Найти тему

Двенадцать стульев и один Гамбс: история растерзанного гарнитура

Оглавление

- О, барин из Парижа приехал!

Большинство персонажей романов Ильфа и Петрова — это полипы, облепившие с разных сторон корабль идущего в будущее социализма. Этот социально обреченный мирок полипов и есть основной предмет внимания сатириков, -

писал в предисловии к знаменитому роману "Двенадцать стульев" Константин Симонов, чтобы мы всё правильно понимали про книгу. Мы понимаем, однако история со стульями Гамбса остается туманной. И даже плотно-сумрачной для новых поколений. Что за Гамбс такой? Его стулья были дороги и редки? Его стулья были престижны? Когда они появились в России? Когда стали антикварной редкостью, и что было с самим Гамбсом, не погиб ли в революционном расколе, как весь его гарнитур, обитый английским ситцем в цветочек?

Ситцы-чинцы

Кстати, нормально ли это — обивать стулья тонким, легко рвущимся и вытирающимся ситцем? В рукописи двух авторов указано сначала, что мебель была обита «сиреневым штофом», то есть плотной узорчатой шерстяной или шелковой тканью, что логично. А затем, почему-то (??!) плотную обивку поменяли на нежный ситец.

Ситец-то он ситец, да английский. Его выделяли две приметы: плотность ткани и приятный рисунок (обычно это были венки из розочек и мелких цветков с лентами, шпалеры и цветочные гирлянды).

Изобретателями "английского" ситца были не англичане, а индийцы. Чинц это плотный вощеный ситец или лен, который не пачкается, не мокнет, не поддается быстрому истиранию. Такую ткань производили в  центральных и юго-восточных регионах Индии особым методом нанесения фиксирующего контура и разбрызгивания краски, — слово chintz обозначало кропление. Позднее словом "чинцы" стали называть другие способы населения рисунка: окрашенные вручную ткани, штампово-набивные, батик. Главное, чтобы ткань была плотно-вощеной. Особенную ценность английским ситцам придавала прочность окрашивания - их краски со временем не тускнели.

-3

Нашли ли киношники настоящего "Гамбса"?

Я не буду воспроизводить кинобайки, в сети их очень много, но то, что касается стульев, вынужденно перескажу. Считается, что режиссёр первой экранизации
фильма "12 стульев" Леонид Гайдай велел ассистентам и бутафорам искать настоящие образчики. Он предполагал, что у кого-то они могли сохраниться. Дали объявления в вечерке, подняли на ноги антикваров... Якобы нашли один у старушки из бывших, посулили ей любые деньги в рамках утвержденного бюджета за стул, но она заартачилась и не пожелала продать стул, который был дорог ей, как память о былом. Сделали фотографию, которую показали всем мебельным фабрикам того времени, и никто не взялся за "гамбса", так как не располагал оборудованием для придания гнутых форм. Но, как будто бы, где-то в Арабских Эмиратах стулья согласились изготовить. И вот этот мебельный выводок, за который плачена валюта, по ходу фильма затем один за одним потрошили.

Сразу скажу: не верю ни одному слову этих рассказов. Стул старушка, конечно, могла не отдать — да и с какой стати ей баловать киношников, а вот то, что 12 стульев (пожалуй что побольше, с запасом на дубли) делали за рубежом, так как в СССР "никто из краснодеревщиков не взялся за заказ" - это какой-то финт ушами, посыпание головы пеплом, постфактумное ритуальное вбивание осинового кола в тело скончавшейся страны. (обо мне - здесь)

Смотрите, это стул из фильма Гайдая 1971 года.

-4

А это стулья из фильма "Вождь краснокожих" — третья новелла в фильме "Деловые люди" 1962 года.

-5
-6

Как говорится, найдите отличия. Этот "гамбс" стоял на складе реквизита Мосфильма и снялся, наверняка, еще во многих фильмах.

У Гайдая, кстати, стулья меняют конфигурацию. То такие...

-7

А то такие. По центру навершия есть виден гребень декор. И рисунок обивки другой.

-8

То обивка в полоску. Рекламную продукцию заказывали, когда фильм уже сдан госкомиссии (читал воспоминания советских режиссеров). Ничем не могу объяснить этот разнобой.

-9

Кто из Гамбсов сделал стулья?

Что из себя представлял гарнитур? Только стулья? Нет!

Помню, я-то отлично помню… Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская, - говорит Ипполит Воробьянинов.


И вот такое клеймо должно было быть на каждом предмете мебели.

Такая надпись должна была быть на каждом стуле - «Ebeniste-Mecanicien de la Cour Gambs a St. Petersbourg». Эбенист - мастер, умеющий работать с эбеновым деревом, с дорогими сортами древесины. Механик при Императорском дворе Санкт-Петербурга. Гамбс служил в России и считался русским мастером.
Такая надпись должна была быть на каждом стуле - «Ebeniste-Mecanicien de la Cour Gambs a St. Petersbourg». Эбенист - мастер, умеющий работать с эбеновым деревом, с дорогими сортами древесины. Механик при Императорском дворе Санкт-Петербурга. Гамбс служил в России и считался русским мастером.

Родоначальником династии Гамбсов был Генрих Даниэль. Он скончался во время эпидемии холеры в 1831 году, из чего понятно, что стул, начиненный бриллиантами, произведут позже. Известно, что в 1860 году производство мебели под оригинальной гамбсовской маркой (клеймо на фото выше) было прекращено.

