Практически в каждом учебнике истории есть знаковый абзац, в котором рассказывается о начале славянской государственности. Согласно очень примерной датировке (основание – «Повесть временных лет», которая ссылалась на более ранние источники), в 862 году ильменские словене вместе с финно-угорскими соседями призвали к себе на княжение Рюрика, который и стал родоначальником княжеского и царского рода Рюриковичей. То есть тех правителей Руси, которые «держались» у власти вплоть до начала XVII века.
Но в этом же абзаце всегда мелькала ещё одна интересная информация – вместе с Рюриком «на Русь» пришли княжить два его брата – Синеус и Трувор. И именно поэтому я хочу, как смогу, «расширить» эту «обрезанную» часть истории из учебника и собрать для вас всю возможную информацию про этих двух выдающихся «датских» конунгов.
Разделение владений
Самая доступная информация, которая легко находится как в Сети, так и в научных работах, ссылающихся на «Повесть временных лет» - это то, что братья добровольно разделили владения между собой. Трувор «сел» в Изборске, править землёй кривичей. Синеус – в Белоозере. Рюрик – то ли в Ладоге, то ли в Новгороде (здесь версии раздваиваются). И когда братья «удобно» умерли, именно самый «удатливый» Рюрик стал всем править и владеть.
В первоисточнике так же сказано, что братья умерли спустя всего два года после судьбоносного 6370 года (862 по новому стилю). Почему? Никто так и не может ответить на этот вопрос из-за давности времён. Но считается, что братья сгинули в походах, в поисках злата и серебра. И это немудрено - век скандинавского воина был очень короток, ввиду множества опасностей и препятствий.
Происхождение имён
Современные исследователи этого вопроса считают, что «Трувор», на шведском языке обозначает «Верная дружина». В свою очередь «Синеус» на старошведском – «Свой род». И именно поэтому, данная трактовка имён «меняет» традиционное месторождение Рюрика и его братьев, ибо с такой позиции оказывается, что они не датчане, а самые что ни на есть коренные шведы. К слову, очень известная скандинавист-филолог Е.А. Мельникова очень остро критикует такое происхождение имён и считает, что «Синеус» и «Трувор» - имена личные, без каких-то дополнительных трактовок. К тому же, вполне успешно встречающиеся в исландском эпосе.
Так как шведы той эпохи очень щепетильно относились к такому понятию как «род», Рюрик и пришёл на земли славян не один, но с весьма существенной поддержкой кровных родственников. Более того, в его «родственную команду» входил тот же Вещий Олег - следующий русский князь и наставник Игоря, который (вроде как) приходился дядей первому русскому князю.
Опровержения и подтверждения
То, что Рюрик существовал в истории – это факт, ибо был то ли реальным князем из "Повести", то ли собирательным образом, который был успешно "примерен" на какого-то реального и сильного вождя.
Но есть кое-какие существенные расхождения в отношении Синеуса и Трувора. Во-первых, они могли быть и не братьями вовсе, а просто высокопоставленными членами рюриковой дружины, "переформатировавшись" в родственников только в народном фольклоре. Во-вторых, править Белоозером Синеус мог только в том случае, если бы перенёсся в X век, ибо именно с этого времени, благодаря археологическим изысканиям, прослеживается существование такого города, как Белозерск.
Впрочем, «Рюриково городище» - укреплённая крепость рядом с Новгородом, действительно существовало, что подтвердили новые археологические находки 2021 года. Причём какую-то древнюю крепость-детинец обнаружили достаточно давно. Но идентифицировать, кому она принадлежала, смогли только в 20-х годах нашего века.
И, если проводить аналогии с Белоозером, то там тоже, рядом с некоторыми поселениями могло существовать «Синеусово городище», но названное не от имени князя, а от местного топонима. И если такое поселение найдут, то может быть эта очень серьёзная «нестыковка» будет исключена в дальнейшем.
Фольклор и легенды
Каждому городу нужная своя легенда возникновения.
И для Киева такой легендой стала история про Кия, Щека и Хорива – повесть о легендарных братьях, которые и смогли обосновать древнюю столицу Руси.
В свою очередь у Рюрика могло и не быть каких-либо братьев. Но местный новгородский фольклор «приписал» ему двух славных родственников, которые могли быть обычными наместниками самого Рюрика, а могли и вовсе никогда не существовать в истории.
Эту версию косвенно подтверждает эстонский фольклор, в котором так же присутствуют три брата – Рахуриккуя, Синиус и Труувар – легендарные воины и братья, которые совершили немало подвигов, отчего стали полноправными правителями других земель.
С учётом того, что ильменские словене фактически соседствовали с эстонскими племенами и были «пришлым» народом на эти земли (народом-торговцем, к слову), они могли для «увеличения контакта» перенять несколько соседних легенд, что и «воплотило» Рюрика, Синеуса и Трувора в истории.
«Труворово городище»
Для меня, в своё время, конечным аргументом в споре о существовании братьев, являлось так называемое «Труворово городище» – поселение VII-XVIII веков. Именно там, неподалёку, располагается сразу несколько больших, каменных кладбищенских крестов, родом из XV века, которые наглядно говорят, насколько долго существовало поселение, пока не кануло в лету.
Топонимы – очень вредная «вещь», способная пережить тысячелетие. И название бывшего поселения, а ныне археологического памятника, появилось в столь стародавние времена, когда сама Русь только-только начинала своё существование.
Конечно, через такую толщу времени разглядеть что-то более внятно не представляется возможным. Но если учёные когда-то всё-таки найдут «Синеусово городище», то это будет являться очень серьёзным подтверждением норманнской теории происхождения нашей государственности.
С уважением, Иван Вологдин.
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в развитии проекта, над которым мы работаем каждый день.