ЧАСТЬ 1
Как вы думаете, какая тема особенно волнует и тревожит учеников-второклассников и их родителей?
Ну конечно первые школьные отметки!
А если вопрос беспокоит, то он непременно должен стать темой для родительского собрания. Согласны?
Когда я готовилась к собранию на эту животрепещущую тему, то провела в блоге анкетирование. Этот ход всегда помогает мне учесть моменты, которые волнуют разных участников образовательного процесса. Большинство вопросов касались "прозрачности" оценивания в начальной школе и обратной связи с родителями.
Результаты опроса для родителей школьников и коллег-педагогов
1. Так отвечали на проблемные вопросы родители учеников (листайте галерею):
2. Ответы коллег:
Структура собрания, интересные идеи
Очень помогает мне в работе команда активных педагогов, авторов курса "Началка интенсив". Многие мысли и находки этих замечательных, креативных учителей начальной школы уже не в первый раз становятся моим ориентиром, они очень созвучны моему пониманию смысла и целей встреч с родителями.
Итак, что же важно учесть и какие интересные практикумы можно применить на собрании по этой теме?
1. Разговор о правильном отношении к отметкам и принятии своего ребёнка
Любому родителю очень хочется, чтобы его ребёнок был таким же или (желательно) более успешным, чем он сам. Это нормально и вполне понятно.
Главное, чтобы это желание не превращалось в неврозы и постоянное стрессовое состояние как самой мамы (папы), так и ребёнка-второклассника.
Стремление к идеальности во всём; желание, чтобы ребёнок был "звездой учёбы"; ожидание, что сын или дочь сразу и сами будут делать без ошибок домашние задания - это всё ожидания и по сути некоторые проблемы родителей. Только потом они становятся психологическими проблемами и у детей.
На первом собрании о школьных отметках очень важно рассказать родителям, что их ожидания ребёнок может в какой-то момент не оправдать. Дочь или сын могут быть совершенно не похожи по своим способностям на родителей, могут иметь слабую мотивацию, могут не переживать, если тетрадь напоминает черновик и т.п. Это не повод пытаться "дожать", кричать, заниматься круглые сутки и довести ребёнка до подобия собственных неврозов.
Выстраивать границы, приучать к аккуратности, направлять - да, это наш вариант! Спокойно обсудить плохую отметку и помочь разобраться с темой - да! Помогать организовать грамотно режим дня и распределить время - да! Но третировать собственного ребёнка по поводу каждой ошибки и полученной "тройки" - это неверно!
2. Разбор самых проблемных вопросов родителей об отметках
Есть вопросы, которые тревожат практически всех родителей, особенно если в школу пошёл первый ребёнок. Очень удобно вынести тему собрания и эти вопросы в презентацию или на доску. Это очень выигрышный вариант, поскольку педагог таким образом не упустит важное, а родители лучше воспримут всю информацию.
Я планировала расположить ниже изображение мишени для следующей практики, поэтому надписи сделала не очень крупными. Но в последний момент пришлось поменять кабинет. В любом случае, величину букв изменить не проблема, если будете, коллеги, делать их сами. Свои шаблоны табличек разместила в одноимённом блоге Телеграмм.
Итак, о каких моментах нужно обязательно сказать (таблички на доске):
- Я (педагог) стремлюсь к объективному оцениванию. Не думайте, что плохая отметка означает, что я не люблю вашего ребёнка.
Часто родители воспринимают тройки и двойки как изменение отношения педагога и (или) необъективное оценивание в силу неприятия учителем именно этого ребёнка. Педагогу нужно сразу сообщить: "Моя любовь к ученику неизменна. Я оцениваю только его знания".
- Отметка оценивает только знания ребёнка по теме (практические умения), а не его самого.
Плохая отметка - это знак о том, что не усвоена тема. Это сигнал для педагога и родителей, что ребёнку нужно больше времени и практических занятий. Отметка не оценивает личность ученика, его особенности характера или поступки. Условно говоря, ребёнок не станет "плохим" получив плохую отметку.
- Я, учитель, не сравниваю учебные результаты разных учеников, не делайте этого и вы!
Родители сравнивают успехи и неудачи разных детей между собой. А это неправильно... Каждый ребёнок особенный и развивается в своём темпе. Рассказы из серии:" А Вася вот эту тему понял лучше и вчера получил 5, не то, что ты" ,- вредят ребёнку. Самооценка снижается, мотивация тоже. В таких условиях постоянного соревнования "кто самый лучший" ждать положительной динамики можно долго и не всегда успешно.
Сравнивать можно (и нужно) только результаты ребёнка с его собственными достижениями ранее. Например, вчера не смог решить примеры с переходом через десяток, а сегодня уже в 8 примерах допустил только две ошибки. Это же, однозначно: "Молодчина! Твои дела улучшаются, мы вместе видим, как ты растёшь! Я горжусь тобой!".
- Отметки бывают разные... Родителям нужно рассказать о том, что отметки имеют разный "вес", о двойных отметках и о многом другом.
Родителей обязательно нужно познакомить с критериями оценивания письменных работ по предметам; рассказать о двойных отметках; объяснить, что отметки за контрольные работы имеют бОльший вес при выставлении итоговых; рассказать о системе исправления и (или) "отработки" плохих отметок.
- Отдельно о "прозрачности" отметок и обратной связи
Вопрос об открытости результатов работ и "прозрачности" отметок всегда очень волнует родителей, что доказывают результаты опроса в начале этой публикации. Можно за неделю до собрания провести анкетирование для родителей учеников с целью выяснить их представления и пожелания о том, как строить обратную связь, как родители могут получать полную информацию не только об отметках школьников, но и о том, какие ошибки были допущены в ходе выполнения контрольных работ. Эта тема очень широкая, вариантов организации работы в данном направлении много. Планирую подробнее рассказать о своей практике в отдельной публикации.
***
А во второй части статьи я поделюсь с вами замечательными и необычными практиками и идеями для собрания о первых школьных отметках. А также расскажу и покажу трогательный видеофрагмент, который, как мне кажется, никого не оставит равнодушным.
А как у вас в школе проводят первое собрание на такую трепетную тему? Поделитесь в комментариях к публикации.
Продолжение следует...