Найденная же в стуле табличка гласила: "Этимъ полукресломъ мастеръ Гамбсъ начинаетъ новую партiю мебели.1865 г. Санктъ-Петербургъ". Стулья, стало быть, изготовили потомки мастера.

Генрих женился на Шарлотте Антоновне Вэнкер фон Данкеншвейль. Ее отец был дворянином, но несмотря на это работал руками. В Петербурге он сделал бизнес на модном товаре — шил щегольские одежды, и был так успешен как модный кутюрье, что обзавелся завидной недвижимостью. В одном из домов на Итальянской, 17 тесть поселил молодых, чета Гамбсов перебралась туда, там же мастер умер, а в нижних этажах располагался его мебельный магазин.

Итальянская, 17. Тут можно было купить мебель Гамбса.
Итальянская, 17. Тут можно было купить мебель Гамбса.

У пары родились сыновья Петр, Александр Людвиг, Эрнест Фердинанд и Густав Ксавьер. Дело отца продолжили только Петр и Эрнест. Значит, стулья воробьяниновской тещи — Клавдии Петуховой были изготовлены либо Петром, либо Эрнестом. Но кто же из них оставил табличку? Думаю, Пётр.

Отец семейства Гамбс был еще жив, однако дела уже вел старший Пётр. Можно предположить с большой долей вероятности, что именно под его руководством была изготовлена мебель мадам Петуховой, так как позже, когда подрос Эрнест, клеймо Гамбсов стало выглядеть так — "Братья Гамбсы", а у Ильфа и Петрова на фабричной бирке от 1865 года указан один Гамбс.

-12

Чем так хорош Гамбс?

Генрих Гамбс - родоначальник марки - прославился тем, что умел ловко имитировать модный стиль "жакоб". Узнать мебель "жакоб" легко по корытообразным спинкам кресел и диванов, простым формам шкафов, утончающимся книзу ножкам изделий, отделке латунью, богатству розеток. Но это не главное — Гамбс создал "русскую вариацию" модного европейского стиля, и этим вошел в историю дизайна, как оригинальный ... РУССКИЙ ... мастер.

Его учитель, мастер Дэвид Рёнтген, освоил "спросовые решения" мастера Жакоба и внедрил в производство массу своих новаций. Некоторые касались маркетинга. Он, например, продавал обедневшим английским аристократам мебель путем розыгрыша лотереи. Она доставалась бесплатно одному, а на лотерейных билетах мебельщик получал тройную-пятерную цену за товар.

Для российского двора Рёнтген придумал другую комплиментарную безделицу.

Он изготовил шкаф с кучей "трюков": выдвигающимися полками, скрытыми хранилищами, раскладывающимися 3D панелями. И перед дверью поместил скульптуру собачки. Это была любимая левретка Екатерины II Зимира. Двигая песика, можно было открывать и закрывать потайные части шкафа. Говорят, собачка решила всё — Рёнтген получил за мебель сумму, на которую можно было приобрести средне-дворянское имение. Сверху запрошенных 20 000 рублей царица добавила 5000 рублей и золотую табакерку. Довольный Рёнтген отбыл восвояси, рекомендуя российскому двору своего ученика Гамбса. Так что стартовые позиции Гамбса были обеспечены авторитетом его мэтра.

-13

Точнее, на успех в России Рёнтген благословил двоих питомцев, им и принадлежит слава "русского жакоба" — Христиану Мейеру и Генриху Гамбсу.

Простые формы, изящная отделка, легкость, остроумная механика - вот отличительные черты мебели учеников мировой звезды.

Бюро с множеством скрытых отделений и музыкальная шкатулка - два в одном от Гамбса.
Бюро с множеством скрытых отделений и музыкальная шкатулка - два в одном от Гамбса.

Консоль с литьевыми вставками в египетском вкусе и ножками, имитирующими лапы.
Консоль с литьевыми вставками в египетском вкусе и ножками, имитирующими лапы.

В 1807 г. Генрих Гамбс получил российское подданство, через пару лет - звание придворного механика и звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.

А как же выглядят стулья и диваны из коллекции Гамбса? Вначале как типичное подражание стилю "жакоб". Затем уже как русская интерпретация стиля - с типичными для России птицами и животными в декоре, без излишней декоративности - лаконично и изысканно.

Часть экспозиции «Зал Гамбса».  Эрмитаж.
Часть экспозиции «Зал Гамбса». Эрмитаж.

Гарнитур с резными диванными спинками и креслами округленной формы (корытца). "Зал Гамбса". Эрмитаж.
Гарнитур с резными диванными спинками и креслами округленной формы (корытца). "Зал Гамбса". Эрмитаж.

Кресло в готическом стиле.
Кресло в готическом стиле.

И немного стульев-кресел.

Теперь вы знаете немало о стиле Гамбса, и вам решать, удалось ли команде Гайдая воссоздать стиль Гамбса в 12 стульях фильма, похож ли узор обивки тех стульев на чинец-английский ситец. Делитесь соображениями! И, кстати, еще один вопрос. Сколько бы стоил оригинальный стул, если бы его сегодня продавали в антикварном магазине?

-20

Спасибо партнерскому проекту "ПроСвет" за информацию. О другой исторической мебели можно прочитать здесь: