Посмотреть "Щелкунчик" перед Новым годом - не знаю, где как, а в Москве стало трендом. Новогоднюю сказку ставят не только на балетных сценах, но и в драматических театрах. Кажется, в один из прошлых годов я видела даже рекламу оперы "Щелкунчик" - тогда она шла в Зарядье. Но я старообрядец, мне милее всего старый добрый балет под пробирающую до костного мозга музыку, знакомую с детства.
Пётр Ильич жил, жив и будет жить. Не в обиду Владимиру Ильичу будет сказано.
Почему Дом музыки
Да, я в этом году ходила на постановку в Доме музыки. Навела меня на эту мысль одна из комментаторов под моим постом о том, как сложно купить билет на "Щелкунчик" в Большом театре. Она поделилась, что в Доме музыки в этом году покажут сказочный балет с участием петербургских гастролёров, а именно - солистов Мариинского театра. Я обрадовалась! В Мариинке никогда не была, да и буду ли. А тут гора сама пришла к Магомеду.
Ну и как там, в Доме музыки?
Признаться, до этого похода я была в ДМ только однажды - на прошлое Рождество ходила слушать вальсы Штрауса. Не буду давать оценку концерту, сейчас не о нем, а вот звук в Светлановском зале абсолютно не понравился. Никакой звук. Плоский, хоть и громкий. То ли дело в консерватории, где звучание густое, его кожей чувствуешь.
Но возвращаясь к нашим баранам
Дом музыки имеет удобные залы, но совсем неудобен в своих фойе. Народу до начала спектакля - просто не протолкнуться.
Буфеты скромные, однако их несколько, поэтому очереди терпимые. Цены средние, по нашим временам можно сказать - с уклоном к низким. Бокал Абрау-Дюрсо - 500 рублей. Бутылка минералки 150 рублей.
В ассортименте бутерброды с колбасой, лососем, осетром, десерты.
Можно устроиться за столиком - фуршетным или классическим. Можно встать у перил и покрошить своим бутером на толпу в фойе этажом ниже. Шучу. Грех крошить осетриной.
Сейчас Дом музыки уже украшен к Новому году, в фойе тут и там стоят елочки, у главной ёлки - на страже бравый Щелкунчик.
Балет
Ну и главное. Постановка в исполнении Санкт-Петербургского классического балета с солистами Мариинского театра в ролях Маши и принца.
Как об этом написано на сайте Дома музыки:
Грандиозный новогодний праздник балета на сцене Светлановского зала – «Щелкунчик» П.И. Чайковского в блистательном исполнении артистов Санкт-Петербургского классического балета и солистов Мариинского театра. Гениальная музыка Чайковского, хореография легендарного Мариуса Петипа, великолепное мастерство танцовщиков, роскошные костюмы, специальные трехмерные проекции на орган, создающие 3D-эффект – все это «Щелкунчик», символ Рождества и Нового года.
Изо всех эпитетов соглашусь с гениальной музыкой и легендарным Петипа. Остальное мимо. Исполнение не блистательное, костюмы не роскошные, эффекты не 3D.
Обо всём по порядку
Во-первых, костюмы оказались скромными. Мне кажется, что-то наподобие шьётся в школах местным танцевальным ансамблям. Я даже не буду употреблять слово "Большой" и сравнивать несравнимое, но будучи полторы недели назад в Кремле на "Лебедином" отлично помню, как артисты выглядели на сцене там. Воистину, пока не сравнишь, не поймешь. Тогда (да и вообще всегда), я считала, что в балете по-другому не бывает. Я ошибалась. Если сравнивать костюмы, они как у Золушки до встречи с крестной и после.
Сцена. Сцена Светлановского хороша для того, чтобы разместить на ней оркестр или ансамбль или поставить певицу с микрофоном. А балет.... Хорошему артисту там прыгнуть негде. А соответственно, на этом небольшом пространстве выглядело всё... Не знаю, ужато что ли. Как слишком густой борщ, простите за сравнение. Водички Воздуха бы.
Исполнение. Я вообще не знаток балета. Тотальный и безальтернативный дилетант. Я не понимаю дотянутых ножек, правильно вывернутых коленей и чего-то еще подобного, о чем говорит Николай Цискаридзе в своих интервью. Мне просто очень красиво, я восхищаюсь легкостью балерин, их нечеловеческой гибкостью и изяществом. Для меня это параллельная вселенная, что-то неземное.
И вот наконец я узнала, что бывает по-другому. Что артисты кордебалета двигаются без синхронности. Да что там кордебалет - солисты в тех местах, где должны быть синхронные движения, не могут их выдать.
И сами солисты, знаете... Мне очень хочется быть тактичной и деликатной, поэтому я очень постараюсь.
Маша, она, как бы... Немного полновата.
Нет, чтобы вы понимали, она не прямо толстая. В сравнении со мной она всё равно тростинка. Но в сравнении с ее коллегами по цеху...
Все балерины, которых я видела до того вечера, отличались тем, что у них кожа натянута на мышцы. Смотришь и в каждом квадратном сантиметре их тела видишь работу. Каждая мышечка об этом говорит. А у Маши под кожей был новогодний оливье. Простите великодушно, исполнительница Маши. Я ничуть не хочу вас обидеть. Я просто блогер-дурачок, что вижу, то и пишу.
Но правда, я до этого ни разу в жизни не видела складок на боках и спине балерин, равно как и выпирающего над поясом округлого животика.
Уж не знаю, поэтому ли или так положено, но принц не поднимал Машу в высокие поддержки на вытянутых руках. Так, на полусогнутых. Но повторюсь, возможно, так задумано.
Вот билет на балет (цена вопроса)
Я купила билеты в центральную часть амфитеатра. И билеты, считаю, не самые дешевые - 5 300 рублей за один.
И первое, что приходит в голову при слове "цена" - это другая цена. Стоимость прошлогоднего "Щелкунчика" в Большом театре. Тогда мой билет стоил 7500.
Разница 2 тысячи с копейками, но эти постановки и эти походы даже сравнивать нельзя. Там сказка была не только на сцене, она витала в воздухе, в зале, в фойе. Это были такие эмоции! А тут...)))
И, вспоминая опять же недавний поход на Лебединое в Кремль, куда я сходила за 1200 (!!!), то относительно него, да и относительно Большого тоже, я бы нынешний Щелкунчик оценила рублей в 400. Спекульнули они на слове "Мариинка", конечно, нещадно.
Однако главное - знаете что?
Это был вечер, включающий новогоднее настроение. Это была потрясающая музыка Чайковского. Это были люди, собравшиеся в одном зале с одной и той же целью - погрузиться в атмосферу новогодней сказки за неделю до самой волшебной ночи в году. И это удалось!
Когда мы ехали обратно, дворники машины размазывали по ветровому стеклу какую-то совсем не декабрьскую мокрень. Но это было совсем не важно, потому что в душе колокольчики мелодично настукивали танец феи Драже.
Па-рарам-пам-пам-пам-парарам-парарам-парарам-тупитупиду-парарарарам)
А на следующий день мы нарядили новогоднюю ёлку.
Подписывайтесь на меня в Телеграме, там тепло, кратко и о разном. Без пересечения контента с Дзеном: