Найти тему
3,6K подписчиков

Опера "Жизнь за царя" (Мариинский театр): испытание длиной 4,5 часа

1,8K прочитали

Предлагаю договориться на берегу: испытание это для людей, которые не до такой степени поклонники оперного искусства, чтобы получить удовольствие от подобного хронометража. Но которых опера привлекает в достаточной степени, чтобы вообще на неё прийти.

Почему выбор - "Жизнь за царя"

Выбора не было вообще. Я бы пошла на что угодно, потому что в программу этой поездки в Петербург был включен поход в Мариинский театр. И безальтернативно 9 мая, другие даты заняты поездками и экскурсиями.

На 9 мая в Мариинке поставили в афишу "Жизнь за царя". Очень логично, понятно и в тему дня - о героизме русского человека.

Предлагаю договориться на берегу: испытание это для людей, которые не до такой степени поклонники оперного искусства, чтобы получить удовольствие от подобного хронометража.

За дирижерским пультом Гурген Петросян. Главные роли исполнили Станислав Трофимов (Иван Сусанин), Анна Денисова (дочь Сусанина, Антонида), Дарья Терещенко (Ваня, приемный сын Сусанина) и Ярамир Низамутдинов (Богдан Собинин, жених Антониды).

В начале постановки - мирные картины обычного вечера в доме Сусанина. Потом в действие вступает народ - жены встречают ополченцев, возвращающихся домой. Всё очень красиво, масштабные декорации, великолепное пение. 

Приятно слушать народную мелодику, Глинка пишет, подражая фольклору. И слова с соответствующей образностью - тут и война отождествляется с бурей, и воины - с соколами, и про красных девиц, и про добрых молодцев. Поют бесподобно, но об этом даже говорить бессмысленно, ничего другого от Мариинского театра никто не ждет.

Всё очень хорошо, но нещадно усыпляет. Я 9 мая проснулась в Москве в 3:30 ночи, чтобы вечером в Петербурге это слушать.

Заканчивается действие словами, слушать которые без улыбки у меня не получилось.

Дочь Сусанину говорит: "Я б замуж пошла, тут есть один".

Сусанин ей: "Ты в себе? На Руси царя нет, а тебе волшебный замуж подавай! Сначала нужен царь".

Тут в дело вступает Богдан, жених: "Да нашли царя, я был в Москве, там местные всё порешали". 

Сусанин: "Царь наш, из бояр?"

Богдан: "А то! Фамилия - Романов".

Сусанин порадовался. "Тогда, - говорит, - норм, благословляю".

Связь времен

На дворе 17 век, на сцене актеры в одежде того времени, обстановка общая вроде бы соответствует, но ненавязчиво, в деталях, постановщики вплетают в канву нюансы из других временных эпох. На улице стоит фонарный электрический столб, над столом в доме Сусанина люстра с электрическими лампочками, посуда тоже не начала романовских времен: чайник, вилки... Дальше больше: начинается приготовление к свадьбе и народ начинает крошить оливье в эмалированные тазы. На столе появляется клеёнчатая скатерть, докторская колбаса, банки с зеленым горошком и маринованными огурцами. Реалии уже нашего времени. Всё это интегрируется в постановку деликатно. Не сразу и внимание обратишь.

Бал поляков

В это время во дворце польского князя идёт бал. Смотреть - сплошное удовольствие. Я даже проснулась. Бал великолепнейший. Невероятной красоты костюмы, на сцене огромное количество артистов, они поют, танцуют, делая и то, и другое оооочень впечатляюще. Среди танцовщиц - балерины. Смотрю и понимаю: на балет в Мариинку надо непременно. Это совсем не то непотребство, что в Москве перед новым годом подсовывали зрителю под видом Мариинского театра. 

На балу поляки, обиженные, что их ставленника Владислава выгнали из Москвы, решают убить названного царя и отправляют делегацию в деревню Ивана Сусанина под Костромой. Царь, если что, в Костроме - оглашение было в Ипатьевском монастыре.

