Все знают композитора Вольфганга Амадея Моцарта и практически никто не знает композитора Франца Зюсмайера. Между тем, они оба являются авторами Реквиема, моцартовского Реквиема. Вполне возможно руку к этому сочинению приложили и другие музыканты, в частности под подозрением Йозеф Эйблер.
Дело в том, что вдова композитора Констанция Моцарт, справедливо опасаясь, что заказчик Реквиема потребует обратно задаток, сделала всё возможное, чтобы неоконченное сочинение было сдано в срок. Музыковеды до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно авторства его частей. И это проблема не только Реквиема.
Самым оптимальным вариантом было бы оставлять незавершённые композиторами произведения в состоянии "как есть". Вот что успел сочинить, то и исполнять. И точка. Так нет же. Всегда найдутся энтузиасты дописать за умершим, вставить свои пять копеек, произвести ритуал музыкального воскрешения. И, по большому счёту, исказить первоначальную мысль, сделать из произведения нечто "живое", но с чужой душой.
Вот Николай Андреевич Римский-Корсаков. Талантливый композитор, плодовитый автор и перфекционист, никогда не мог пройти мимо недописанных сочинений своих менее дисциплинированных товарищей. После смерти Александра Сергеевича Даргомыжского, он вместе с Цезарем Антоновичем Кюи заканчивает оперу "Каменный гость". Ну ладно, на то была воля автора и Николай Андреевич ограничился в этом случае только оркестровкой и небольшой добавкой в виде увертюры.
Девятнадцать лет работал над оперой "Князь Игорь" Александр Порфирьевич Бородин. Видимо сидел над нотами только по большим праздникам. Как итог, опера осталась незаконченной. Завершали сочинение Римский-Корсаков и Александр Константинович Глазунов. Есть мнение, что на самом деле у Бородина была практически законченная партитура, а Римский и Глазунов сочиняли всё заново, ибо были не согласны с музыкальным языком химика-композитора. Чтобы скрыть следы "преступления", единоличным автором оперы был назначен Бородин.
При завершении за Модестом Петровичем Мусоргским оперы "Хованщина" Римский не только оркестровал готовый клавир, но и дописал необходимые по его мнению фрагменты, а часть партитуры исключил. Всё это делалось с благой целью - добиться разрешения на постановку. При этом истинный замысел Мусоргского был безусловно потерян. В 1913 году для парижской постановки "Хованщины" финальную сцену пишет Игорь Фёдорович Стравинский. В 1958 году Дмитрий Дмитриевич Шостакович оркеструет оперу заново. Получается, что у "Хованщины" уже три соавтора.
Другая опера Мусоргского - "Борис Годунов" - существует в двух авторских редакциях, в двух редакциях Римского-Корсакова и в редакции Шостаковича. И как ни странно, наибольшее распространение нашли варианты Римского-Корсакова, в которых были исправлены многие "шероховатости" первоначального музыкального текста Мусоргского, то есть искажена авторская идея.
Считается, что под влиянием "Бориса Годунова" Джакомо Пуччини намеренно отошёл от интимной камерности в своих операх, чтобы создать грандиозную "Турандот". Тяжёлая болезнь не дала ему закончить сочинение. Заключительные сцены по черновикам дописывал друг композитора Франко Альфано, поэтому финал оперы получился скомканным и несуразным. Вот реально, лучше всего было бы после самоубийства Лиу, когда Турандот остаётся один на один с Калафом, опускать занавес. И всё!
На премьере оперы дирижёр Артуро Тосканини неожиданно остановил представление и, повернувшись к публике, сказал: "Здесь перо выпало из рук композитора". Сама жизнь (вернее - смерть) подсказала какой должен быть идеальный оперный финал, а не это вот всё:
От опер перехожу к симфониям.
Дописывать за великими симфонистами это такое занятие, которое позволяет после смерти композитора погреться в лучах его славы.
По следам черновиков и набросков Людвига ван Бетховена британский музыковед Барри Купер реконструировал сочинение, названное им "Десятой симфонией". Пять лет ушло на восстановление пятнадцатиминутного отрывка. В 1988 году его исполнил Ливерпульский симфонический оркестр. Насколько это творение близко к истинным замыслам композитора сказать невозможно. Вторая часть для примера:
Из рукописного наследия Петра Ильича Чайковского в 2006 году композитором Петром Александровичем Климовым была составлена и исполнена так называемая симфония "Жизнь" в трёх частях. До этого восстановлением "Седьмой симфонии" в 50-х годах прошлого века занимался профессор консерватории Семён Богатырёв.
Девятую симфонию Антона Брукнера исполняют в трёх вариантах. Первый - только три части, которые успел дописать автор, с финальным "смертельным" adagio. Во втором варианте четвёртой частью по распоряжению композитора ставят его же гимн Te Deum. Третий вариант - полные четыре части с реконструированным по эскизам Брукнера финалом.
Наибольшую известность приобрела реконструкция Десятой симфонии Густава Малера. Как и в случае с Моцартом здесь оказалась замешана женщина - вдова композитора Альма Мария. Именно она не уничтожила рукописи симфонии, как того желал перед смертью автор, а опубликовала их в 1924 году. Говорят, что до этого Альма обращалась к знаменитым композиторам с просьбой о реконструкции, но получила отказ от Арнольда Шёнберга и Дмитрия Шостаковича. Одни отказались, а английский музыковед Дерик Кук в 60-х годах взял и "реанимировал" посмертное сочинение Малера. И теперь оно исполняется ведущими дирижёрами и записывается на компакт-диски. Десятая симфония Малера, как Ленин в Мавзолее - безжизненная мумия, созданная по конъюнктурным соображениям.
На этом всё.
Традиционная несмешная байка:
Эта история произошла с Игорем Стравинским в Барселоне, куда он прибыл, чтобы дирижировать концертами на фестивале, посвящённом его творчеству.
- По приезде в город, - рассказывал композитор, - меня ожидал приятный сюрприз, который я никогда не забуду. Среди людей, встретивших меня на вокзале, находился маленький пресимпатичный журналист. Когда он меня интервьюировал, ему захотелось чем-нибудь мне польстить, и он сказал: "Барселона ждет Вас с нетерпением. Ах, если бы Вы знали, как здесь любят Вашу "Шехерезаду" и Ваши пляски из "Князя Игоря"!
А у меня не хватило мужества его разочаровать.
Дорогие читатели и авторы, чтобы не утонуть в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог публикаций канала.