившийся материал. Основное внимание было уделено "внезапному" перерождению и душевному примирению Турандот.
И это проблема.
По сюжету в основе кровожадной ненависти китайской принцессы к мужскому полу лежала родовая психологическая травма. Её бабушку Лоу-Линь похитил, надругался и убил некий татарский воин из армии захватчиков.
Турандот мстит "за смерть её, за гибель, за бесчестье, за стон её предсмертный", задавая потенциальным женихам коварно-летальные вопросы:
Загадок будет три, а смерть одна.
Драматург Сьюзен Сун Хе Стэнтон и композитор Кристофер Тин для постановки в Вашингтонской национальной опере придумали новый финал.
По мнению авторов в существующем варианте не только "смазана" концовка, но и плохо раскрыты подлинные истоки ледяного бессердечия молодой красавицы.
Стародавняя история с обесчещенной бабушкой не может быть причиной маниакального пристрастия украшать городские стены головами несчастных претендентов на руку и сердце. Актуальная версия предполагает, что насилию со стороны неизвестного подверглась сама Турандот и именно собственный опыт "заковал её в лёд".
В финальном дуэте, вновь переживая ужасы нападения, принцесса рассказывает Калафу "о вкусе пепла, заполнившим её рот и невозможности стоять на ногах после принуждения". Избавляясь таким образом от своей великой боли, она испытывает катарсис.
В добавок ко всему либреттист умерщвляет отца Турандот, теперь она полноправная императрица! Сначала обрела силу, теперь обретает покой.
Целуя Калафа, Турандот решительно прощается с гнетущим прошлым и делает шаг навстречу правлению, основанному на милосердии, а замученная её Лиу будет с почестями похоронена рядом с бабушкой и отцом.
А я по-прежнему считаю, что открытый финал был бы лучше: Турандот остаётся один на один с Калафом.
Занавес.
И на самом деле, принцесса не является главным женским персонажем. Её партия начинается с середины второго акта. Более того, композитор не сочинил для неё "фирменную" арию, как для других своих героинь (Флории Тоски, Чио-Чио-сан, Манон Леско).
Итальянский музыковед Клаудио Сартори верно подметил:
"Турандот" не неоконченная опера, а опера, которая не может быть закончена. И это было счастье для Пуччини, что смерть наступила для него раньше, чем осознание её провала.
Ну а кто в "лебединой песне" композитора главная героиня лично мне и так ясно.
А вам?
Ссылка на пост будет находиться в постоянном КАТАЛОГЕ канала. Ещё по теме:
- Завершение чужих произведений (Моцарт, Бородин, Мусоргский, Пуччини, Бетховен, Брукнер, Малер) - Реаниматоры
- Какой конец лучше? - альтернативные финалы известных опер
Несмешная байка из книги Кшиштофа Мейера об одной из встреч Дмитрия Шостаковича с Игорем Стравинским:
... они встретились во время торжественного обеда, на котором по приглашению тогдашнего министра культуры Е. Фурцевой присутствовали несколько избранных композиторов. Карен Хачатурян рассказывал, что Шостакович, в высшей степени взволнованный, сидел боком к Стравинскому.
Неоднократные попытки последнего завязать беседу не давали результата: Шостакович отвечал односложно и разговора не поддерживал. Уже казалось, что из встречи ничего не получится, когда Стравинский внезапно спросил: "Вы любите Пуччини?" Шостакович почти выкрикнул: "Терпеть не могу, терпеть не могу!", что вызвало нескрываемую радость Стравинского, и диалог как-то наладился.