Итак, существует три основные версии происхождения русского (славянского) народа: норманская, славянская и иранская. С этого дня, на канале "Культурный код" мы начнём планомерно разбирать все вопросы происхождения нашей государственности и нашей самобытности.
Согласно основным положениям норманской теории, "русами" или "русью" в Раннем Средневековье, в Восточной Европе называли пришельцев, викингов или варягов, с берегов Скандинавии (современная Финляндия, Норвегия, Дания и Швеция). В Западной Европе у скандинавов было другое название - "норманны".
В свою очередь славяне - пришлые племена на территории Восточной Европы, которые широко распространились от Одера до Уральских гор в период массовой миграции VII-IX века, под давлением германских племён.
В любом случае, навыки мореходства у варягов/викингов были столь велики, что позволили им дойти до всех концов известного тогда мира. Эта "повсеместность" повлияла на судьбы целых народов, в том числе славянских племён. Так, норманская теория прямо указывает на то, что у восточных славян не было государственности ровно до той поры, пока в середине IX века племена древлян, чуди, словен и кривичей не "пригласили варягов на правление".
С приглашением скандинавских правителей начало видоизменяться и самоназвание славянских племён, подойдя к одному заимствованному знаменателю: "русы", "русские".
На основании "Повести временных лет" можно с точностью указать дату приглашения скандинавских конунгов на будущие новгородские земли: 862 год. Однако и данное событие, и указанная дата по сей день оспаривается целым рядом именитых отечественных историков.
В "Новгородской первой летописи" конца XI века так же присутствует история о приглашении скандинавов на правление, и, ко всему прочему, уточняется связь между названием "варяг" и "рус": "и от тех Варягов пришли те, что прозвались Русь и от тех пошло название Русская земля; и суть новгородские люди до сегодняшнего дня от рода варяжского".
Есть основные позиции, на которые опирается норманская теория, помимо "Повести временных лет":
- Во-первых это некоторые западноевропейские и византийские источники, в которых шведов и норманнов так же отождествляют с термином "русь". Так, например в русско-византийских договорах от 911 и 944 годов, в перечислении подписавшихся, под "русами" указывается очень много скандинавских имён;
- Во-вторых, теорию как бы поддерживают и чисто-скандинавские имена первых правителей Руси из династии Рюрика: Синеус, Трувор, Хельга (Ольга), Игорь (Ингер), Владимир (Вольдемар) и многие другие, вплоть до Святослава;
- В-третьих, сочинение византийского императора Константина Багрянородного (крёстного отца княгини Ольги) "Об управлении империей" от 949 года, в котором указано название днепровских порогов сразу на двух языках: русском и славянском, что как бы определяет момент "перетекания" некоторых топонимов и терминов с одного народа на другой, в процессе культурного обмена.
Подтверждают норманскую теорию и современные археологические находки на месте Рюрикова городища, в Гнёздове и около Старой Ладоги. Именно там, в захоронениях X века встречается всё больше скандинавских артефактов, которые начинают "соседствовать" с исконно-славянскими предметами.
Так что же такое этноним "русь", согласно норманской теории?
Многие исследователи предполагают, что этноним произошёл орт скандинавского слова "гребец" или слова, которое определяло многосоставный термин: "поход на гребных судах" - "росмен", "роскарла" и т.д. (транскрипция весьма примерная). При этом, сам этноним, видоизменившись, пришёл сначала в соседние, германские племена, а потом, оставшись только корнем, "перешёл" Ордер и распространился по землям восточных славян. Однако у данной теории столько ответвлений и возможных путей развития, что руки опускаются при попытке "найти концы" у этого названия.
Тем не менее, происхождение этнонима косвенно подтверждают многие слова древнерусского языка, позаимствованные из древнескандинавского. В частности, в ходе культурного обмена, славяне переняли целый ряд торговых, морских и властных терминов. Не стали исключением и чисто-бытовые понятия. Как пример: вира, кнут, тиун, варяг, якорь, пуд, стяг и многие многие другие слова пришли к нам с берегов современной Дании и Швеции и стали частью древнерусского языка.
Алексей Александрович Шахматов, живший на рубеже XVIII - XIX веков, в своих исследованиях конкретизирует, что "русью" назывались те скандинавы, которые изначально поселились на территории Древней Руси в VIII - IX веке (много позже, археологами, возле Новгорода действительно были найдены постоянные поселения северных мореходов, предшествовавшие первым славянским городам). Именно от этих варягов название "варяги" или "русы" понесли все местные племена: поляне, кривичи, меря и словене. Оттуда, с севера, название распространилось вплоть до причерноморских степей.
В чём уязвимость теории?
Во-первых, стародавность описываемых событий; во-вторых утрата многих памятников древнерусской письменности в горниле беспрестанных войн и пожаров; в-третьих, это то, что с начала XVII века, вплоть до XIX века, основу этой теории слагали именно западные исследователи, такие как Пётр Петрей де Ерлезунда, Юхан Видекинд, а так же немецкие учёные в Российской академии наук: Байер, Миллер и Шлёцер. Это как-бы подрывает ресурс доверия к данной теории в рядах многих наших соотечественников. Однако, такие величайшие русские исследователи как Карамзин, всё-таки были сторонниками именно норманской теории.
Основной предмет спора - это поиск ответа на вопрос: "могли ли славянские племена самостоятельно, без приглашения варягов, не только создать государство, но и "выработать" собственное самоназвание, в отрыве от любого другого языка"?
Особенно активно ответ на этот вопрос и поиск альтернативных теорий начался при Иосифе Виссарионовиче Сталине, как попытка советской номенклатуры выработать свою теорию, отличную от "навязанной" западной. Однако, уже к 1960 году советская историография снова взяла на вооружение именно норманскую теорию.
С уважением, Иван Вологдин.