Вместе с клиническим психологом разбираем распространенные ситуации между коллегами и выясняем, что из этого — кринж, а что — норма.
Каждый, кто хоть раз в жизни работал с людьми, встречался с миром рабочих отношений. Трудности тут встречаются самые разные: бывает, что не можешь выстроить отношения с руководством, подвергаешься эйджизму или другой дискриминации, не получается влиться в команду и выстроить эффективную коммуникацию с коллегами.
Как выглядят здоровые отношения между коллегами? Должны ли они переходить в некое подобие дружбы, или все-таки стоит держать «рабочую дистанцию»? Однозначного ответа на эти вопросы мы пока не нашли, зато собрали интересные истории из мира рабочих взаимоотношений и обсудили их с клиническим психологом Анастасией Ивашкевич.
Ситуация 1: «Моя коллега очень много говорит, просто без остановок. Мы проводим с ней вместе на работе 12 часов и я вынуждена слушать истории обо всем и ни о чем. Не раз говорила ей, что хочу побыть в тишине, эффекта от разговора было ровно 0. Как быть?».
Анастасия Ивашкевич: Человеку, у которого нет своих границ, очень сложно заметить границы другого. Поэтому ваша просьба о тишине просто не воспринимается всерьез.
Здесь лишь одно решение — сказать прямо, что разговоры на рабочем месте вас отвлекают, и осознанно выйти из беседы. Да, чувство, что вы поступаете невежливо,будет преследовать, но что важнее: выбрать себя или оставаться удобным?
Ситуация 2: «Моя коллега (на той же должности, что и я) постоянно конкурирует со мной, хотя наша работа не предполагает никакого соперничества. Не понимаю, как правильно ей донести мысль, что я не соперница, и не нужно стараться быть лучше меня».
Анастасия Ивашкевич: Вы возлагаете на себя огромную ответственность, пытаясь исправить внутренний конфликт человека. Порой люди избавляются от данной проблемы в терапии годами, поэтому не пытайтесь изменить ее восприятие, а измените свое отношение к этому. Вы можете попробовать через «я-сообщение» донести мысль о том, что такой формат работы сильно мешает вашей эффективности, и попросить каждого заниматься своим делом и своими задачами. А ее желание быть лучше оставьте ей, не берите за него ответственность.
Ситуация 3: «Коллега — душнила, даже после 15 минут разговора с ним выхожу из кабинета проветриться. Ограничить с ним общение нет возможности, мы работаем в паре. Как быть?».
Анастасия Ивашкевич: Говорить о том, что не нравится, сразу. Не терпеть. Не бояться быть плохим. Если мы научимся обозначать и отстаивать свои права на качественную коммуникацию, то остальным ничего не останется, как принять это.
Ситуация 4: «Коллега очень быстро втирается в доверие к людям, узнает для себя нужную информацию и все, что ей рассказывают, докладывает «втихаря» нашему начальнику. После того, как я узнала об этом, не хочу даже стоять с ней рядом, хотя нам часто приходиться коммуницировать по рабочим вопросам. Не понимаю, как совладать своим личным отношением к ней и не переносить это в работу».
Анастасия Ивашкевич: Ваша коллега уже нарушила рабочую этику, поэтому совершенно нормально, что и ваше личное отношение сформировалось по-новому. Все мы пытаемся найти обходные пути, опасаясь прямого контакта, который может перетечь в конфликт. А что, если сказать ей о том, что вы думаете, и разделить эту ответственность пополам?
Ситуация 6: «Понимаю, что хочу уволиться с работы, но очень сильно привязана к команде. Боюсь, что не найду больше таких замечательных коллег».
Анастасия Ивашкевич: Близкий контакт на работе скорее исключение, чем правило, поэтому страшно терять то, что долго выстраивалось. Но здесь вопрос мотивации: готовы ли вы потратить еще один год на то же самое?
Ситуация 7: «Мой руководитель случайно стал для меня другом, вне работы мы часто проводим время вместе. Наша дружба мешает мне воспринимать его, как моего начальника».
Анастасия Ивашкевич: Пропишите с вашим друллегой правила общения на работе — это поможет соблюдать профессиональные границы и возвращаться в реальность.
Ситуация 8: «Я работаю на руководящей должности, мне часто приходиться фильтровать кадры в нашей организации и увольнять тех, кто не справляется с задачами. Мне тяжело расставаться с людьми, хоть и понимаю, что это необходимо».
Анастасия Ивашкевич: Обратная сторона лидерства — это умение сказать «нет».
Безусловно, всегда грустно расставаться и брать на себя ответственность за чужие эмоции. Давайте подумаем: что ваше сегодняшнее «нет» принесет вам через полгода или год?
Ситуация 9: «Боюсь просить о повышении своей зарплаты, хотя понимаю, что мой спектр обязанностей выше и шире, чем оплата за мой труд».
Анастасия Ивашкевич: Здесь важно понять истинную причину страха: «боюсь, потому что…», а затем выписать эти пункты.
Посмотрев на свои страхи со стороны, ответьте на эти вопросы:
• что будет, если я это сделаю?
• что будет, если я никогда этого не сделаю?
• что будет, если случится самое неприятное?
• как я смогу помочь себе в этот момент?
Предвосхищение чувств поможет справиться с тревогой.
Ситуация 10: «Уже полгода работаю в одной команде и все никак не могу в нее влиться, тяжело найти общий язык с коллегами. Вижу, что они все в тесном контакте друг с другом. Иногда они зовут меня с собой, провести вечер вместе, но я не хочу, потому что знаю, что мне там будет некомфортно. Как быть?».
Анастасия Ивашкевич: А почему нужно обязательно дружить, если вам это доставляет дискомфорт? Попробуйте разрешить себе этого не делать и искать взаимности в других сферах жизни и коммуникации, где они могут быть удовлетворены.
Ремарка от автора:
Мир рабочих отношений — бесконечная воронка приятностей и кринжа (сужу по своему личному опыту). Сколько бы странных и травмирующих ситуаций вы не пережили, помните: здоровые рабочие отношения существуют! Но их нужно развивать: где-то проявить смелость и что-то инициировать самому, где-то принять, понять и простить тот факт, что человека не изменишь. В любом случае, помним, что из любой коммуникации можно усвоить для себя урок. Коллеги — часть работы, а реакция на происходящие события — наш личный выбор.
Текст: Айназ Сулейманова