Найти в Дзене
Георгий

ИС-102. Станция для великих целей.

Во введении к испытательным станциям было отмечено. ГЕНПЛАН испытательные станции (ИС) может включать несколько стендов или открытых каркасов, сооружений систем воспроизводства компонентов топлива для испытаний частей РН. А также монтажно испытательных корпусов. Сокращенно МИКов.

Историческая справка.

В середине 50-х годов в России был построен один из крупнейших стендов для испытаний ракет-носителей. Испытательной станции 102.
Стенд закладывался на максимальную тягу ступеней ракет – 1200 т. Как видно из этих дат и цифр. Размах с конца 40-х закладывался грандиозный. Только после настройки всех систем стенда. Именно на этом стенде испытывались первые ракеты Р-7, которые выводили в космос Спутник-1. Биологический спутник-2 с собакой Лайкой, затем Белкой и Стрелкой. Затем. Испытывались ступени ракеты, которые выводили людей. И та ступень ракеты , которая вывела первого человека на корабле Восток-1: Юрия Алексеевича Гагарина. Также необходимо напомнить, что именно на этом стенде. Испытывались ступени ракеты N-1. И наиболее важно заметить, что не двигатели ступеней. А ступени лунных советских ракет, включающие в себя и баки и двигатели и электронику и трубопроводные и пневмогидросистемы и пр. В подтверждении тут можно привести фотографию 1 установки ступени лунной ракеты N на этот стенд.

Фото 1. Архив. Ступень N1 в МИКе ИС-102. Старая траверса.  Современная обработка ИИ.
Фото 1. Архив. Ступень N1 в МИКе ИС-102. Старая траверса. Современная обработка ИИ.

По мере строительства, истории и расширения этой испытательной станции. Возрастали и задачи возложенные на нее.

Прежде чем писать дальше должен себе позволить внести несколько сокращений и их расшифровок для более понятного изложения в дальнейшем:

РН-ракетоноситель

ДУ - двигательная установка (как лабораторная система для испытаний двигател);

ЖРД-жидкостный ракетный двигатель;

УРМ-1-универсальный ракетный модуль первой ступени

УРМ-2-универсальный ракетный модуль второй ступени

ХСИ-холодные стендовые испытания

ОСИ-огневые стендовые испытания

УРТО- установка регенеративного термического окисления. Служит для уничтожения летучих органических соединений, опасных загрязнителей воздуха.

НИЦ РКП - Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности. Проводит испытание РН на стенде ИС-102.

КРК КСЛВ-1 - или Космический ракетный комплекс KSLV (Южная Корея). Двухступенчатая РН созданная для выведения спутников для Южной Кореи в начале 00-х.

Ангара-А5.1Л - А-означает Ангара; 5- количество изделий 1 и 2 ступени; 1Л-1 общее летное изделие.

Ангара-1.2 ПП - А-означает Ангара; 1- количество изделий 1 ступени;

2-Номер УРМ 2 ступени, если его нет, то 1 ; ПП- Первого Пуска.

Испытательная станция ИС-102 сейчас включает в себя:

1) Основной корпус стенда для проведения ХСИ и ОСИ ступеней тяжёлых РН на компонентах жидкий кислород, керосин. При необходимом оснащении станции оборудованием. СПГ(сжиженный природный газ) и кислород.

2) Корпуса зон и экспериментальных установок, используемых при отработке процессов: теплового и массового обмена, наддува, распыления(поверхностей) ступеней и прочих технологических процессов для выявления экспериментальных отклонений этих ступеней от заданных режимов работы.

В баках ракет-носителей:

а) на модельных жидкостях

б) реальных компонентах топлива.

3) Корпус воспроизводства компонентов топлива. Кислородно-азотный цех.

4) Монтажно испытательные корпуса сборки и доводки стендовой базы.

Сейчас. Холодные и огневые испытания ступеней РН сверхтяжелого класса с кислородно-керосиновым двигателем в России возможны только на стенде ИС-102. При соответствующей реконструкции стенда под эти задачи РН Сверхтяжелого и супертяжелого класса.

На стенде ИС-102 в период 70-80-е годы отрабатывались:

1) Ступени РН Протон и разгонные блоки "ДМ" для лунных робототехнических миссий;

2) Боковые части ракеты-носителя "Энергия"-нижние ступени РН Зенит

-Блоки А;

3) Ракеты военного назначения 15А14 (РС-20А или "Сатана");

Как и стенд ИС-102, так и его корпуса в период 90-е годы находились не в лучшем состоянии и требовали дальнейшей реконструкции и замены оборудования. И дальнейших перспектив использования по назначению. Отсюда возрастает пестрота использования стенда под различные не по назначению для этого стенда задачи.

