Найти тему
Алексей Бакуменко

Как умение трубить спасло великого князя!

Во время династической войны в Московской Руси ростовские и ярославские земли не раз становились ареной кровавых столкновений. Очередное такое сражение состоялось ровно 588 лет назад, 14 мая 1436 года, на реке Черёхе (Черемухе), в окрестностях села Скорятина. Тогда это была территория Ростовского княжества, а ныне Большесельский район.

С одной стороны в битве участвовал великий князь Василий II Васильевич (впоследствии получивший прозвище Тёмный), а с другой – его кузен, претендент на московский престол Василий Юрьевич (вскоре получит прозвище Косой), князь Звенигорода и Дмитрова. Василий Юрьевич шёл со стороны Устюга, а Василий II вёл московскую рать для отражения этого рейда.

Великого князя в этом походе поддержал можайский князь Андрей и даже Дмитрий Красный, младший брат претендента. А на стороне звенигородского князя были вятские ушкуйники и дружина Дмитрия Шемяки, сам Шемяка сидел в это время в Москве под арестом.

Когда Василий Юрьевич понял, что войска конкурента рядом, он отправил к Василию II монаха Русана из Ростовского Борисоглебского монастыря с просьбой о перемирии. Великий князь согласился и даже «распустил полки кормов для» (для сбора фуража).

Этим и воспользовался Василий Звенигородский, внезапно атаковав стан своего двоюродного брата. Василия II спасло только то, что, несмотря не перемирие, он выставил сторожу, предупредившую его о нападении. Согласно Татищеву, великий князь разослал гонцов к ушедшим полкам, а сам, «схватив трубу, начал трубить. И тотчас собрались полки великого князя Василия Васильевича, пошли против супротивных, сразились, погнали князя Василия Косово и полки его». Согласитесь, в этом есть что-то эпичное: великий князь, отбиваясь мечом от наседавших бойцов противника, в другой руке держит боевой рог и постоянно трубит в него, призывая своих воинов на помощь. Просто Роланд в Ронсевальском ущелье или Боромир, сражающийся с орками у подножия Амон Хен.

Василию II повезло, что посланные за фуражом полки не успели уйти далеко. И что ближняя дружина сдержала первый натиск врага. В ходе сражения войска звенигородского князя были наголову разбиты, а сам он бежал с поля боя. Но Борис Тоболин и князь Иван Друцкий сумели догнать претендента, пленить его и доставить Василию II. По приказу великого князя его мятежный кузен был отвезён в Москву и ослеплён. Досталась и вятским воеводам, поддержавшим Юрьевича. Как писал историк Александр Зимин, один из них, Дятел, был повешен в Москве, а другого, Семёна Жадовского, в Переславле мужики ослопами убили, то есть, забили дубинами насмерть.

Было у этого сражения и ещё одно последствие. Незадолго до битвы на Черёхе вятчане сумели пленить ярославского князя Александра Брюхатого с женой и отправить их в свой город. Но узнав о разгроме Василия Косого, предпочли за лучшее отпустить из плена верного союзника московского князя.