Итак, вчерашний опрос показал, что большинство людей полагает, что все-таки рассказ о поездах, следовавших в разные годы в Екатеринбург / Свердловск, правильнее будет приурочить к букве "Е" алфавита по современному названию города. Однако вместить такой объем информации в одну статью совершенно нереально, а потому я все-таки предлагаю разбить ее на две, а возможно и на три части. Просто направления движения веером расходятся от Екатеринбурга, что естественно привело к обилию поездов, которые следовали из этого города. Ну и не следует забывать, что уже в 1970 году численность населения города перевалила за 1 млн. чел., что объективно способствовало его превращению в крупный транспортный узел.
Итак, часть 1. Про именные поезда. Сразу оговорюсь, что возможно не во все годы соответствующий поезд носил это имя - возможно, что когда-то он был вообще без имени. А кроме того, по этому направлению кроме именного поезда могли ходить параллельно и другие неименные поезда. Рассмотрим их все, даже если они были неименные. И про одно из таких направлений на канале уже была статья. Прочитать ее можно по ссылке ниже:
Направление 1. Москва ("Урал"). А ниже приведено время в пути от Екатеринбурга до Москвы в разные годы для поездов с соответствующей нумерацией:
- 1961 - № 21 - 32:05 (через Казань;
- № 97 - 36:30 (через Казань);
- № 85 - 38:52 (через Киров, Горький)
- 1969 - № 21 - 29:31 (через Казань);
- 1980 - № 23 - 27:55 (через Киров, Горький) - началась эта чехарда с номерами;
- 1989 - № 15 - 27:37 (через Киров, Горький);
- 2004 - № 15 - 26:05 (через Казань);
№ 7 - 31:33 (через Данилов)
№ 121 - 31:08 (через Горький).
- 2009 - № 15 - 26:03 (через Казань);
- № 121 - 30:44 (через Горький).
- 2024 - № 55 - 23:59 (через Казань).
Кстати, поезд № 121/122 одно время тоже имел имя - "Рифей". Логику названия я, если честно, понять не могу. Ведь, если мне память не изменяет, то Рифей был героем Троянской войны. Какое отношение он имеет к направлению Екатеринбург - Москва - остается только догадываться.
Далековато уже, конечно, Екатеринбург от Москвы. Лишь в наши дни поезд стал укладываться в сутки на этом расстоянии. Самолет на таких расстояниях уже привлекательнее. Причем время тут планомерно улучшалось. Ну а то, что остался один единственный поезд именно из Екатеринбурга - наверное, в наши дни роскошь иметь несколько поездов на одном направлении могут позволить себе немногие города (причем желательно, чтобы ветка у них была тупиковая и дальше ехать было некуда).
Направление 2. Алма-Ата / Алматы. Назывался этот поезд в отдельные годы "Алатау" - в честь красивейшей горной системы. Перевести это можно как "пестрые горы", кстати.
Смотрим поезда на маршруте в разные годы:
- 1961 - № 62 - 58:17 (через Петропавловск, Целиноград, Караганду);
- 1969 - № 104 - 48:42 (маршрут тот же). Очень прилично его ускорили в 60-е годы;
- 1980 - № 104 - 51:37 - не поверив своему успеху, время в пути у поезда снова перевалило за 50 часов;
- 1989 - поезд отсутствует (даже как-то странно, если честно. Понятно, что СССР доживал последние месяцы, но тем не менее это же не 1992 год еще);
- 2004 - № 304 - 52:41. Понятно, что здесь паспортный контроль добавился, но все равно долго.
- 2024 - поезд в расписании отсутствует.
В очередной раз имеем честь наблюдать стандартную картину - всё, что движется в направлении Москвы все-таки постепенно ускорялось от 60-х гг. ХХ века к настоящему времени. Всё, что движется в другие регионы - замедлялось по сравнению с 1969 годом.
Направление 3. Ленинград / Санкт-Петербург. Нередко именно про этот поезд можно услышать, что он один из самых дорогих в наши дни (особенно, если сравнить цены в плацкартных вагонах). Раскраска у него была одно время, конечно, очень запоминающаяся:
- 1961 - № 73 - 48:44 (через Киров, Вологду) - этот поезд уходил в ночь;
- № 91 - 47:17 (маршрут тот же) - это уходил днем.
- 1969 - № 93 - 38:44 - ровно на 10 часов его ускорили за десятилетие;
- № 155 - 39:42 (ходил по дням по весьма похожему расписанию с первым поездом).
- 1980 - № 57 - 37:14;
- № 193 - 40:41, то есть каждый из поездов был еще немного ускорен.
- 1989 - № 101 - 37:30 (ходил по дням, причем по расписанию не сильно отличающему от расписания второго поезда);
- № 193 - 41:27 (ходил ежедневно).
- 2004 - № 71 - 37:07 и прибывать он начал на Ладожский вокзал;
- 2024 - № 71 - 37:29.
В общем и здесь радикально ничего не изменилось как минимум с 1980 года. Да и в 1969 году разница была небольшой по сравнению с 2024 годом.
Были именные поезда и во времена СССР. Например, очень красиво - "Уральские зори" - назывался поезд Свердловск - Приобье. При поезд из Москвы в эти края была отдельная статья:
Ну а теперь смотрим Екатеринбург.
Направление 4. Приобье.
- 1980 - № 137 - 23:20 (через Нижний Тагил, Серов и Ивдель);
- 1989 - № 237 - 22:24;
- 2004 - № 337 - 19:48 (интересная такая динамика по номерам и обратно пропорциональная ей - по времени);
- 2024 - № 127 - 17:27;
- № 351 - 22:40 (причем ходят они по дням, но зачастую по одним и тем же дням).
Направление 5. Нижняя Тура. На этом направлении был поезд с еще одним красивым названием - "Уралочка".
- 1961 - № 59 - 07:55 (причем станция в то время называлась еще Нижне-Туринский Завод);
- 2004 - ходил какой-то поезд 900-й нумерации со временем в пути 05:26;
Нет здесь пассажирского сообщения поездами дальнего следования и в наши дни. А вот пригородное сообщение присутствует.
Было и еще одно направление - Свердловск - Качканар. Тупиковую ветку к этой станции проложили еще в конце 50-х гг. Строился здесь большой ГОК. Ветку же протянули от известной станции Азиатская. Назывался поезд "Каменный пояс". Логики вижу тоже немного, поскольку руда здесь железная. Саму станцию я нашел лишь в справочнике 2004 года. Ходил там поезд 900-й нумерации от Гороблагодатской. А в наши дни - всё сплошь пригородное сообщение до Нижнего Тагила и самого Екатеринбурга. Есть обычные пригородные поезда, есть с указанием мест.
В общем, что у нас получилось? Семь имен. Отличный повод полюбоваться на скалы Семь братьев на реке Исеть.
Ну и порог Ревун тоже давайте еще раз вспомним:
Спасибо, что читаете! До встречи на Части 2.