Как помочь ребенку сделать осознанный выбор и не ошибиться с предметом на ОГЭ – рассказывает преподаватель образовательного центра «Талантум» по истории и обществознанию Яков Кузьминых.
Обществознание – самый легкий предмет?
Обществознание – один из самых популярных предметов по выбору на ОГЭ. При этом, по информации Московского центра качества образования, в прошлом году только 14% учеников сдали экзамен на «отлично». 39% девятиклассников сдали экзамен на тройку – это больше трети всех учеников. Ещё 3% девятиклассников экзамен не сдали. Почему так происходит?
По словам преподавателя, есть несколько причин, по которым дети чаще всего выбирают обществознание на ОГЭ. Одна из них – неверная оценка сложности экзамена. Обществознание начинается с 6 класса с достаточно простых тем – потребности, познание, деятельность. В 7 классе ребята изучают основы российского законодательства, и только к 8-9 классу, где изучается экономика и политика, темы становятся сложнее:
«Когда подходит время выбора экзамена, у ребят срабатывает “условный рефлекс”, что надо выбирать самое простое и знакомое. Поэтому выбор падает на обществознание. И, соответственно, в некоторой степени дети переоценивают свои возможности», – рассказывает преподаватель.
Стоит ли ориентироваться на оценки в школе?
Второе, что важно знать родителям: даже если у ребенка хорошие оценки в школе – это не всегда гарантирует успешную сдачу ОГЭ.
«Экзамен в формате ОГЭ по обществознанию проверяет уровень подготовки выпускника за весь курс основной школы. А что такое оценки 4-5? Оценки 4-5 – это текущие оценки в рамках пройденного материала. То есть если ученик, скажем, получил в 9 классе за первую четверть “отлично”, то это означает лишь то, что он успешно освоил несколько тем по блоку “Политика”. Но вовсе не означает, что он помнит весь курс по обществознанию, начиная с шестого класса», – отмечает Яков Кузьминых.
Поэтому и родителям, и детям, стоит отнестись к выбору предметов на ОГЭ серьезно.
Как помочь ребенку с выбором
Осознанный выбор делают ребята, которые хорошо понимают свою цель. Например, поступление в профильный класс или колледж, желание попробовать свои силы перед будущем ЕГЭ.
Чтобы выстроить систему подготовки и понять, стоит ли выбирать предмет, есть несколько инструментов:
- Поговорите с ребенком о целях. Узнайте, какие предметы ему интересны в школе, предложите пройти профориентацию. Уточните в школе, планируется ли в 10 классе разделение классов по профилям, составьте траекторию обучения.
- Изучите доступную информацию об экзамене. Её можно найти на сайте ФИПИ – это полезно как для детей, так и для родителей. Обратите внимание на минимальные баллы, демонстрационный вариант, количество и формулировки заданий.
- Познакомьте ребенка с форматом экзамена. Это можно сделать как самостоятельно, так и в разных образовательных организациях. Например, мы проводим бесплатное тестирование в формате ОГЭ для ребят, начиная с 8 класса. Тестирование проходит в формате реального экзамена: ребенку выдается актуальный вариант и экзаменационный бланк, без смартфонов и других гаджетов, без знакомых учителей. После тестирования преподаватель консультирует родителей и детей: какие есть ошибки, на что обратить внимание при подготовке, с чего лучше начать.
Эти три пункта помогут ребенку сделать осознанный выбор, а родителям правильно выстроить траекторию обучения.