После 00-х годов. В фотографиях поисковых систем интернета можно увидеть различные фотографии испытаний ступеней только РН Союз 2 на этом стенде. Но необходимо заметить, что не все было потеряно. В этот период во время разработки РН Ангара проводилась соответствующая модернизация этого стенда и оборудования ее МИКов под задачи испытания универсальных ракетных модулей(УРМ) для семейства тяжелых ракет Ангара.

Фото 2. Фасад главный. Общий вид ИС-102. В центре стенд после реконструкции фасада.
Фото 2. Фасад главный. Общий вид ИС-102. В центре стенд после реконструкции фасада.

На стенде ИС-102 были созданы новые стендовые системы и стендовое испытательное оборудование и металлоконструкции.

Стендовые испытания нижних УРМ-1:

Объем испытаний определялся таким образом, чтобы решить вопросы применения УРМ именно в разных типах PH. Даже огневые испытания УРМ-1 проводились особым образом, то есть в три этапа:

1)для отработки программ работы двигателя для легкой PH - 1хУРМ-1.

2)для первой кольцевой и боковой ступени тяжелой РН - 4хУРМ-1

3) для второй центральной ступени тяжелой РН - 1хУРМ-1.

В июле 2007 г. был поставлен примерочный макет УРМ-1, проведены входной контроль изделия, подготовительные работы по монтажу и наладке систем стенда и изделия и дополнительного оборудования. То есть как видно из источника. Стенд модернизировался под новые задачи.

6 декабря 2008 г. на ИС-102 был доставлен рабочий УРМ-1

Изделие И1А1С серии №71341

Фото 3.  10 января 2009г. Изделие И1А1С серии №71341 на треугольной базе на белых опорах.
Фото 3. 10 января 2009г. Изделие И1А1С серии №71341 на треугольной базе на белых опорах.

Анализ примерных геометрических размеров стенда ИС-102 по фотографии 3: Согласно количеству ступеней боковой красной лестницы и установки верхней обслуживающей красной площадки боковых белых опор. Прикидываем уровень установки красной боковой площадки на уровне примерно 3 м. А уровень низа белой треугольной базы примерно 4 м. Высоту этой базы можно принять примерно 2 м.

Фото 4. Февраль 2009г. Верхний уровень площадок УРМ-1. Трубопроводная обвязка.
Фото 4. Февраль 2009г. Верхний уровень площадок УРМ-1. Трубопроводная обвязка.
Фото 4.1. Нижний уровень площадок для УРМ-1. Во время установки на белые опоры. Сверху показан зеленый кантователь установщика.
Фото 4.1. Нижний уровень площадок для УРМ-1. Во время установки на белые опоры. Сверху показан зеленый кантователь установщика.
Фото 4.2. Вид сверху. Откидная площадка справа. Кольцевая сверху. Трубопроводы подачи криогенной жидкости.
Фото 4.2. Вид сверху. Откидная площадка справа. Кольцевая сверху. Трубопроводы подачи криогенной жидкости.

ХСИ-1 и ХСИ-2 изделия И1А1С были проведены 28-30 апреля и 18 июня 2009 г.

ОСИ-1 было проведено 30 июля 2009 г. После проведения ОСИ-1 изделия И1А1С при осмотре двигателя РД 191И № Д011 были обнаружены локальные повреждения теплоизоляции на трубопроводах подвода горячего газа к соплам крена. Причина возникновения дефекта выявлена, дефект был устранен.

ОСИ-2 было проведено 1 октября 2009 г. При ОСИ-2 была воспроизведена циклограмма работы двигателя, соответствующая работа только одного бокового блока PH «Ангара-А5». ОСИ-2 прошли успешно.

ОСИ-3 было проведено 26 ноября 2009 г. и включало огневые испытания двигателя центральной ступени РД 191И на номинальном режиме и на режиме 30 % от номинального. При ОСИ-3 была воспроизведена циклограмма работы двигателя РД 191И, соответствующая работе центрального блока PH «Ангара-А5». Особенностью испытания являлась реализация циклограммы, обеспечивающей максимальную выработку топлива из баков горючего и окислителя изделия УРМ-1. ОСИ-3 прошли успешно.

Фото 5. Октябрь 2009 года. ОСИ-2 бокового блока УРМ-1 на стенде ИС-102.
Фото 5. Октябрь 2009 года. ОСИ-2 бокового блока УРМ-1 на стенде ИС-102.

В процессе серии проведенных ХСИ и ОСИ изделия И1А1С была выполнена отработка технологических процессов подготовки блоков PH семейства «Ангара» к запуску. А также был осуществлен процесс слива компонентов топлива из баков и отогрев изделий в случае отмены пуска.

