Фильмы о Холмсе снимают больше 100 лет. Кино превратило лондонского сыщика чуть ли не в Бэтмена.
Гениальный детектив в эру блокбастеров
Первый фильм сняли в 1900-м. С тех пор экранизации появлялись с завидной регулярностью. Фильмы о Холмсе снимали в США и Японии, в фашистской Италии и нацистской Германии, в Советском Союзе и Австралии. В 20-м веке сыщик успел стать героем диснеевского мультфильма, апокрифичного анимэ и пары десятков компьютерных игр. Но под конец столетия началась эра блокбастеров, когда известные сюжеты стали перерабатывать под зрелищные супербоевики. И тогда у Шерлока появились черты супергероя. Впрочем, некоторые из этих черт дал ему ещё Конан Дойл.
Что было у литературного героя от супергероя?
Во-первых, конечно, физическая сила. Холмс великолепно боксирует, а в руках его скрыта такая мощь, что и супермену не снилось. Эта бешеная сила много раз впечатляла и доктора Ватсона, и читателей рассказов Конан Дойла. В «Пёстрой ленте», например, Холмс с лёгкостью выпрямляет кочергу, согнутую разгневанным доктором Ройлоттом.
Во-вторых, бескорыстное служение человечеству. По большому счёту, у Холмса нет ничего, кроме работы. Когда нет интересного дела, ему становится скучно. Его задача — распутывать, находить, спасать и защищать. Денег за свою работу он не берёт. Точнее, берёт, но редко.
В-третьих, поглощённость. Холмс, как известно, не читал «Графа Монте-Кристо» и не знает, что Земля вращается вокруг Солнца, потому что в его работе эта информация бессмысленна. Зато он виртуозно разбирается в химии, может опознать сигару по пеплу и с первого взгляда определить, на какой фабрике и в каком году изготовлена бумага.
В-четвёртых, воскрешение. Мнимая смерть супергероя — излюбленный голливудский приём. Его использовали уже столько раз, что зритель точно знает: герой совсем скоро воскреснет. Шерлок Холмс стал если не первым, то одним из первых персонажей, которые вернулись с того света. Это был ещё и случай столкновения интересов автора с общественным ажиотажем. Известно, что Холмс Конан Дойлу надоел и писатель решил его убить. Что и было сделано в рассказе «Последнее дело Холмса» в 1893-м. Сыщик сгинул в водах Рейхенбахского водопада, но читатель с этим фактом не смирился. Конан Дойла засыпали гневными и слёзным письмами, и автор сдался. В 1903-м Шерлок воскрес в рассказе «Пустой дом», породив тем самым пресловутый приём с возвращением героя — смерть не властна над такими персонажами.
Суперзлодей против супергероя
Как бы ни был страшен и лют профессор Мориарти, он всё равно оставался персонажем одного маленького рассказа. Киношники вылепили из него мирового злодея, уцепившись за небольшую соломинку, протянутую Конан Дойлом. Преступная сеть Мориарти в кино стала обретать космические масштабы. В сериале «Шерлок» и блокбастерах Гая Ричи (наиболее кассовых экранизациях последних лет) Мориарти контролирует не просто лондонских и английских преступников, но мафию и бандитов всего мира
Из маленького антогониста киношники сделали мировое зло. Причём вся активность профессора направлена именно на уничтожение Холмса. Хотя, если вспомнить книгу, то там целью Мориарти сыщик вовсе не является. Он вступает в схватку с Холмсом лишь тогда, когда тот вмешивается в его планы.
В фильмах Гая Риччи Холмс больше дерётся, чем думает. Он вступает в схватку с десятком врагов, точно рассчитывая каждый удар и математически высчитав свою над ними победу. Настоящий сыщик никогда не вступал в схватку с превосходящим множеством врагов.
Супергерой особенно ценен, когда тьма побеждает, вынуждая его выйти на тропу войны. Именно поэтому и в сериале «Шерлок», и в фильмах Гая Ричи специально сгущены краски. Мир в опасности. Над ним нависла зловещая тень. Зло побеждает. В рассказах Холмс имеет дело с отдельными преступлениями. И даже Мориарти там не угрожает миру и укладу жизни в Англии и на планете.