Раз уж я немного отвлеклась от рассказа про Узбекистан на исторические танцы, сегодняшняя статья будет в некотором смысле объединять обе эти темы: в ней я хочу рассказать об одном очень интересном человеке. Не уверена, что многим знакомо его имя и мне бы очень хотелось это исправить.
В этой статье речь пойдёт о Сергее Михайловиче Прокудином-Горском - русском фотографе, химике (ученик Д. И. Менделеева), изобретателе, издателе, педагоге и общественном деятеле. Он был членом Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи». Именно благодаря ему у нас сейчас есть возможность увидеть как выглядела Российская империя в начале 20 века.
Я не случайно решила рассказать о нём именно сейчас. Когда недавно мы отдыхали в Узбекистане, я наткнулась на его фотографии в Википедии в статьях о некоторых достопримечательностях Самарканда. Думаю большинству людей эта фамилия ничего бы не сказала, но, мне она уже была знакома. Именно С.М. Прокудин-Горский сделал первые цветные фотографии моего родного города Златоуста, они (их копии) хранятся в краеведческом музее Златоуста. Мне стало очень интересно, что это был за человек, который успел и Златоуст на Урале сфотографировать и Самарканд в Средней Азии, раньше я ничего о нём не знала - знала, что фотограф и всё, а человек оказался очень интересный.
Жизнь и творчество
Итак, Сергей Михайлович Прокудин-Горский происходит из дворянского рода Прокудиных-Горских. Он родился 18 (30) августа 1863 года в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. Три года учился в Александровском лицее, слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, был слушателем Императорской Военно-медицинской академии, изучал живопись в Императорской Академии художеств.
В 1897 году Сергей Михайлович начал делать доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского русского технического общества (ИРТО).
В 1898 году Сергей Михайлович опубликовал первые книги из серии работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». В 1900 году Русское техническое общество показало чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке.
2 августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906-1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором он опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.
Точная дата начала цветных съёмок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена. Наиболее вероятным является факт, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Великому княжеству Финляндскому в сентябре-октябре 1903 года, где были сделаны фотографии Нейшлота, Выборга, Вильманстранда, Сайменского канала и Сайменского озера. Ниже фотографии Выборга, не уверена, что те самые, но, как написано на сайте, откуда я брала информации, снята не позднее 1905 года. Кстати, у некоторых фотографий на сайте есть современные "копии", то есть современные фотографии с тех же точек.
В 1904 году Прокудин-Горский снимал цветные фотографии Дагестана, Черноморского побережья и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии.
В апреле - сентябре 1905 года Сергей Михайлович совершил первую большую фотопоездку по Российской империи, в ходе которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины (включая 38 видов Киева). Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток по договору с благотворительной Общиной Святой Евгении. Однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут в том же 1905 году, и свет увидели лишь около 90 открытых писем.
В мае 1908 года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков, в том числе цветных фотопортретов Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах». Кроме того, известны два фотопортрета Фёдора Шаляпина в сценических костюмах.
Примерно в это же время Сергей Михайлович задумал проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в мае 1909 года получил аудиенцию у императора Николая II, и тот поручил ему заснять "всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю".
Для воплощения этого проекта фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой - моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Ford». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.
Кстати, все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства.
В 1909-1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть Российской империи, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены.
В 1912 году Прокудин-Горский фотографировал Камско-Тобольский водный путь и Оку. В том же году закончилась официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России.
В последующие годы в Самарканде Прокудин-Горский испытал изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. Считается, что с началом Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий (в настоящее время не найдено документальных подтверждений этому), но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.
Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учреждён декретом от 9 сентября 1918 года, уже после отъезда Прокудина-Горского за границу.
Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский умер в 1944 г. в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немецких войск союзниками. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Технология
Хочу немного рассказать о технологии, которую Сергей Михайлович использовал для получения цветных фотографий. Это технология цветоделения, которая была изобретена Джеймсом Максвеллом в 1855 году. Съёмка проводилась через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов, после чего получались три чёрно-белых негатива. Главная сложность заключалась в невозможности получения зелёной и красной составляющих изображения из-за узкого диапазона естественной спектральной чувствительности фотоматериалов.
Прокудин-Горский разработал собственные методы сенсибилизации фотоэмульсии, которые позволили повысить равномерность светочувствительности бромосеребряной пластины и исключить удлинение выдержки за красным светофильтром.
Для съёмки использовалась специальная кассета с тремя светофильтрами основных цветов. Кассета свободно двигалась по вертикальным направляющим и автоматически сдвигалась после каждой экспозиции. Цветная фотография Льва Толстого была сделана Прокудиным-Горским в Ясной Поляне 23 мая 1908 года. С полученного негатива печатался тройной диапозитив, который просматривался через проекционный «Хромоскоп».
Коллекция фотографий С.М. Прокудина-Горского
Прокудин-Горский не был единственным, кто снимал цветные фотографии в России до 1917 года. Однако только он один использовал метод цветоделения (метод Адольфа Мите).
Так вот, другие фотографы делали цветную съёмку по иной технологии - методу автохрома, более простому в применении, однако, изображение в таком случае получалось более зернистым и краски его быстро выцветали. Кроме того, только коллекция Прокудина-Горского была сделана (и сохранилась) в таком значительном объёме. Уцелевшая часть коллекции фотографий Прокудина-Горского была куплена у его наследников за пять тысяч долларов в 1948 году Библиотекой Конгресса США. Если вы зайдёте на сайт, откуда я брала фотографии, вы увидите, что источник оригинала у большинства фотографий как раз Библиотека Конгресса США.
Всего американская часть коллекции Прокудина-Горского (переданная его родственниками в Библиотеку Конгресса США) насчитывает 1902 тройных негатива и 2448 чёрно-белых отпечатков в контрольных альбомах (в совокупности - около 2600 оригинальных изображений).
Все фотографии я брала с этого сайта, если вам интересно, вы можете пройти по ссылке и поискать фотографии ваших городов, может они тоже были запечатлены? Честно скажу, я надолго зависла на сайте с фотографиями, мне было очень интересно посмотреть как раньше выглядели разные места нашей страны.
Заключение
Сергей Михайлович Прокудин-Горский был выдающимся русским фотографом, химиком, изобретателем, издателем и общественным деятелем. Он внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии, став пионером цветной фотографии в России. Благодаря его проекту "Коллекция достопримечательностей Российской империи", мы можем сегодня увидеть, как выглядела страна в начале XX века. Мне лично было очень интересно посмотреть как выглядели достопримечательности Самарканда до реставрации, видно какая огромная работа была проделана для восстановления этих зданий.