В процессе трех огневых стендовых испытаний одного изделия И1А1С проведена комплексная проверка работоспособности двигательной установки в целом с воспроизведением программ работы ДУ по циклограммам, имитирующим полет первой ступени PH «Ангара-1.2». Одного бокового и одного центрального блоков PH «Ангара-А5». Был выявлен ряд замечаний по изделию. Часть этих замечаний были устранены, а по ряду замечаний были введены компенсирующие технологические мероприятия. Испытания не дотягивали до нужного уровня. И в КБ «Салют» было рекомендовано разработать план мероприятий по предупреждению данных замечаний на штатных изделиях.

Стендовые испытания верхнего УРМ-2:

Изделие УРМ-2 поступило в НИЦ РКП 2 сентября 2008 г. С 30 сентября по 28 октября 2008 г. в МИК ИС-102 были проведены входной контроль и проверки изделия И5А2С. 1 ноября 2008 г. оно было установлено на стенд. После обвязки изделия был осуществлен первый этап автономных испытаний.

Фото 6. Изделия И5А2С с новой обвязкой на старом советском кантователе . Вид спереди.
Фото 6. Изделия И5А2С с новой обвязкой на старом советском кантователе . Вид спереди.

Обвязка ступени (ОС) УРМ-2 состоит из 4 ферм, закрепленных к фаскам квадратных поясов. Квадратные пояса с фасками внутри имеют отверстия в виде окружностей. В которых удерживается испытуемая оболочка УРМ-2. Спереди квадратного пояса на фотографии внутри круглого отверстия-кольцо адаптер для равномерного распределения нагрузок от ДУ.

Фото 7. Посадочное место УРМ-2 на стенде ИС-102. Справа  и слева белые опоры.
Фото 7. Посадочное место УРМ-2 на стенде ИС-102. Справа и слева белые опоры.

На фото 7. Между квадратными поясами обвязки видны площадки обслуживания УРМ-2. Также необходимы датчики уровня криогенной жидкости и уровнемеры.

ХСИ-1, ХСИ-2 и ХСИ-3 включали в себя:

1) Захолаживание -продувка сухим агентом для баланса температур во избежания испарения криоагента бака «О». Во время его наполнения.

2) Циркуляционная проливка баков «О» и «Г» жидким кислородом и керосином.

3) Зарядка шаробаллонов наддува и другие дополнительные работы.

Все эти работы были проведены летом: 17 июня, 1 июля и 19 августа 2010 г.

Спустя 2 месяца. 28 октября 2010 г. проведена дополнительная операция:

4) мероприятие для поддержания заданного температурного предстартового режима.
А именно. Была осуществлена проливка бака «О» путем дренажа и дополнительного слива кислорода из УРТО через дополнительную магистраль (трубопровод) с клапаном до окончания предстартового наддува.

ОСИ-1 были проведены 18 ноября 2010 г. Они включали в себя:

1) захолаживание и заправку бака окислителя,

2) зарядку шаробаллонов наддува, шаробаллона управления,

3) заправку бака горючего,

4) операции по корректировке уровня и подпитки бака «окислителя,

5) огневые испытания двигателя РД0124А-И на номинальном режиме.

При огневых стендовых испытаний УРМ-2 была воспроизведена полетная циклограмма работы двигателя РД0124А-И с качанием камер двигателя на основном режиме работы:

1) в третьей ступени у тяжелой PH «Ангара А5».

2) во второй ступени у легкой «Ангара А1.2».

Итог испытаний 2008-2010 годов:

Испытание прошло в соответствии с заданием и циклограммой. Завершение стендовой отработки позволило условно подтвердить все основные характеристики УРМ-1 и УРМ-2 в различных условиях применения в различных типах PH и принять решение о возможности начала летных испытаний в составе КРК КСЛВ-1 (РН Южной Кореи) , то есть легкой версии РН «Ангара». Стендовые испытания позволили выявить большую часть недостатков конструкции и технологии изготовления, а также провести необходимые доработки для повышения качества изготовления. Эти испытания были подтверждены только для легких версий РН Ангара. Так как общего испытания для кольцевой первой ступени для всех 4хУРМ-1 никто на стенде ИС-102 так и не проводил.

Новое начало экспериментов.

Криогенные статические испытания.

12 октября 2012г. Были проведены испытания элементов прототипа УРМ-2 РН Ангара на криогенную статическую прочность.

Фото 8. Испытание изделия А5А2С на криогенную прочность. Осень. 2012г. Внизу виден обледеневший бак кислорода.
Фото 8. Испытание изделия А5А2С на криогенную прочность. Осень. 2012г. Внизу виден обледеневший бак кислорода.

Как видно на фото 8. Это тот же самый прототип УРМ-2 с похожим номером, что и был испытан на стенде ИС-102. Спереди виден изолированный шланг подачи криогенной жидкости и обледеневший бак жидкого кислорода.

