Найти в Дзене
KUPIKOD

Мнение: TES4: Oblivion лучше, чем Skyrim

Оглавление

Вы, наверное, устали слышать о том, как замечательна пятая часть легендарной серии The Elder Scrolls — Skyrim. Тодд Говард настойчиво предлагает нам купить эту игру в очередной раз — на новой платформе, с улучшенной графикой или дополнительным контентом. Эксперты расхваливают её как одну из лучших RPG всех времен, а поклонники не устают восторгаться свободой мира, красотой пейзажей и глубиной погружения.

Но знаете что? Я позволю себе не согласиться с большинством. Да, пятая часть — отличная игра, которая достойно продолжает традиции серии. Однако, на мой взгляд, предыдущая часть, The Elder Scrolls IV: Oblivion, вышедшая в 2006 году, была ещё лучше. И сегодня я расскажу, почему считаю именно её пиком серии на данный момент.

Сюжет

Одно из главных достоинств Oblivion — её захватывающий, продуманный сюжет. В отличие от Morrowind и Skyrim, четвертая часть не ограничивалась созданием огромного открытого мира и добавлением бесчисленных второстепенных квестов. Конечно, побочные задания и исследование обширных областей Сиродила присутствовали, но лейтмотивом игры была именно центральная сюжетная линия.

С первых минут Oblivion погружает игрока в эпический конфликт, который грозит уничтожить весь Тамриэль. Силы Обливиона — разрушительные армии демонов из параллельного мира — вторгаются в Сиродил через разломы реальности. Император убит таинственными ассасинами, и только игрок, заключенный без вины, оказывается тем, кто может спасти царство от окончательного краха.

Главный сюжет увлекает своими неожиданными поворотами, захватывающими квестами и интригующими персонажами. Поначалу кажется, что перед нами типичная история о герое, который должен доставить артефакт и одолеть главного злодея. Но по мере развития событий сюжет становится все глубже и запутаннее, вплетая в себя древние тайны, потусторонние силы и загадки самой природы мира Тамриэля. А концовка... Без комментариев, поскольку, уверен, многие игру не проходили или даже не застали. Скажу одно: это... Эмоционально.

Плюс, отдельно хочется отметить озвучку — пусть не с первого раза, но у 1С получился один из лучших, на мой взгляд, примеров видеоигрового дубляжа. Skyrim, конечно, тоже хорош, но там — есть, к чему придраться, а здесь — нет.

Атмосфера

Неповторимая атмосфера — то, что запоминается всем, кто хоть раз погружался в опасный, но манящий мир TES IV. Умная игра цветов и освещения, разнообразие красочных локаций, изобилие мелких, но интригующих подробностей — всё это создает целостное, гармоничное впечатление, заставляя игрока забыть, что это всего лишь виртуальный мир.

-2

С первых шагов по дороге из тюремных подземелий, Oblivion окутывает игрока ярким, позитивным и слегка сказочным настроением. Сиродил — это солнечная провинция, изобилующая зелеными лесами, живописными озёрами, уютными деревушками и величественными имперскими крепостями. Игровой мир излучает атмосферу мира и спокойствия, хотя беда уже стучится в дверь.

Безупречная работа художников по освещению создает неповторимое волшебное ощущение. Хрустальная гладь озер, игра солнечных лучей в зарослях леса, теплые краски закатов и рассветов — всё это завораживает, приглашая к неспешному путешествию по обжитым землям Сиродила.

Этот мир притягивает, зовет вперед, обещая массу открытий и приключений. Он просто создан для исследования — то и дело взгляд будет выхватывать на горизонте какую-нибудь причудливую развалину, заставляя свернуть с пути и пойти на поиски сокровищ.

При этом атмосфера Обливиона не переходит в излишний пафос или гипертрофированную сказочность. Мрачные руины, диковатые обитатели глухих углов и доведенное до абсурда великолепие ландшафтов балансируют радужную идиллию, добавляя ей глубины. Попрошу подчеркнуть: до выхода той же Assassin's Creed: Origins — первой игры, что, на мой взгляд, смогла превзойти Oblivion в атмосферности — больше десяти лет.

Radiant AI и «живой» мир

Но главная «фишка» Oblivion, которая ставит ее на голову выше других игр того времени и даже Skyrim — революционная для 2006 года технология Radiant AI, которой наделили неигровых персонажей. К сожалению, его возможности были частично урезаны как ради обеспечения плавного прохождения сюжета, так и из-за ограничений по срокам разработки — такую же судьбу постигла, например, система A-Life из S.T.A.L.K.E.R., да и в целом судьба продвинутыхИИ того времени была схожа и печальна.

Тем не менее, даже в таком виде Radiant на порядок продвинутее ИИ NPC из многих современных RPG.

Radiant AI позволял NPC жить своей жизнью, следовать распорядку дня, общаться друг с другом, реагировать на действия игрока и помнить о них. Благодаря этой системе Сиродил казался поистине живым и динамичным местом.

-3

Увидели стражу, преследующего вора? Скорее всего, этот вор действительно что-то украл, и стражник гонится за ним. Слышали, как два крестьянина обсуждают недавнее нападение разбойников? Значит, где-то рядом действительно есть их логово.

