Найти в Дзене
Алтапресс — news

Запустить обязаны, а денег нет. Как сразу в трех районах Алтайского края пытаются добиться возврата автобусов

Оглавление

Эпопея с автобусными маршрутами в Алтайском крае продолжается. После того, как в Суетском районе без автобусов остался даже райцентр, кажется, удивляться отсутствию транспорта в более маленьких населенных пунктах стало сложно. Но местные жители сразу в трех других районах не теряют надежды не просто вернуть автобусы в свои села, но и чтобы они ходили по удобному графику. Пока дела продвигаются со скрипом, хотя в одном случае суд уже обязал администрацию частично решить вопрос.

Культпоход знает, куда сходить на Алтае.

    Газели. Дмитрий Кудрявцев
Газели. Дмитрий Кудрявцев

Мечты о прекрасном будущем

Начать стоит с Косихинского района, где жители поселков Восход и Украинский, села Малахово и станции Баюново хотят добиться прямого автобуса до Барнаула, которого нет уже много лет.

«Прямое транспортное сообщение – жизненно-необходимый фактор для небольших сел, где нет больниц, аптек, крупных продовольственных магазинов., – говорит депутат Косихинского райсовета Владислав Реттих. – Добраться до Барнаула или Новоалтайска можно лишь на такси, которое стоит около 1,5 тыс. рублей, на попутках или личном автомобиле, который есть далеко не у всех. В том, чтобы иметь возможность спокойно уехать в город, заинтересованы все: дети, которые хотят ходить в парки, кино и массовые события. Студенты, которые учатся в городах, но не имеют средств на съем жилья. Люди, которые хотят работать в городе, но жить в селе. Пенсионеры, которым необходимо посещать больницы»

Реттих считает, что если обеспечить людей транспортом, можно прекратить отток сельского населения. Люди будут работать в городах, но жить в селах и тратить там зарплату, что приведет к развитию инфраструктуры. И, вероятно, к решению проблемы с дефицитом кадров.

-2

Водитель автобуса.

Михаил Хаустов

Пока это только мечты о прекрасном будущем, да и депутат не упомянул, что можно добраться до Барнаула через Косиху — райцентр. Однако обращение о возвращении прямого автобусного сообщения подписали почти 600 человек из проживающих 1,5 тыс. В некоторых населенных пунктах количество подписавшихся составило более 50% от населения, не считая несовершеннолетних.

Обращение направили в прокуратуру и министерство транспорта края. От последнего пришел классический ответ о том, что последний год конкурсы по поиску перевозчика неоднократно проводились, но желающих не нашлось. Из интересного – рассматривался вариант с заездом действующих автобусов, которые проезжают мимо по федеральной трассе.

Однако два перевозчика, которые обслуживают эти маршруты, не согласились. Отказ они обосновали ростом пробега автобуса – на 40 км за один кругорейс, отсутствием устойчивого пассажиропотока и возможной негативной реакцией пассажиров из других сел, время которых в пути увеличится на 20-40 минут.

-3

Автобус.

unsplash.com

В краевом минтрансе также отметили, что для обеспечения доступности общественного транспорта в собственность Косихинского района три года назад передали две ГАЗели, которые уже задействованы на внутренних маршрутах. А вот субсидии на организацию межмуниципальных перевозок, то есть до Барнаула, в краевом бюджете, оказывается, вообще не заложены.

Ответ не устроил

По словам Реттиха, предложение о софинансировании межмуниципальных перевозок, то есть из сел в города, уже вносили в АКЗС. Деньги в помощь муниципалитетам все равно регулярно выделяют. Но графы о перевозках в этой статье расходов краевого бюджета просто нет, и это все еще нерешенная проблема.

-4

Автобус.

unsplash.com

В прокуратуре ответили практически то же самое, что и в минтрансе, напомнив жителям о возможности ездить с пересадкой. Сначала – до Косихи, а уже из нее – до Барнаула.

Однако ведомство учло количество желающих вернуть прямое сообщение до Барнаула и направило в администрацию Косихинского района письмо о необходимости привлечь к конкурсу перевозчиков, которые сейчас ездят внутри района. Минтрансу же прокуратура рекомендовала изменить «время и субсидирование маршрута», чтобы привлечь желающих взяться за перевозку. Правда, что под этим имелось в виду, неясно.