В следующем году: 3 июня 2013 года на главном стенде ИС-102 проходили огневые стендовые испытания блока первой ступени РН «Союз‑2-1в». А между тем в 2013 году Центр Хруничева заключает договор с НИЦ РКЦ на испытания новой версии второй ступени легкой Ангары.

А первый экспериментальный пуск легкой ракеты в модификации «Ангара-1.2ПП» с габаритно-весовым макетом космического аппарата успешно выполнен через год: 9 июля 2014 года с космодрома Плесецк.  В качестве второй ступени использовался отработанный УРМ-2. Впоследствии легкую «Ангару» решают комплектовать другой второй ступенью (УРМ-2). Которая должна была быть экспериментально отработанной, оптимальной как по массе, так и по габаритам. А также агрегатным модулем (РБ) для выведения полезной нагрузки.

В декабре 2014г. специалисты космодрома г. Плесецк приступили к проведению технологических операций по подготовке «Ангары-А5» к началу летных испытаний. А испытательные подразделения НИЦ РКЦ готовились к новым огневым испытаниям модифицированного УРМ-2 этой ракеты в 2015 году.

Но как многие знают из моих читателей. Не все испытания в истории России идут гладко. И внезапно, рассуждения по экспериментальной отработке изделий начинают идти не по плану. И 23 декабря 2014 года, минуя испытательную базу стенда ИС-102 с космодрома Плесецк по указу президента состоялся первый пуск тяжелой "Ангары А5" с разгонным блоком "Бриз М".

После 2018 года стендовая база реконструировалась. Об этой реконструкции в этот период в сети я ничего не нашел.

Но я думаю, что здесь многие полагают, что в период от частых пусков легкой Ангара-1.2ПП 09.07.2014, и в том же год Ангара-А5.1Л 23.12.2014, и пуском 14.12.2020 Ангара-А5.2Л с РБ «Бриз-М» прошло слишком много времени. Целых 6 лет. Я предполагаю, что происходило переосмысление назначения этой ракеты в мировой Космонавтике в сравнении с американскими многоразовыми ракетами.

Новая пневмогидравлическая система УРМ-2:

Новое изделие (прототип УРМ-2) было поставлено в НИЦ РКП только в октябре 2019 года и готовилось по той же схеме, что и модули УРМ-1 и УРМ-2.

Фото 9. Новое изделие (прототип УРМ-2).  Лето 2020 года.
Фото 9. Новое изделие (прототип УРМ-2). Лето 2020 года.

В период с 27 июня по 6 июля 2020 года прошли:

проверки средств термостатирования и пожарной безопасности стенда,

В период  8 и 9 июля 2020 года прошли:

стендовые испытания новой пневмогидравлической системы ступени. Они экспериментально подтвердили расчетные параметры новой системы, а также эффективность продувки азотом и воздухом «сухих» отсеков ступени. То есть эффективность этой пневмогидравлической системы при захолаживании. Что такое захолаживание смотрите выше в этой статье.

Три стандартных похожих цикла холодных стендовых испытаний (ХСИ), состоявшихся летом 2020 года, предусматривали проливку баков ступени компонентами топлива (в том числе с последовательной заправкой и одновременным сливом горючего и окислителя через магистрали аварийного слива) и позволили подтвердить работоспособность
новой пневмогидросистемы изделия.

3 октября 2020 года на стенде ИС-102 были проведены первые ОСИ. Ее двигатель РД-124А № n До.... отработал всю циклограмму полета, включая качание камер сгорания для управления вектором тяги. Испытания прошли успешно. Положительные результаты подтвердили правильность конструкторско-технологических решений, принятых специалистами КБ «Салют» Центра Хруничева, НИЦ РКП и КБХА, и работоспособность всех систем изделия, а также позволили принять решение о допуске новой «Ангары-1.2» к летно-конструкторским испытаниям.

Итог испытаний 2020 г:

Успешные и третьи огневые испытания прототипа второй ступени УРМ-2 для легкой «Ангары-1.2» и успешный запуск УРМ-2 тяжелой Ангара-А5.2Л подтвердили не только наличие компетенций НИЦ РКП в части стендовой отработки средств выведения, но и обоснованность стратегии реорганизации предприятия, предложенной руководством. Эти обстоятельства обусловили необходимость реформирования экспериментальной базы ИС-102.

Перспективы и новые испытания 2024 г:

Сейчас на главном стенде ИС-102 предусматривается проведение ХСИ и ОСИ ДУ перспективной РН среднего класса «Амур-СПГ» на компонентах кислород и СПГ (сжиженный природный газ):

  • 4хРД-0169 УРМ-1
  • 5хРД-0169 УРМ-1
  • 1хРД-0177 УРМ-2

Источники:

1. Фотографии и даты испытаний станции ИС-102

2. Испытания ДУ РКТ. Топливо, технологии, материалы для ДУ РКТ