Найти тему
Игорь Орлов

Сошедший с ума уклонист ВОВ.

Оглавление

Он боялся смерти. Боялся идти на фронт во время Великой отечественной войны 1941-1945 годов.

-2

Умудрился не пойти воевать. Но случилось другое с ним после войны.

Предыстория.

Уехать из Советского Союза он не мог и не хотел. «Железный занавес» и военное время. Уезжали в 20-е. Те, кто не уехал в 20-е, тот принял тюрьму или смерть в 30-е, если его посчитали «врагом народа». Он не уехал в 20 и пережил 30-е. Осторожным был. Собственно, он не был врагом народа, не критиковал Советскую власть и принимал строй нормально.

Но в 40-е, когда началась война, он не хотел воевать, не хотел умирать.

Москва во время Великой Отечественной войны. Улица Кирова.
Москва во время Великой Отечественной войны. Улица Кирова.

Совместное решение.

Решение нашел совместно с женой. Не пошел на фронт, уклонился. Как ему это удалось в те годы, героические и идейные – не понятно. Но удалось.

Жили они в подмосковной деревне, в своем деревенском доме. Прятался в подвале. Не выходил на улицу. Нигде не светился. Когда была проверки – прятался так, чтобы не нашли. Жена была его сообщником. Все выведывала и сообщала ему.

-4

Что такое прятаться в подвале и жить в страхе 4 долгих года войны? Наверное, это не просто.

Догадывались ли соседи – трудно сказать. В годы войны, видимо, нет. Иначе, могли бы «сдать». На деревне ничего не утаишь. Требовалась особая конспирация. И, видать, она получалась.

В те годы мужья, дети многих советских семей пошли на фронт, воевали. Многие семьи получали похоронки. И как вот такой вдове, такой осиротевшей матери, сказать: а вон в том доме прячется уклонист. Ты потеряла детей и мужа на войне, осталась совсем одна. А этот – не идет воевать, за жизнь свою боится. Какой была бы реакция?

Боль и трагедия от потерь в ВОВ
Боль и трагедия от потерь в ВОВ

Потому, уклонист и его жена ничего не говорили и очень тщательно все скрывали.

Идейное время.

Время было идейное. Скажут, пропагандное – ошибутся. Идейное.

В чем отличие? Пропаганда – внешнее, для других. Идейность – внутреннее, в себе самом. Близкое понятие к идейности, не пропаганда, а вера.

Строили страну для себя, верили в ее светлое будущее. Не для сытых господ, на которых надо батрачить день и ночь, а народную страну, свою. Первое в мире социалистическое государство. Это вдохновляло то поколение сильных созидательных людей.

Наверное, и этот человек, уклонявшийся от фронта, тоже был в чем-то идейным, тоже хотел жить в справедливой стране, не уехал из нее. Но сейчас за нее надо было умирать. А вот умирать не хотелось. Боялся.

Почему так?

Сравниваю примеры.

Вот был мой дед фронтовиком, кадровым военным. Для него война началась в 1938, завершилась в 1946. Пережил многое в ней. Пришел с нее в 39. Без зубов. Поседевший, осунувшийся. Но ему даже не приходила мысль не воевать и спасти свою жизнь.

До революции он был из зажиточной семьи, но с приходом Советской власти принял советский строй. Не посчитал себя обиженным, что его лишили дворянских привилегий. Он принял советский строй сознательно, как более справедливый. Была в нем идея. Не за Сталина или Ленина он воевал. Воевал за справедливую свою страну, за свой дом, в которой потом хотел жить. И жил. Ушел из жизни в 80-х.

Боялся ли он смерти, воюя на фронтах? Задавал я ему этот вопрос. Дед не лукавил. Да, каждый человек боится смерти. Но человек, пояснял он, не живет животным страхом. Есть в нем больше, чем животное - человеческое - начало. И если, по - человечески надо и другого выхода нет, то человек идет на смерть. Во имя чего-то большего. Идеи, которая сильнее смерти, сильнее животного начала. Но для этого ведь сама идея должна быть сильной, а не надуманной – понимаю сейчас. Не за всякую идею человек пойдет на смерть. Дурную идею людям не продашь. Не купят и не купятся.

Другой дед мог не идти на фронт. Он был партийным работником. Была у него бронь. Но он пошел добровольцем. Он верил в идеалы новой жизни и жил ими. Потому и умереть за них ему было не страшно. В 1942 году погиб под Брянском.

-6

Но вернемся к уклонившемуся.

Что было потом, после войны?

Этот момент – самый удивительный. Казалось бы, удалось ему так обмануть смерть, людей, контролирующие органы власти, всех. Смог спастись, не воевать и не погибнуть. Война закончилась – выходи из подвала, в котором прятался, и живи.

Но так не произошло.

Что-то сдвинулось в его психике. Да, он вышел после войны из дома, на люди. Но ходил сам не свой. По его поведению, особенно деревенские дети, видели, что он не в себе. Вскоре, он умер своей смертью (бессмертных ведь не бывает) и так как был в отключке психики, то, наверное, не смог даже испугаться смерти, пришедшей за ним.

-7

Заключение.

Известно об этой истории стало уже после смерти уклониста. Правду не скроешь.

Дед мой был с ним из одной деревни.

Не осуждал мой дед фронтовик этого уклониста. Не рассуждал: мол, я вот, воевал, а этот прятался в подвале. Понимал дед людей хорошо, развитым и начитанным был, да и жизненный опыт богатый. Знал дед, что у каждого свои «тараканы в голове» и «змеи в сердце». Потому, и не осуждал.

Мне было интересно узнать его оценку: почему же этот уклонист сошел с ума?

Дед ответил кратко, но емко: сидя в подвале и опасаясь за свою жизнь, он приковал себя к подвалу личного своего страха, став его узником и рабом.

-8

Страха пойти на войну и быть убитым или покалеченным там. Страха быть распознанным, как уклонист и расстрелянным. Страха, что заставят воевать под дулами заград отряда и убьют «свои же», если струсишь и повернешь

Страх, страх, страх. Психика не выдержала. Сдалась.

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями.

Приглашайте на этот канал.

С праздником Победы.

Мира и добра всем.