Автор nekojiru
Бидермейер - художественное течение 1815 - 1848 гг., зародившееся в Германии и наиболее распространившееся в немецкоговорящих странах. Бидермейер проник в живопись, музыку и литературу, не затронув архитектуру, и наиболее выражен в мебели и декоративно-прикладном творчестве.
На смену “наполеоновской” эпохе, с ее классическими помпезными формами, приходит романтизм. Это движение в литературе и живописи зарождается в Германии. Предтечей романтизму были представители литературной школы “Буря и натиск”, которые противопоставили культу разума, пропагандируемому классицизмом, эмоциональность и индивидуализм.
Важно отметить, что романтизм - это не про розовые сердечки, купидонов и любовь. Наиболее яркие представители немецкого романтизма: Гофман, Шиллер, Бетховен, Вагнер, Фридрих. Романтический герой - человек, томящийся по идеалу, который невозможно обрести в этом несовершенном мире. Романтический герой мрачен, загадочен и пессимистичен. Каков герой, таково и искусство эпохи романтизма.
Но этот настрой чужд очень многим людям, которые предпочитают простоту и в жизни, и в чувствах, и в мыслях. Простоту, удобство и сентиментальность. В ответ на этот буржуазный запрос появляется бидермейер - лаконичный, простой, сентиментальный.
Свое название стиль получил уже постфактум, в 1848 году немецкий поэт Йозеф фон Шеффель опубликовал два стихотворения: «Вечернее уютное времяпрепровождение бидерманна» (бидерманн - простой человек) и «Сетования праздного Майера», а в 1850 году другой немецкий поэт Людвиг Эйхродт объединил два слова в “бидермейер” - простак Мейер. Вскоре под псевдонимом Готтлиб Бидермейер он начал печатать пародии на нелепые стихи некоего провинциального школьного учителя.
Бидермейер как бы противопоставлен романтизму. Здесь высокое сводится к обыденному и бытовому: невероятная страсть - к тихой семейной жизни; думы о тщете всего сущего - к умилению детьми и щенками. Это отразилось и в музыке, и в изобразительном искусстве. В этих сферах в рамках этого художественного направления не было создано крупных произведений и вошел в историю бидермейер благодаря мебели и декоративно-прикладному искусству.
Основные формы бидермейер унаследовал у ампира, однако, значительно упростив их. Главные черты мебели бидермейер - удобство, добротность и практичность. Жилой интерьер “поворачивается лицом” к человеку. После помпезного и надменного ампира, интерьеры которого представляют собой пустынные анфиладные залы с неудобной мебелью, расставленной по максимально неуютным местам; бидермейер предлагает людям удобные кресла, с удобными, прямо-таки эргономичными спинками, расположенные в укромных уголках, где приятно уединиться, например, с книгой.
Основные черты мебели бидермейер:
- лаконичность и простота форм;
- минимум резьбы, декор появляется спорадически;
- практичность и удобство;
- многофункциональность - популярны раздвижные столы, откидные или выдвижные столешницы бюро и так далее;
- плавные изгибы спинок, гнутые ножки;
- широко применялась техника фанерования. Австрийский писатель Адальберт Штифтер в одном из произведений, посвященных Вене, так высказался о фанерованной мебели: “…все столы имеют простые сосновые ножки, щеголяющие, однако, в штанах из орехового или красного дерева”.
- среди обеденные столов доминируют круглые и овальные предметы на центральной опоре, реже встречаются столы на четырех ножках.
Заглядывайте в наш телеграмм-канал у нас не толерантно, цинично, весело и иногда познавательно.t.me/...rik