Автор: Дмитрий Горин
Когда же у нас стало модным понятие «человеческий фактор»? При том, что существовал он с того времени, когда и явился миру первобытный человек. И, если что-то плохое или хорошее происходило благодаря личности, а не, допустим, явлению природы, так это он и был пресловутый «человеческий фактор».
Однако в моду это выражение вошло лишь в конце ХХ века с приходом Михаила Горбачева. Тогда, в силу личной склонности к многословию, не всегда привязанному к реальности, он изрядно, то ли обогатил, то ли засорил русский язык. Однако понятие «человеческий фактор» заняло устойчивое положение в структуре русского языка. Вероятнее всего, потому, что именно в тот период из коллективного самосознания стало буквально продираться индивидуальное, личностное. В конце концов, что бы ни случилось, мы это обязательно рассматриваем с позиции «человеческого фактора».
Фактор мигранта
К сожалению, в последнее время возникло и зажило своей жизнью такое понятие, как «фактор мигранта». Оно пока не вошло ни в бытовой, ни, тем более, в официальный язык. Но оно существует. Убедиться в этом довольно просто. Вам ведь приходилось видеть объявления такого содержания: «Русская семья без детей, снимет квартиру на длительный срок…».
К чему здесь упоминание национальности, по-вашему? Именно, потому, что арендодатели жилья в подавляющем большинстве не хотят иметь дело с мигрантами. А еще признайтесь, после любого сообщения о драке, поножовщине, теракте, вам интересно было в первую очередь узнать, кто же фигуранты этих происшествий? Какой они национальности и откуда родом?
Это и есть тот самый «фактор мигранта», уже сложившийся в сознании большинства коренных жителей России. Увы, сегодня этот фактор «по уши» погружен в негативный контекст. Однако, не стоит в этом винить исключительно самих приезжих и недооценивать роли их корыстных «благодетелей» внутри самой Российской Федерации.
Чем примечательна трагедия в Петербурге
В этом смысле весьма показательным стало недавнее происшествие в Санкт-Петербурге, связанное с падением в Мойку рейсового автобуса №262. Известно, что жертвами трагедии стали 7 человек. Водитель - 44-летний уроженец Таджикистана Рахматшох Курбонов, которому удалось выжить, заключен под стражу до 9 июля 2024 года. Он несколько лет назад получил российское гражданство. На него заведено уголовное дело по статье «нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть».
«Человеческий фактор» здесь просто невозможно игнорировать. По словам свидетелей, Курбонов отвратительно водил автобус: небрежно, агрессивно и опасно. Кроме того, за множество нарушений ПДД на нем «висели» штрафы на сумму до 5 тысяч рублей. Добавим к этому еще и то, что после 20-часовой смены (!), поспав, по разным данным, то ли 2, то ли 3 часа, он вновь отправился в рейс.
Хорошо, а если следствием будет установлено, что автобус был неисправен? Согласитесь, в этом вина не машины, а человека, отправившего водителя кататься и перевозить людей со сломанными тормозами. А тот диспетчер, который, зная состояние шофера, заставил его вновь сесть за руль? Он тоже попытается спрятаться за техническую неисправность или пресловутый «фактор мигранта»? По сведениям RuNews24.ru, на счету перевозчика ООО «Такси», в чьем ведении находился и печально знаменитый автобус 262-го маршрута, числится 23 административных правонарушения. Кроме того, известно о случаях работы без лицензии или с грубым нарушением условий. В общей сложности с компании было взыскано штрафов на сумму более 3,5 миллионов рублей.
Кроме всего прочего, остается загадкой, как человек, не владеющий русским языком (в суде он общался через переводчика), вообще имел на руках российский паспорт и работал водителем автобуса? Так и вспоминается знаменитый диалог из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова:
«– Как же, позвольте?.. Он служил в очистке…
– Я его туда не назначал, ему господин Швондер дал рекомендацию, если я не ошибаюсь».
Так, что за спиной условного «шарикова», как правило, стоит «швондер».
Так кто же виноват во всем?
И не кажется ли вам, что истинные виновники трагедии сидят «выше», а приезжие - просто слабое и крайнее звено в этой цепи недобросовестных и алчных работодателей, представителей мигрантских служб, всевозможных корыстных чиновников разного уровня и масштаба?
Может быть, кому-то кажется, что приезжие из жарких регионов, «новые россияне», сами по сотне человек прописываются в одну квартиру? Или что они сами, без чьей-то помощи и протекции, поделили и захватили многие сферы деятельности, оттеснив коренных жителей? Вдруг, кто-то думает, что они сами себе определяют заниженные зарплаты на рынке труда? Зарплаты устанавливают «умники» таким образом, чтобы местным они казались неприличными, а приезжим – в самый раз.
Увы, и перенасыщенность наших городов мигрантами, и наличие нелегалов среди них, и их дерзкое, распущенное поведение – результат чьей-то недобросовестности и жадности здесь у нас, в России.
Нет, конечно, я не хочу сказать, что водителя утонувшего автобуса подставили те самые россияне, кто нанял его на работу, отпустил на рейс или выдал паспорт, и он вообще ни в чем не виноват. Все решит суд. Просто в этой истории нужно смотреть глубже. Кто же на самом деле убил семерых пассажиров? Ответ, думаю, лежит на поверхности.