Депутатов от КПРФ такой ответ не устроил, и в начале мая они решили обратиться в Генпрокуратуру РФ. Результат пока неизвестен.

Неоднозначное решение

Примечательно, что региональная прокуратура, разбираясь в деле Косихинского района, вспомнила про методические рекомендации (утвержденные Минтрансом РФ) об обязательном наличии транспорта до административного центра района. В случае Линевского сельсовета Смоленского района не выполнен даже этот пункт. Жители входящих в него поселков Заречного, Линевского, Набережного и села Песчаное уже несколько лет живут без транспорта хотя бы райцентра — села Смоленское, не говоря уже про Бийск.

-5

Автобус.

unsplash.com

При этом когда автобусы еще ходили, график работы жителей не очень устраивал, поэтому они нередко ловили попутки, и это вполне объяснимо: кому-то нужна экстренная медицинская помощь, кому-то – к определенному времени в больницу или успеть пересесть на другой транспорт. В итоге перевозчики посчитали маршрут нерентабельным.

«Но ведь муниципальные перевози и не должны быть направлены на извлечение выгоды», — считает Реттих.

В общей сложности на территории сельсовета проживают около 1000 человек, из них 200 подписались под необходимостью возобновить маршруты до райцентра и Бийска. Сбор и тут организовал депутат Косихинского райсовета. Но реакция местной администрации на эту инициативу была неоднозначной.

Глава сельсовета, рассказывает Реттих, попросила всех подписавшихся явиться в Дом культуры, где у населения сразу поинтересовались, зачем они обращаются с жалобами к третьим лицам, если решение проблемы все равно переложат на плечи линевской администрации. Пришли, правда, далеко не все оставившие свою подпись.

-6

Автобус.

unsplash.com

На этом же собрании обсудили условия перевозчика, на которых он вернет автобусное сообщение до райцентра. Из собравшихся 30-ти человек их поддержали 25 жителей, которые, по утверждению депутата, даже не участвовали в сборе подписей.

Условия касались графика: в Смоленское транспорт должен ходить дважды в неделю по одному разу в день, при этом в райцентр он уезжает в 8:30 утра, а в Линевский возвращается уже в 12:00.

Однако еще до этого в прокуратуру ушло письмо с предложением совершенно другого, более частого графика, который вдобавок включает в себя проезд до Бийска. Ответа, опять же, еще не было. Поэтому пока жителям приходится довольствоваться тем, что есть.

Нарушения есть

Аналогичная ситуация сложилась и в Красногорском районе, а именно в селах Кажа, Усть-Кажа, Макарьевское, Сосновка, Балыкса, Пильно и поселке им. Фрунзе. Автобусы не ездят ни в Бийск, ни даже в райцентр – село Красногорское. С последним транспортного сообщения нет уже больше семи лет.

-7

Автобус.

unsplash.com

Прошлый график работы, опять же, не устраивал жителей, поэтому люди пользовались автобусами реже, чем того хотелось бы перевозчикам, которые в итоге отказались от работы. Сейчас же приходится тратить большие деньги на такси и попутки, чтобы съездить хотя бы в центр района — закупиться, решить бюрократические вопросы и так далее.

В прокуратуре Алтайского края подтвердили, что в сложившейся ситуации действительно есть нарушения федерального закона об организации транспортного сообщения в границах района. Почему ведомство не усмотрело точно такое же нарушение в предыдущих двух случаях – неизвестно.

-8

Автобус.

unsplash.com

Более того, в мае Алтайский краевой суд тоже встал на сторону местных жителей и обязал администрацию Красногорского района обеспечить упомянутые села транспортным сообщением до райцентра.

«Однако в администрации Красногорского района нет денег на организацию перевозок (как и во всех других районах края). Решение проблемы возможно лишь на краевом уровне. Необходимо софинансирование межмуниципальных маршрутов, а лучше – создание муниципальных автобусных предприятий, – подчеркивает Владислав Рерих. – Например, в Панкрушихинском районе создали автобусное муниципальное предприятие, финансируемое из районного бюджета. Как итог – все сельские населенные пункты имеют автобусное сообщение с райцентром Панкрушиха».

За решением проблемы власти района теперь должны обратиться в АКЗС.

Самые важные новости в Телеграм и ВКонтакте. Подпишитесь!