Найти тему
Учитель первый твой

Итоговое собрание для родителей первоклассников. Структура, идеи, практикумы, эмоции

Оглавление

ЧАСТЬ 1

Может ли учитель любить родительские собрания, получать от этого мероприятия позитивные эмоции? Как показывает практика, безусловно, может!😊Снова состоялась наша встреча с родителями первоклассников. На этот раз мы вместе провели итоговое собрание.

Кажется, совсем недавно (а было это 3 июля 2023 года) мамы и папы будущих учеников с волнением входили в наш кабинет, чтобы познакомиться с первым учителем своих малышей... (ссылка ниже).

И вот уже стремительно и незаметно пролетел учебный год, и мы подводим итоги. Сегодня расскажу вам, какие интересные идеи я нашла для итогового собрания, какие из них особенно запомнились родителям моих учеников.

Очень помогает мне в работе команда активных педагогов, авторов курса "Началка интенсив". Многие мысли и находки этих замечательных, креативных учителей начальной школы уже не в первый раз становятся моим ориентиром, они очень созвучны моему пониманию смысла и целей встреч с родителями.

Итак, теперь о сути вопроса. Что важно для проведения итогового собрания?

1. Оформление кабинета.

Очень часто кажется, что красивое оформление нужно только для школьных детских праздников... Что для встречи взрослых людей эти все "украшения доски" и не нужны (лишняя трата времени и средств). Однако, грамотное оформление помогает создать нужный настрой и у взрослых. На любой встрече с родителями на доске могут располагаться детские тетради и творческие работы, схемы по теме собрания, коллажи и проч. Безусловно, надо тщательно подобрать материалы в соответствии с темой и целью собрания.
Цитата из прошлой публикации

В этот раз вверху доски я прикрепила надпись "Прощай, 1 класс!". Ведь, что ни говори, в жизни каждого ребёнка и его родителя первый класс бывает только раз в жизни, повторы исключены... Не получится сделать работу над ошибками и прожить этот год заново, как-то иначе 💁‍♀️

-2

На центральной части доски я расположила контур большого сердца. Этот момент мне был нужен для проведения интенсива с родителями (описание ниже).

2. Определение формы взаимодействия педагога с родителями (и родителей между собой)

В начальной школе я работаю уже более 20 лет. Групповые формы активно использую с учениками на занятиях. Но вот в работе с родителями пока не довелось использовать обсуждение вопросов в парах и группах. Пришла пора исправить это недоразумение!

Безусловно, каждый учитель выбирает сам, в каком формате провести собрание. Нужно учитывать и тему встречи, и резервы времени. Однако, групповые виды организации итогового родительского собрания помогают создавать благоприятные условия для включения каждого взрослого в активное обсуждение актуальных вопросов. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения проблем в процессе дискуссии.

-3

Итак, если выбор пал на организацию группового интенсива на собрании, то необходимо расставить мебель иначе, поставить для каждой группы таблички с номером. На парты стоит положить стопку бумаги для записей, письменные принадлежности.

А чтобы создать необходимую атмосферу дружеского общения (обозначить место, где проявляют заботу не только о детях, но и о взрослых), у каждой группы на столе на моём собрании были питьевая вода, стаканчики и небольшой перекус (организовал родительский комитет по моей просьбе). Родители часто приходят на собрания уставшие после рабочего дня. Такой вариант организации поможет им чувствовать себя комфортно.

Все мы люди, и имя нам - человечность.

3. Чёткая общая структура собрания

Цель последнего собрания - это подведение итогов. Поэтому для того, чтобы встреча с родителями не превратилась в "винегрет" (когда педагог говорит обо всём подряд и понемногу, перескакивая с одной темы на другую), нужно чётко понимать, что мы относим к итогам учебного года.

Итоги первого года обучения - это и приобретённые детьми учебные навыки, и результаты итоговых работ, и уровень развития детского коллектива. А также общие хорошие воспоминания и взрослый разговор о трудностях. Кроме этого на итоговом собрании в конце года учитель обязательно напоминает о безопасности во время летних каникул, даёт рекомендации о том, как ребёнку провести лето весело и с пользой.

Чтобы все эти моменты были понятны и лучше запоминались, я предпочитаю оформлять каждый тематический блок на слайдах в презентации. В ней не должно быть много текста, который педагог долго и нудно зачитывает. Цель презентации - иллюстрировать каждую смысловую часть. Так и родителям наглядно и интересно, и педагог не собьётся, о чем говорить в каждый следующий момент. На фото ниже - некоторые слайды из презентации (листайте галерею).

