10 мая на 86 году ушел из жизни актёр, каскадёр, поэт и прозаик, кандидат философских наук Владимир Жариков.
Он родился 6 ноября 1938 года в Смоленске. В 1969 окончил Одесский государственный университет. Прошел службу в спецназе, принимал участие в боевых действиях во Вьетнаме.
В 1974 году дебютировал в кино: кинорежиссёр Юрий Чёрный пригласил выполнить в качестве каскадёра драку в ресторане в фильме «Порт». После этого Жариков как актер и каскадер снялся еще в 80 фильмах, в том числе таких известных, как «Десять негритят», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Пираты ХХ века», «В поисках капитана Гранта». В фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», он трижды участвовал в трюках: заменил милиционершу, которую сбивает машина, официантку в ресторане, выброшенную из окна и Фокса в сценах драки, а также сыграл одного из членов банды «Черная кошка».
Параллельно десять лет работал научным сотрудником в Одесском университете. В 1978 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук. В 1980-е годы основал в Одессе школу каскадёрского мастерства, которая просуществовала десять лет. Затем преподавал в московской школе каскадёрской подготовки Всероссийского объединения каскадёров «Мастер», организовал свою частную кинофирму «Мустанг». Владел всеми видами оружия, проделывал трюки за рулем автомобиля.
Владимир Юрьевич Жариков - член Союза писателей России, поэт и прозаик. Выпустил несколько книг с рассказами и своими стихами – «Как это всё во мне соединилось», «Метаморфозы падшего ангела» и другие.
В своей жизни Жариков попадал в разные переделки, в том числе опасные для жизни и здоровья, пережил смерть жены, инсульт, несколько лет назад остался без жилья – буквально оказался на улице. Но не пал духом. Последние годы жил в Доме ветеранов кино.
В августе прошлого года Владимир Жариков дал интервью газете «Вечерняя Москва», в котором рассказал, о том, откуда у него такой твердый характер.
«МОЯ МАМА – ВЕЛИКАЯ ЖЕНЩИНА»
«Меня, всех нас - детей, мама с детства научила оказывать сопротивление всему, что с нами происходит в жизни. Я родился 6 ноября 1938 года, через два месяца после ареста отца. А отец был арестован как пособник английской разведки. И нас вырастила мать. У нее было высшее музыкальное образование, она преподавала, потом ее отовсюду выгнали. Квартиру, в которой мы жили, захватил сосед. Он выкинул мать с нами, четырьмя детьми, на улицу, и начались скитания. Но я был совсем маленький и этого всего не помню.
Я помню примерно со школы. Меня там били, лупили, говорили: «Сволочь ты такая, враг народа». Вот у меня это осталось с того времени - нос сломали. В больнице его потом сложили, но не совсем правильно.
И вот тогда я начал понемногу обрастать навыками сопротивления. А научила нас этому мать. Она говорила, что жизнь такая штука, что в ней бывает все - и хорошее и плохое. А чтобы ты привык и переносил все это, у тебя должна быть хорошая закваска. И она говорила: единственное, чего я требую от вас, - читайте. Она приносила нам много книжек разных, и мы читали - везде и всегда.
И когда мы повзрослели, то поняли, что наша мать - великая женщина. Она не дала нам раскиснуть. Мы ее очень любили. Она нас любила, а мы – ее».
КАК СТАЛ КАСКАДЕРОМ
«Первое мое образование - геологоразведочный факультет. Я работал геологом. А потом я в армию ушел. У меня были очень интересные войска, где нас учили всему. Нас учили стрельбе из разных видов оружия, метанию ножей. Мы бегали по 15–20 километров с полным солдатским снаряжением.
Потом я окончил филологический факультет в одесском университете, поступил в аспирантуру. Окончил ее и защитил диссертацию кандидата философских наук.