А Сусанин готовится к свадьбе дочери. Всё хорошо, оливье почти готов (рукалицо), на стол ставят напитки, еду, посуду, как тут к нему вламывается "бригада" поляков. Мужики серьезные, в черных куртках-алясках. Такие куртки со всей очевидностью символизируют иностранность, "ненашесть" прибывших и резко контрастируют с простой русской одеждой. Так образно постановщики показали разницу между "нашими" и "их".

В общем, поляки требуют проводить их к царю. "Ну ок", - соглашается Сусанин. А сам отправляет тайком Ваню предупредить государя. К слову, Ваню исполняет артистка-женщина, что не совсем понятно. Но ее невероятное, восхитительное, бархатное контральто - это лучшее, что со мной случилось в тот вечер. Все исполнители великолепны, а она - самая потрясающая из них.

Если долго-долго-долго

Всё бы хорошо, но на тот момент спектакль идет уже три часа и заканчиваться не собирается. Это рассказываю я быстро, а там одну и ту же строчку в арии 100500 раз повторят-перепоют, без развития сюжета хор девушек пощебечет на девичнике что-то про горлиц и айлюли, бал с танцами на полчаса. Ну и что, что красиво. Для жертвы интернета с клиповым мышлением это все звучит невыносимо затянуто. Да и утром в шесть вставать на экскурсию. Хорошо бы все как-то ускорились.

Безусловно, меня не спросили, с каким темпом развиваться событиям. Потом еще будут и дочь переживать, и жених ее утешать, он и тестя в лес поедет искать, и поляки будут подозревать недоброе, и Сусанин споет, что они что-то подозревают. Потом он еще минут 15 будет призывать зарю-заряницу, чтобы поскорее взошла, тогда будет понятно, что царь спасен. А у нас как бы уже двенадцатый час. Куча народу ушло, после второго антракта зал скорбно полупустой (а начиналось всё с аншлага). 

Но вроде всё

Сусанина убили, скоро домой. Трагедия народная уже никак не воспринимается на фоне личной трагедии. Чувствуешь себя не то поляком с желанием убивать, не то Сусаниным с мыслью, чем так жить, лучше сброситься в партер. И тут наконец звучит хор "Славься". И снова великолепно, еще и колокольным перезвоном сопровождается. Будь это часа два назад, душа бы моя пела в умилении и благодати, но на тот момент уже ничего, кроме облегчения, я испытывать была не в состоянии. Никогда в жизни я больше не пойду на оперу, не узнав сначала ее продолжительность.

А царю зашло!

Кстати, очень понятно, чем первая русская опера (а "Жизнь за царя" - это первая русская опера, выводящая на сцену народ и звучащая русскими фольклорными мотивами) так понравилась в свое время Николаю I. Еще бы, так воспевать самодержавие! Государственная идеология, сформулированная как "православие, самодержавие, народность", зародилась в просвещенное время правления именно этого императора. И "Жизнь за царя" - это произведение, которое воспевает героизм и самопожертвование русского человека, готового жизнь отдать за веру и царя.

Местами настолько рьяно воспевает, что даже слегка не верится в такую любовь к царю. Возможно, Глинка её слегка приукрасил ради господдержки спектакля? Так многие и сейчас делают.

Вместо эпилога

Это очень красивый, невероятно мощный и содержательный спектакль. Даже очень утомившись, мы не могли этого не признать, когда обсуждали постановку по возвращении в отель. Грандиозный финал "Славься", великолепная сценография, невероятное исполнение и погружение в историю...

Предлагаю договориться на берегу: испытание это для людей, которые не до такой степени поклонники оперного искусства, чтобы получить удовольствие от подобного хронометража.-2

Теперь хочется сходить на "Князя Игоря", где история не менее народная и эпическая.

Пока же всё, о впечатлениях о Мариинке расскажу как-нибудь потом.

Заглядывайте в мой "Телеграм", там я пишу покороче и о другом ;)