4. О делах учебных...

Школа - прежде всего учебное учреждение. Поэтому на любом собрании первым делом с родителями говорю об учебном материале: знакомлю их с итогами диагностических (контрольных) работ, объясняю любые непонятные моменты в оценивании (со 2 класса). Иногда случалось так, что раскрывала у доски некоторые благополучно забытые темы школьной программы (задачи на встречное движение, например, в 4 классе)😀

5. О формировании детского коллектива

Школа - это не только учёба. От того, какое место найдёт ребёнок в микрообществе класса; от того, насколько сплочённым и дружным будет этот класс - зависит очень многое. Ведь ребёнку учиться как минимум 7 лет с этими мальчиками и девочками вместе.

Поэтому в течение учебного года я уделяю большое внимание методикам формирования хорошего детского коллектива. Напишу о системе работы в этом направлении чуть позже. Но в 3-4 четверти каждого учебного года обязательно провожу "Социометрию" (методику изучения класса). Узнала я о ней в педагогическом училище много лет назад (это к слову о том, что колледжи не дают достаточно хорошего педагогического образования, да-да...) Расскажу тоже отдельно, если интересно.

-5

На итоговом собрании в 1 классе можно и нужно рассказать родителям некоторые общие сведения о том, какие группы по интересам в классе складываются, какой общий климат, кто лидеры. Некоторые иные сведения стоит обязательно сообщить родителям в личной беседе (если у ребёнка коммуникативные проблемы, если в классе пока не получилось найти друга и проч).

6. Практикум "Плохое и хорошее"

Великолепная идея именно для подведения итогов года. Причем, не только в школе, а в любом коллективе абсолютно любой организации.

Сначала родители на стикерах писали то хорошее, что им запомнилось (случилось с ребёнком в школе) в этом учебном году. Фамилию указывали по желанию. Эти цветные листочки потом они сами располагали на доске, где я заранее подготовила контур сердца.

-7

А на белых листочках родители записали те проблемы и трудности, с которыми столкнулись дети и они сами в этом самом первом учебном году.

Пока мамы и папы (кстати, на собрании было 30 человек из 32 семей, из них 6 - отцы моих учеников) размышляли, погружаясь в воспоминания, я включила детские лирические песни о начальной школе и предложила попутно перекусить, чтобы не стеснялись))) На этот практикум я отвела 10 минут.

Когда время истекло, цветные стикеры родители уже расположили на доске и всё интересовались, а белые листы с плохими воспоминаниями куда деть? Нетерпеливые, как и мои первоклассники 😊 Я тоже написала о плохом и хорошем, ведь в этом классе я мама и учитель, "два в одном"...

Белый лист с плохими воспоминаниями мы буйно смяли (я на своём примере показала , как отправить в этот процесс все негативные эмоции) и бросали в коробку, стоящую посреди кабинета. Кто-то промазал (как я), а кто-то точно попал в цель 😁 Родители веселились, как дети.

Потом я наугад вытащила из коробки, развернула и прочитала 3 записки (не называя фамилий, если даже они были указаны). В это сложно поверить, но первая из них была моя 🤦‍♀️ Кто-то из родителей поднял её с пола и закинул в коробку))) Это судьба...

Родители писали о том, как сложно вставать по утрам ребёнку, как ему часто неохота делать домашние задания, о том, что в самом начале были сложности с общением... Мы обсудили эти моменты, родители активно вступили в диалог.

-8

А потом я назначила "дежурных" которые подмели оставшиеся бумажки и выбросили все наши "проблемы" в мусорное ведро, чтобы больше никогда мы с ними не сталкивались. Очень символичны эти действия... Мы, словно отпустили те проблемы, которые были раньше и психологически подготовились идти дальше с позитивом.

Потом я обратилась к цветным стикерам на доске, так же зачитала несколько из них (уже больше трёх). Родители писали о многом... Но каждое слово и мысль говорили нам всем о том, что У НАШИХ ДЕТЕЙ ВСЁ ХОРОШО!

Смотрите фото в галерее.

***

К сожалению, всё, что происходило на итоговом собрании, мне сложно уместить в одной публикации... Поэтому ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...