Найти в Дзене
За впечатлениями!

Опера "Жизнь за царя" (Мариинский театр): испытание длиной 4,5 часа

Оглавление

Предлагаю договориться на берегу: испытание это для людей, которые не до такой степени поклонники оперного искусства, чтобы получить удовольствие от подобного хронометража. Но которых опера привлекает в достаточной степени, чтобы вообще на неё прийти.

Почему выбор - "Жизнь за царя"

Выбора не было вообще. Я бы пошла на что угодно, потому что в программу этой поездки в Петербург был включен поход в Мариинский театр. И безальтернативно 9 мая, другие даты заняты поездками и экскурсиями.

На 9 мая в Мариинке поставили в афишу "Жизнь за царя". Очень логично, понятно и в тему дня - о героизме русского человека.

За дирижерским пультом Гурген Петросян. Главные роли исполнили Станислав Трофимов (Иван Сусанин), Анна Денисова (дочь Сусанина, Антонида), Дарья Терещенко (Ваня, приемный сын Сусанина) и Ярамир Низамутдинов (Богдан Собинин, жених Антониды).

В начале постановки - мирные картины обычного вечера в доме Сусанина. Потом в действие вступает народ - жены встречают ополченцев, возвращающихся домой. Всё очень красиво, масштабные декорации, великолепное пение. 

Приятно слушать народную мелодику, Глинка пишет, подражая фольклору. И слова с соответствующей образностью - тут и война отождествляется с бурей, и воины - с соколами, и про красных девиц, и про добрых молодцев. Поют бесподобно, но об этом даже говорить бессмысленно, ничего другого от Мариинского театра никто не ждет.

Всё очень хорошо, но нещадно усыпляет. Я 9 мая проснулась в Москве в 3:30 ночи, чтобы вечером в Петербурге это слушать.

Заканчивается действие словами, слушать которые без улыбки у меня не получилось.

Дочь Сусанину говорит: "Я б замуж пошла, тут есть один".

Сусанин ей: "Ты в себе? На Руси царя нет, а тебе волшебный замуж подавай! Сначала нужен царь".

Тут в дело вступает Богдан, жених: "Да нашли царя, я был в Москве, там местные всё порешали". 

Сусанин: "Царь наш, из бояр?"

Богдан: "А то! Фамилия - Романов".

Сусанин порадовался. "Тогда, - говорит, - норм, благословляю".

Связь времен

На дворе 17 век, на сцене актеры в одежде того времени, обстановка общая вроде бы соответствует, но ненавязчиво, в деталях, постановщики вплетают в канву нюансы из других временных эпох. На улице стоит фонарный электрический столб, над столом в доме Сусанина люстра с электрическими лампочками, посуда тоже не начала романовских времен: чайник, вилки... Дальше больше: начинается приготовление к свадьбе и народ начинает крошить оливье в эмалированные тазы. На столе появляется клеёнчатая скатерть, докторская колбаса, банки с зеленым горошком и маринованными огурцами. Реалии уже нашего времени. Всё это интегрируется в постановку деликатно. Не сразу и внимание обратишь.

Бал поляков

В это время во дворце польского князя идёт бал. Смотреть - сплошное удовольствие. Я даже проснулась. Бал великолепнейший. Невероятной красоты костюмы, на сцене огромное количество артистов, они поют, танцуют, делая и то, и другое оооочень впечатляюще. Среди танцовщиц - балерины. Смотрю и понимаю: на балет в Мариинку надо непременно. Это совсем не то непотребство, что в Москве перед новым годом подсовывали зрителю под видом Мариинского театра. 

На балу поляки, обиженные, что их ставленника Владислава выгнали из Москвы, решают убить названного царя и отправляют делегацию в деревню Ивана Сусанина под Костромой. Царь, если что, в Костроме - оглашение было в Ипатьевском монастыре.

А Сусанин готовится к свадьбе дочери. Всё хорошо, оливье почти готов (рукалицо), на стол ставят напитки, еду, посуду, как тут к нему вламывается "бригада" поляков. Мужики серьезные, в черных куртках-алясках. Такие куртки со всей очевидностью символизируют иностранность, "ненашесть" прибывших и резко контрастируют с простой русской одеждой. Так образно постановщики показали разницу между "нашими" и "их".

В общем, поляки требуют проводить их к царю. "Ну ок", - соглашается Сусанин. А сам отправляет тайком Ваню предупредить государя. К слову, Ваню исполняет артистка-женщина, что не совсем понятно. Но ее невероятное, восхитительное, бархатное контральто - это лучшее, что со мной случилось в тот вечер. Все исполнители великолепны, а она - самая потрясающая из них.

Если долго-долго-долго

Всё бы хорошо, но на тот момент спектакль идет уже три часа и заканчиваться не собирается. Это рассказываю я быстро, а там одну и ту же строчку в арии 100500 раз повторят-перепоют, без развития сюжета хор девушек пощебечет на девичнике что-то про горлиц и айлюли, бал с танцами на полчаса. Ну и что, что красиво. Для жертвы интернета с клиповым мышлением это все звучит невыносимо затянуто. Да и утром в шесть вставать на экскурсию. Хорошо бы все как-то ускорились.

Безусловно, меня не спросили, с каким темпом развиваться событиям. Потом еще будут и дочь переживать, и жених ее утешать, он и тестя в лес поедет искать, и поляки будут подозревать недоброе, и Сусанин споет, что они что-то подозревают. Потом он еще минут 15 будет призывать зарю-заряницу, чтобы поскорее взошла, тогда будет понятно, что царь спасен. А у нас как бы уже двенадцатый час. Куча народу ушло, после второго антракта зал скорбно полупустой (а начиналось всё с аншлага). 

Но вроде всё

Сусанина убили, скоро домой. Трагедия народная уже никак не воспринимается на фоне личной трагедии. Чувствуешь себя не то поляком с желанием убивать, не то Сусаниным с мыслью, чем так жить, лучше сброситься в партер. И тут наконец звучит хор "Славься". И снова великолепно, еще и колокольным перезвоном сопровождается. Будь это часа два назад, душа бы моя пела в умилении и благодати, но на тот момент уже ничего, кроме облегчения, я испытывать была не в состоянии. Никогда в жизни я больше не пойду на оперу, не узнав сначала ее продолжительность.

А царю зашло!

Кстати, очень понятно, чем первая русская опера (а "Жизнь за царя" - это первая русская опера, выводящая на сцену народ и звучащая русскими фольклорными мотивами) так понравилась в свое время Николаю I. Еще бы, так воспевать самодержавие! Государственная идеология, сформулированная как "православие, самодержавие, народность", зародилась в просвещенное время правления именно этого императора. И "Жизнь за царя" - это произведение, которое воспевает героизм и самопожертвование русского человека, готового жизнь отдать за веру и царя.

Местами настолько рьяно воспевает, что даже слегка не верится в такую любовь к царю. Возможно, Глинка её слегка приукрасил ради господдержки спектакля? Так многие и сейчас делают.

Вместо эпилога

Это очень красивый, невероятно мощный и содержательный спектакль. Даже очень утомившись, мы не могли этого не признать, когда обсуждали постановку по возвращении в отель. Грандиозный финал "Славься", великолепная сценография, невероятное исполнение и погружение в историю...

-2

Теперь хочется сходить на "Князя Игоря", где история не менее народная и эпическая.

Пока же всё, о впечатлениях о Мариинке расскажу как-нибудь потом.

Заглядывайте в мой "Телеграм", там я пишу покороче и о другом ;)