Путешествую по Воронежской области туристы обычно заезжают в усадьбу Веневитиновых в селе Новоживотинное. Там все прилизано, ухожено. Музей.
Веневитиновым уже в конце 17-го века в округе, по берегам рек Воронеж и Дон, принадлежало множество сел. И, соответственно, барских усадеб Веневитиновых было несколько.
Для начала решили поехать в самую старую. В селе Горожанка. В конце XYIII Алексеем Анкиндиновичем Веневитиновым построенную. Тогдашним владельцем усадьбы.
Уперлись в кирпич.
А дальше забор. И будка. С вывеской.
«Горожанский казачий кадетский корпус».
После революции усадьбу детям отдали. Сначала была создана колония для беспризорников. Потом- детский дом. Который преобразовали в школу- интернат. А уже на ее базе в 2012 году кадетский корпус создали. Все лучшее- детям.
Хмурый мужик из будки прокричал что-то нечленораздельное и грозно замахал руками.
Мы его, тем не менее, поняли. Мол, проваливайте.
С казаками шутки плохи.
Ну что ж. Нормальные герои всегда идут в обход.
Побрели. Пытаясь что-то разглядеть сквозь забор и заросли.
Набрели на что-то похожее на фабричный корпус с трубой.
Нет. Это не фабричный корпус. Покровская церковь. 1787 год. В то время и само село Покрвским звалось. От имени церкви. Тем же Алексеем Анкиндиновичем Веневитиновым построенная. Объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения
А то что мы за трубу приняли- колокольня. В1960-х под водонапорную башню переделанная.
Попробуйте включить воображение. На ближней частью фабричного корпуса представить купола. Убрать заложенные звонные проемы на водонапорной башне. И получится объект исторического и культурного наследия. С трапезной. Между колокольней и храмом.
Подергали дверь в фабричный корпус (храм). Открыто.
Ага. Если на второй этаж подняться- может усадьбу разглядим.
Внутри остатки общежитейского быта.
В начале 1970-х для учителей интерната решили построить новый 12-квартирный дом.
Потом сообразили. Чего строить? Вот же- готовый дом стоит.
Получилось не 12, а 6 квартир. Но педагоги и этому были рады.
Общий туалет, якобы, на месте алтаря оказался.
Остатки нехитрой обстановки работников просвещения так и валяются по углам.
Одна беда. Все окна выходят на противоположную от усадьбы сторону.
С другой стороны храма (фабричного корпуса) железная лестница пристроена.
Вскарабкались. Те же следы учительского быта. Но главное- окна куда надо выходят.
Вместо дворца- руины.
Зато, якобы, творение Джакомо Кваренги. Кваренги много чего строил в Воронеже в те годы.
Вот в Тверской области, в окрестностях Торжка. Про каждое здание, если доподлинно автор неизвестен, с придыханием говорят: «О, это Львов». Похоже тут также.
Кваренги, не Кваренги. Но в руинах с трудом угадывается старый облик усадьбы.
Конечно и на этом фото- не дом конца 18-го века. Много перестроили при Чоколовых. Уже в конце века 19-го.
Прапраправнучка основателя усадьбы - Екатерина Веневитинова- вышла замуж за инженера Семена Чоколова.
На лето супруги Чоколовы сюда приезжали. А зиму в Москве проводили. На Старопесковской площади.
Их московский дом, в отличие от этого, почти каждый видел.
- Не ври- скажет читатель- Я не видел.
Наверняка видели. На картине В. Поленова «Московский дворик».
Слева. Беленький.
Сейчас барский дом теснят корпуса бывшего интерната. А когда-то большая усадьба была.
«Большой двор был обнесен каменной оградой, и у нее было трое ворот. Одни ворота, которые вели в село и дальше на большую дорогу, которая вела в Воронеж, другие ворота, налево, шли на скотный двор, где стояли конюшня, коровник, сарай для молодняка для экипажей и так далее, и так далее. А перед домом прямо стояли третьи ворота, и оттуда продолжалась длинная липовая аллея приблизительно больше полкилометра длиной»- вспоминал сын Чоколовых.
Чоколовы тут не только отдыхали. Ковровую мастерскую открыли. Один из ковров под названием «Адам и Ева», якобы, для Лувра купили. А другой, якобы, до сих пор в Царском селе. В царском кабинете.
Еще Чоколовы верблюдов держали. Везде удивляются. Что за барская прихоть. Зачем корабли пустыни под Воронежом?
А я думаю- шерсть стригли. Для ковров.
Когда-то фасад богато украшен. Майоликовая панно висело. С павлинами.
В 1980-х панно сняли. Мол, отреставрируем. Будем народу показывать. Хотели как лучше. А получилось… Разбили панно по дороге. В дребезги.
Зато фонтан перед домом сохранился.
От Чоколовых. В виде гриба.
Спустились к Дону.
«Сама усадьба стояла очень хорошо. Она стояла на сравнительно высоком берегу Дона, так что можно было за пять минут пробежать к Дону, выкупаться и прибежать назад»- опять же из воспоминаний сынишки.
Можно разглядеть задний фасад дома.
Издалека.
«Между домом и Доном был так называемый маленький сад. Маленький сад этот занимал четыре гектара. Там были цветники».
Из бывшего маленького сада двинулись к машине. Размышляя о парадоксах жизни.
Усадьбу Веневитиновых-Чоколовых поставили под госохрану еще в 1948 году. В 70-е годы усадьбу занесли в разряд памятников республиканского значения. Сейчас она считается объектом федерального уровня. Чем выше статус, тем хуже состояние усадьбы?
Может это и хорошо, что выше федерального следующего уровня нет. А то бы вообще ничего не увидели.
Но общественность негодует.
- Как же так. Руины. Камни сверху падают. А вокруг дети.
- Все в порядке- успокаивает руководство кадетского корпуса- Мы руины веревочкой огородили.
- А какое же может быть патриотическое воспитание на фоне руин объекта культурного наследия?- не унимались общественники.
- Будем решать проблему- мрачно пообещали власти.
Вот с другой усадьбой. Тех же Веневитиновых. Пригнали экскаватор, бульдозер. И все. Наутро уже нет никакой проблемы.