Найти тему
Русская армия. История.

Как советский партизан дал немцам подержать свой чемодан. Что с ними стало

Немецкие офицеры с чемоданами
Немецкие офицеры с чемоданами

У Героя Советского Союза Мехти Ганифа оглы Гусейнзаде довольно интересная и неоднозначная биография. Гусейнадзе добровольцем ушел на фронт, был ранен и попал в плен, согласился служить немцам и был направлен после подготовки в 162-ую Туркестанскую немецкую дивизию, располагающуюся в Италии на границе с Югославией. Бежал к югославским партизанам и в составе "русской роты" активно участвовал во многих диверсиях против фашистов.

О многих подвигах Героя мы писали в прошлой статье Как перешедший к немцам советский лейтенант сбежал из "Легиона" и стал Героем Советского Союза. В данной статье хотелось бы рассказать отдельно об одном из самых громких эпизодов в диверсионной деятельности Мехти. А именно о подрыве солдатской столовой, которая располагалась недалеко от штаб-квартиры немецкой службы безопасности СД в итальянском Триесте. Об этой диверсии писали многие профашистские итальянские газеты:

Вчера, в субботу, коммунистические элементы совершили террористическое покушение на немецкий Солдатский дом в гор. Триесте. Это стоило жизни некоторым немецким солдатам и некоторым итальянским гражданам… (Отрывок из статьи «Иль-Пикколо». Шаламова, Л. «Михайло» // Великий Октябрь и Советский Азербайджан)
Гусейнзаде во время службы в Красной армии
Гусейнзаде во время службы в Красной армии

Стоит подробнее остановиться на том, как это произошло. Имея при себе чемодан со взрывчаткой Михайло (псевдоним Мехти в "русской роте") долго выбирал подходящее место и время для проведения диверсии. Под видом немецкого офицера он направился в офицерскую столовую солдатского дома "Солдатенхайм".

Зал был переполнен немецкими офицерами. Сперва Мехти намеревался сам перекусить, но подумал что за это время немцы уже могут отобедать и разойтись по своим делам. Лучшего времени для проведения диверсии, чем сейчас не следовало ждать. Он моментально оценил обстановку и составил план. Мехти подошел к столику с немецким офицером и попросил проследить за его чемоданом пока он берет талоны на еду.

Я подошёл к одному столу и спросил, могу ли я присесть? Старший немецкий офицер сказал мне, что он скоро закончит обедать и я могу занять его место. Чемодан со взрывчаткой я оставил в зале, сказав, что иду купить талоны на обед. (Petelin, Stanko. Gradnikova brigada (словенск.). — Ljubljana: Tiskarna «Jože Moškrič», 1983)

Немецкий офицер ничего не заподозрил. Мехти блестяще владел немецким. Еще бы, ведь языку его обучали сами немцы, когда Гусейнзаде проходил у них подготовку в Берлине в "4-ом отделе переводчиков" во время "службы" в Легионе. Мехти поспешил к выходу и в 13.30 раздался мощный взрыв. В столовой находилось примерно четыреста пятьдесят немецких офицеров. Для ста пятидесяти из них это стало последним приемом пищи. Среди погибших находилось сорок старших офицеров. И еще двести были ранены.

Личные вещи партизана "Михайло" Мехти Ганифа оглы Гусейнзаде
Личные вещи партизана "Михайло" Мехти Ганифа оглы Гусейнзаде

Как вспоминал сам Мехти, впоследствии он видел, как от столовой отъезжало порядка десяти грузовиков с телами. В газетных сообщениях немецкие власти обещали за голову Мехти сто тысяч марок. Позднее эта сумма выросла до четырехсот. Впрочем, награда так никому и не досталась. Было еще множество диверсий осуществленных Мехти: взрыв кинотеатра в Опчине, подрыв трансформатора между двумя бункерами а потом и уничтожение самих бункеров.

В другом случае, взорвал в Триесте 6 воинских казарм, где погибли 350 немецких солдат. В Триесте взорвал две электростанции и здание фашистской газеты «Пикколо», при этих акциях было 33 погибших и 12 раненых. В Триесте уничтожил 4 немецких грузовика и угнал немецкий мотоцикл. В Горице взорвал электростанцию и захватил живьём немецкого офицера. Захватил немецкий грузовик с архивными документами и топографическими картами, пишущими машинками и другим имуществом. В Триесте он захватил и доставил в наши части более 1600 кг продовольствия. (Zupanc, Ciril. Mihajlo, obveščevalec in diverzant IX. korpusа (словенск.). — Nova Gorica: Goriški muzej, 2007. — 32 с.)

Мехти умудрился даже взорвать публичный дом, куда наведывались немецкие офицеры.

К сожалению герой не дожил до победы над фашистами. Он был убит в перестрелке у села Витовлю. Враги даже не поняли, что они убили легендарного партизана за голову которого была обещана огромная награда.

Русская рота в Италии
Русская рота в Италии

Долгое время на Родине заслуги Мехти Ганифа оглы Гусейнзаде были никому не известны. В документальном фильме "Его звали Михайло" говорится даже о том, что на Мехти завели дело об измене Родине за службу в "Легионе". И все же, как мы уже писали в предыдущих статьях, в 1957 году после тщательного изучения биографии Гусейнзаде решением Президиума Верховного Совета СССР Мехти было присвоено звание Героя Советского Союза. Его имя навсегда вписано в историю. Ну а на могиле Мехти в далеком итальянском селении Чековани написано "Спартаку нашего времени".

Я б хотел стать багряным осенним листом,
Чтобы ветра порыв подхватил бы меня,
И поднял над лесами, над снежным хребтом,
На родной стороне опустил бы меня...
(Стихи написанные Мехти Гусейнзаде в Италии)

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.