И вот однажды я тренировался на берегу моря, делал сальто с обрыва (переднее, заднее сальто), падал и прочее, и ко мне подошел человек и говорит: «А зачем ты все это делаешь?». Я говорю: «Поддерживаю форму. Я служил в армии, нас всему этому научили, и мне терять этого не хочется. Я тренируюсь постоянно». Он говорит: «Ты понимаешь, я режиссер (фамилия его Черный была) и снимаю фильм «Порт». Там есть сцена драки в ресторане между немецкими и румынскими офицерами». И вот мы сделали там драку. У нас там все летело, кувыркалось, уничтожалось - столы, стулья…
А после этого «Порта» я снялся еще в одной картине, а потом меня пригласил Станислав Сергеевич Говорухин в картину «Место встречи изменить нельзя». Там я сделал примерно 90 процентов всей каскадерской работы. Дублировал регулировщицу, которую сбивает Фокс, официантку, которой Фокс разбивает стекло, затем был в «Студебекере», который падает в Яузу. Бандит, который играет ножичком между пальцами, - я тренировался сначала с карандашом, а потом с ножом.
Потом я у Говорухина как у режиссера снялся еще в трех картинах: «Приключения Тома Сойера», «Дети капитана Гранта», «Десять негритят». Еще он написал сценарии к фильмам «Пираты XX века» и «Тайны мадам Вонг» - там я тоже снялся».
«ЗЕМЛЯ НАШ ЕДИНСТВЕННЫЙ ДОМ» (О СЕГОДНЯШНЕМ ДНЕ)
«Вообще у меня много профессий, но сейчас я в основном пишу - издал уже семь книг. Сейчас у меня в процессе издания новая книга, проходит редактирование, она называется «Незваный гость». В ней говорится о том, что Земля - это наш единственный дом. Я разговаривал со знакомым астрофизиком, и он говорил мне, что такой другой планеты нет. Этой проблемой занимаются уже 60 лет. Что человеку нужно? Воздух, вода и земля. И он говорит мне, что всего этого ни на одной планете нет. Человек на Земле - незваный гость. Он ведет себя не как хозяин, он ее не бережет, а уничтожает. И не осознает, что роет себе могилу. Уничтожит природу - уничтожит себя.
Еще я сейчас пишу дневник. Пытаюсь какие-то события осмыслить и дать им свою оценку. Это моя личная оценка. Я не претендую на объективность. Издам - кто почитает, тот почитает.
Чем еще занимаюсь сейчас? Иногда кино смотрю. Советское в основном. Старые фильмы.
- Новые фильмы, современные, совсем не смотрите?
- Я сразу скажу слова великого Феллини. Это гениальный итальянский режиссер, который снял много замечательных фильмов, ставших классикой кино. На вопрос журналистки о том, какой киножанр он предпочитает - приключенческий, трагический или другой, режиссер сказал: «Я принимаю любой фильм и не делю кино на жанры. Но я делю кино на то, которое несет в себе духовную силу, нравственные отношения между людьми. Я признаю эти фильмы нужными и полезными. Остальное - барахло». Сказал это и попрощался. Вот этого (в современном кино, - авт.) нет - нравственного и духовного воспитания!
С чего начинается картина? Обязательно какие-то отношения с женщиной, обязательно он тащит ее в постель, они пьют что-то такое, бутылки стоят, обязательно надо выпить, закусить. Потом обязательно начинаются какие-то взаимоотношения, интриги и так далее. Зачем этот мусор? Весь этот бред и сброд надо выбросить к чертовой матери. Нет там никакой духовности - одни скандалы, ссоры, ревность, убийства и воровство. Вот и все».
Последнее время Владимир Юрьевич тяжело болел, терял зрение.
И напоследок как завещание четыре строки из его стихотворения: «Зачем живём?»
Жизнь дана не для вещей,
Диванной лени, праздных дней.
А для познания чудес,
Что дарит поле, море, лес.
Светлая память замечательному человеку…