В Oblivion всё взаимосвязано. И самое главное — мир реагирует на ваши действия. Обокрали лавочника на рыночной площади и вас запомнили? Не удивляйтесь, если при следующем визите он подымет тревогу или наймет стражу — а то и решит устроить «страшную мстю».

В Skyrim искусственный интеллект NPC, к сожалению, был ещё бюолее обрезан. Неигровые персонажи в пятой части серии кажутся почти что запрограммированными манекенами по сравнению с живыми и непредсказуемыми обитателями TES IV. Верх их «умений» — поведать игроку о случае со стрелой в колене или дать очередной квест.

-4

Radiant AI позволил Oblivion опередить свое время и подарить игрокам поистине живой игровой мир, которому мало равных и по сей день. Сам мир помнит и реагирует на ваши деяния — и одна эта малость делает прохождение гораздо более личным и захватывающим.

Стабильность игрового процесса

Ещё один важный аспект, в котором Oblivion выигрывает у «младшей сестры» Skyrim — это стабильность и отзывчивость игрового мира. Казалось бы, мелочь, но она критически важна для погружения.

Фанаты Скайрима знают, о чем я говорю. Пятая часть серии, даже после многолетних усилий Bethesda и модостроителей по её «ремонту», продолжает радовать игроков самыми причудливыми багами. То персонажи начинают летать и исполнять немыслимые кульбиты, то объекты в мире исчезают или наоборот дублируются, то игра вообще отказывается грузиться после очередного патча.

-5
Oblivion, при всех своих недостатках, ведёт себя куда более цивилизованно. Да, баги в ней тоже присутствуют, но в гораздо меньшем количестве и не такие дикие. Здесь вы не увидите взлетающего в небеса NPC или бесконечно падающего дракона.

А благодаря многолетним усилиям фанатского сообщества, в позапрошлом году работа по окончательной стабилизации игры была, в общем-то, завершена. Сейчас в Oblivion можно провести десятки часов, не столкнувшись ни с единым багом.

Мир реагирует на ваши действия четко и без сбоев... И это, как мне кажется, отличное дополнение к «живости» поведения NPC.

Графика

Помимо удивительной для Bethesda стабильности, технические достижения Oblivion также отразились в ее художественном стиле и графическом исполнении.

В отличие от холодных, мрачных тонов Skyrim или типичной фэнтези-пустоши Morrowind, художники Oblivion создали яркий, красочный игровой мир, излучающий позитивную энергию. Солнечное освещение, выразительная цветовая палитра с преобладанием теплых зеленых и золотистых оттенков задавали радостное, почти сказочное настроение.

При этом визуальный стиль не был плоским или излишне мультяшным. Игра демонстрировала продвинутые для того времени системы освещения с качественными теневыми эффектами, отражениями и рассеянными бликами. Oblivion стала одной из первых крупных игр, по-настоящему использовавших технологию HDR-рендеринга для создания реалистичной картинки. Благодаря этому виртуальный мир обретал глубину и объем.

-6

Технические ограничения тогдашних консолей, в особенности PS3, где было 256 Мбайт оперативной памяти «на всё», диктовали команде Bethesda требование осторожно использовать вычислительные ресурсы. Поэтому в Oblivion игроки не увидели полигонального изобилия или якобы «фотореалистичных» текстур. Визуальное оформление игры ставило экономичность превыше всего. Вместо нагромождения деталей, упор делался на общее художественное впечатление, игру света и тени.

В результате, при всей технической условности, четвертой части Elder Scrolls удалось создать завораживающе красивый и живой игровой мир. Его эстетика стала чем-то большим, нежели просто набором текстур и моделей. Благодаря умелому комбинированию художественного видения и технологий, Сиродил предстал ярким, солнечным и обжитым фэнтезийным королевством на пике своего могущества.

-7
Последние игры Bethesda, такие как Skyrim и Fallout 4, не смогли повторить этот успех, слепо полагаясь на растущую детализацию окружения в ущерб цельному впечатлению. В Oblivion графика делалась руками и с учётом ограничений «железа» — благодаря этому, как и с Fallout 3, игра выглядела самобытно и эстетично, что сохранило её актуальность даже по прошествии многих лет.

Заключение: просто попробуйте Oblivion

Возможно, мой пыл звучит излишне пристрастным для человека, говорящего об игре, которой уже больше 15 лет. Но я никогда не скрывал своей любви к The Elder Scrolls IV: Oblivion — настолько, что специально написал к ее 18-летию большой ретроспективный обзор.

Для меня эта игра — вершина не только серии, но и определённой эпохи в жанре компьютерного РПГ. Она сочетает в себе все лучшие качества современных открытых миров, но при этом остается верной идее рассказать масштабную, захватывающую историю.

Подводка к следующей части!
Подводка к следующей части!

Так что, если вы вдруг соскучились по большому сюжетному приключению, но при этом не готовы отказаться от современных плюшек вроде огромного открытого мира и приятной глазу графики — попробуйте The Elder Scrolls IV. «Обливион» определенно достоин куда большего внимания, чем то, которое ему уделяется на данный момент.

А купить игру на российский аккаунт Steam даже после санкций и запрета со стороны Bethesda можно, к примеру, через сервис Kupikod. Приятного погружения в одну из лучших фэнтези-вселенных!

Статью для вас подготовил: В. Волков. Игрок с пятнадцатилетним стажем и молодой рецензент.
Играйте в хорошие игры!