Я подготовила этот материал для родителей, которые сами занимаются подготовкой с детьми. Возможно, опытным учителям и воспитателям также будет полезна эта статья и какие-то моменты они возьмут себе в копилочку.
Я считаю, что в первую очередь, ребёнка нужно научить различать буквы и звуки.
Буква - это просто значок, символ. Буквы мы можем увидеть, прочитать, написать. Буква обозначает звук.
Недавно я узнала о том, что наш алфавит имеет очень интересное строение. Предлагаю и вам вместе с ребёнком понаблюдать за некоторыми буквами. Мне кажется, это хороший способ для запоминания их названия. Ведь то, что осмысленно и поддаётся какой-либо логике, понимается и запоминается гораздо лучше.
- Ближе к началу алфавита расположились буквы, названия которых заканчиваются звуком [э]: б[бэ], в[вэ], г[гэ], д[дэ], ж[жэ], з[зэ]. Затем в середине алфавита мы встречаем следующие буквы: п[пэ], т[тэ], ц[цэ], ч[чэ].
- Есть буквы, в названиях которых звук [э] стоит в начале. Они расположились в середине алфавита и далее: м[эм], н[эн], р[эр], с[эс], ф[эф].
- В названиях букв может присутствовать и звук [а]. Это буква к[ка] в середине алфавита, а затем буквы ближе к концу: х[ха], ш[ша], щ[ща].
Для визуализации можно выполнить рисунок. Например, каждая группа букв с похожими названиями будет жить в своём домике. В эту систему входят не все буквы алфавита, поэтому не забудьте остановиться и на остальных. Предлагайте ребёнку разные интересные задания, которые будут способствовать запоминанию букв: стихотворения, загадки, ребусы, шарады и д.т.
Переходим к звукам. Звук - это то, что мы произносим и слышим. (В школе учат записывать звук в квадратных скобках []).
Звуки разделяют на 2 группы: гласные и согласные.
Нас всегда в школе учили так: гласные звуки можно пропеть, протянуть, а согласные нельзя. Но это не совсем верно.
Например, попробуйте пропеть какую-то мелодию звуком [м]-ммммм или [н]-ннннн. Получается очень даже не плохо. Раскрою секрет: это можно проделать с любым звонким согласным звуком, но об этом позже. Так как же объяснить правильно?
Главное отличие гласных звуков от согласных состоит в том, что:
Гласные - это ртоотрыватели, то есть при их произношение воздух не встречает преграды. Чем громче мы хотим произнести гласный звук, тем шире открываем рот.
Согласные звуки - ртосмыкатели. Воздух встречает преграду (губы, язык, зубы и др). Чем громче мы его произносим, тем сильнее сжимаем преграду.
Для того, чтобы определить, какой звук обозначает буква, нужно уметь слушать. И очень важно не путать название буквы и то, какой звук она обозначает. Например, есть буква н (эн), а звук [н] нннн. Также обращайте внимание на правильное произношение самого звука, т.е. чисто, без призвука -ы (б, а не бы).
Буква не может быть гласной или согласной (твёрдой и мягкой). Ведь это просто знак. Так мы может говорить только про звук. Поэтому сразу учим ребёнка не путаться: «Согласный звук, гласный звук».
Отдельно остановлюсь на буквах е, ё, ю, я. Ребёнку нужно запомнить, что это именно буквы. Таких звуков нет.
Как это определить? Просто произнесите протяжно и прислушайтесь. Буква е обозначает звук [э] , ё-[о] , ю-[у] , я-[а].
Детям можно рассказать о том, что есть случаи, когда эти буквы обозначают 2 звука - мягкий звук [й] и соответствующий гласный. Так происходит в начале слова, после разделительного ь и ъ, после гласных. Но данная тема ещё сложна для дошкольников, поэтому сильно не акцентируете на этом внимание.
Загляните в мои подборки 👇
РАССЫЛКИ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