Найти в Дзене
Minsknews.by

Настройщики инструментов. Почему военных топографов называют глазами армии

Оглавление

Почему военных топографов называют глазами армии и какое отношение они имеют к оркестру – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

История знает

Накануне Дня Победы в 2024 году военные топографы отметили 106 лет со дня образования навигационно-топографической службы Вооруженных Сил Беларуси. Ее история берет начало 8 мая 1918-го, когда в составе Всероссийского Главного штаба было сформировано Военно-топографическое управление. Пройден долгий путь от использования примитивной мензулы (полевой чертежный столик, состоящий из планшета, штатива и скрепляющей их подставки) до современных высокотехнологичных средств и комплексов топогеодезического обеспечения и навигации.

Военных топографов не случайно называют глазами армии. Ведь от результатов их работы зависят эффективность действий войск, умелое оборудование позиций и укреплений и в конечном счете потери на поле боя. Помимо знания математических дисциплин (алгебры, геометрии, астрономии и других) представители этой службы должны быть физически подготовленными. Ведь им часто приходится перемещаться на десятки километров пешком по грунтовым дорогам, лесу, болотам. Все это хорошо известно полковнику запаса Юрию Логвиновичу. В 1988 году он поступил в Ленинградское высшее военно-топографическое командное училище. В 1992-м распределился для службы в Беларусь.

-2

Позже окончил Военно-инженерную академию имени В. В. Куйбышева. С 2016 по 2021 год занимал должность начальника навигационно-топографической службы — начальника навигационно-топографического управления Генерального штаба Вооруженных Сил. Сейчас работает в компании, которая занимается разработкой техники для армии.

— В офицерские годы заинтересовался историей нашей службы, периодом Великой Отечественной, — рассказывает Юрий Николаевич. — Изучал архивные данные, общался с ветеранами.

Под кодовым названием «Багратион»

В 2024-м исполняется 80 лет одной из крупнейших стратегических операций Красной армии под кодовым названием «Багратион», когда была разгромлена мощнейшая группировка вермахта. Это стало возможным благодаря мужеству, героизму и самопожертвованию сотен тысяч советских воинов и партизан, многие из которых пали смертью храбрых на белорусской земле.

— Особую роль в организации и обеспечении этой операции сыграли военные топографы. Именно они создавали специальные карты перед наступлением четырех фронтов, обеспечивали войска фотодокументами местности и исходными геодезическими данными, — обращает внимание собеседник. — Следует отметить, что в начале войны артиллеристы вели подготовку к стрельбе на основании карт с последующим уточнением местоположения целей. Для этого производили пристрелку, что требовало дополнительного расхода снарядов и исключало внезапность артиллерийского огня. К началу операции «Багратион» эффективность применения артиллерии и качество решения задач во многом зависели от своевременности и достоверности исходных геодезических данных. Поскольку с артподготовки начинались крупные наступления, то представителей этих войск называли музыкантами в главном оркестре. Топографов по праву считали настройщиками инструментов — батарей и дивизионов. Благодаря их точным сведениям противника поражали с первых же выстрелов.

-3

При подготовке операции «Багратион» топографические службы фронтов вскрыли систему обороны противника на глубину до 20 км, сосредоточение войск — на глубину до 200 км от переднего края своих войск.

Главный помощник командира

Войска, которые владеют актуальной информацией о местности, имеют успех в бою. Для этого и создают карты — главные помощники командиров в эффективном управлении, планировании и принятии решений. На момент проведения операции «Багратион» военные топографы-дешифровщики на 100 % правильно опознавали на аэрофотоснимках траншеи, ходы сообщения и противотанковые рвы, до 90 % — артиллерийские позиции и дзоты, до 70 % — командные и наблюдательные пункты, склады, минометные позиции, землянки, блиндажи.

-4

— И все же одних усилий военных топографов было недостаточно, — считает Юрий Логвинович. — Поэтому при подготовке и в ходе стратегической операции осуществлялось тесное взаимодействие между артиллерией, военно-воздушными силами и военно-топографической службой. Огневые позиции артиллерии и минометов, пулеметные гнезда, блиндажи, места скопления боевой техники, склады боеприпасов и другие объекты противника обозначали на разведывательных топографических картах, которые после размножения выдавали войскам, а координаты целей — артиллеристам. Работы распределяли так: авиация производила аэрофотосъемку, затем проявляли фотопленку, печатали снимки, все это передавали топографической службе для дешифрирования объектов. Позже изготавливали разведывательные карты, фотосхемы и фотопланы.

Юрий Логвинович приводит данные: еще до начала освобождения Беларуси в практику топогеодезического обеспечения войск прочно вошли специальные карты для различных видов войск. Учитывая затруднения танкистов в их использовании, силами моторизованных топографических отрядов были разработаны и изданы так называемые танковые карты. На них особо выделялись наиболее опасные направления и непроходимые места, а также пути и подступы, невидимые для оппонента.

-5

Кроме того, вручную изготавливали рельефные карты. Они позволяли с одного взгляда получить представление о большом районе местности. Особенно ценными были экземпляры с нанесенными на них данными о расположении группировок войск противника и его сооружениях, полученными по результатам дешифрирования аэрофотоснимков.

Проявляя самоотверженность, высокий профессионализм, военные топографы в короткие сроки обеспечивали штабы соединений и частей необходимым картографическим материалом и исходными геодезическими данными. Во многом благодаря этим воинам были созданы хорошие условия для управления войсками, более эффективного боевого применения артиллерии и авиации. Все это способствовало успешной реализации планов операции «Багратион», сохранению жизни многим тысячам советских солдат.

Фото агентства «Ваяр» и из интернета