Найти тему
Архитектурный чайник

3 мегапроекта времён Российской империи, на которые были способны только наши предки

Оглавление

Добрый день, дорогие читатели!

Однажды мой старый знакомый показал фотоархив сооружений, построенных в России за период XIX – начале ХХ века. То, что я увидел, меня шокировало, перевернуло навсегда представления об ушедшей эпохе. Так давайте же посмотрим на уникальные инженерные объекты, возведённые при царской власти!

Железная дорога между Москвой и Питером

Самой грандиозной стройкой середины XIX века в России было возведение железной дороги между двумя столицами: «Николаевской железной дороги» (650 км). Ее стоимость обошлась 67,1 миллиона рублей (по сегодняшнему курсу 1,31 трлн. руб.). Проект стартовал в 1843 году, процесс строительства занял четыре года. В первоначальных планах путепровод должен был пройти через Новгород.

Николаевская железная дорога в XIX веке
Николаевская железная дорога в XIX веке

Николай I отверг этот вариант, поэтому стоимость увеличивалась почти на 20%, а общая длина пути возрастала на три десятка километров. В земляных работах одновременно участвовало не менее 40 тыс. человек. Всех рабочих кормили бесплатно, платились зарплаты, введена была жесткая система штрафов.

Политика правительства ориентировалась на «импортозамещение», то есть предпочтение отдавалось отечественным материалам и оборудования. Всего было возведено 34 вокзала (включая полноценную инфраструктуру), проложена линия телеграфа (компания «Сименс»).

Николаевская железная дорога в XIX веке
Николаевская железная дорога в XIX веке

Рельеф местности был сложный: много рек, перепады высот и т.п. Не стоит забывать, что в те времена не было современной мощной техники: кранов, бульдозеров, укладчиков рельс и т.п. Применялись самые простые орудия труда: топоры, пилы, молотки, лопаты.

Дорога стала большим подспорьем в оживлении общей экономической ситуации в стране, став основным хребтом для освоения центральных и северных регионов. В дальнейшем процесс строительства ответвлений железнодорожных путей продолжался ещё десятки лет!

Километровый мост в далекой провинциальной глуши

Мосты – сложные технологические сооружения, которые косвенно подтверждают уровень развития страны. В сентябре 1912 года в Муроме состоялось открытие уникального моста через Оку (845 метров). Левый пролет предназначался для пароходов, идущих вниз, правый - сконструирован для судов, поднимающихся вверх по течению. Стройка длилась чуть более двух лет, мост соединил Москву с Казанью и Екатеринбургом. 

Грандиозный Муромский железнодорожный мост через Оку
Грандиозный Муромский железнодорожный мост через Оку

Стоимость составила около 2 млн. рублей. Только на создание насыпи для железнодорожных путей ушло не менее одного миллиона рублей, проделан был колоссальный труд по перемещению тысяч кубических метров грунта. Цикл работа состоял из двух этапов: монтаж несущих конструкций и прокладка рельс.

Грандиозный Муромский железнодорожный мост через Оку
Грандиозный Муромский железнодорожный мост через Оку

До начала Первой Мировой здесь имелась полноценная пешеходная дорожка, затем ее закрыли. Поражает тот факт: запас прочности оказался настолько значительным, что в начале семидесятых годов добавили еще одну железнодорожную линию. Реконструкция сооружения с заменой нескольких секций пролетов происходила в период с 2001 по 2004 год, при этом мост также продолжал эксплуатироваться в стандартном режиме!

Самая длинная железная дорога в мире

Транссиб - это настоящая фантастическая стройка тысячелетий (1891-1915), которая и сегодня поражает воображение. Вызывает недоумение: как можно было проложить такой колоссальный железнодорожный маршрут длиной 10 тыс. километров без тяжелой техники?

Строительство Транссибирской магистрали
Строительство Транссибирской магистрали

Строительство длилось целых двадцать четыре года в крайне неблагоприятных климатических условиях. Протяженность одних только тоннелей и мостов превысило сто километров. Дорога проходила через 80 городов, 16 широких полноводных рек. Самым большим стал мост через реку Амур (более 2,5 км). Высота достигает 60 метров, длина пролетов до 128 м, потребовалось около 18 тыс. тонн металла.

Если назвать эту стройку самой значимой в мировой истории – то это не будет преувеличением. На память приходит возведение пирамид Хеопса (высота 170 м), Аппиевой дороги в Древнем Риме (около 600 км), прокладка Суэцкого канала (170 км), Великой китайской стеной (7 тыс. км). Но даже эти знаменитые проекты меркнут по сравнению с Транссибирской магистралью (общая протяженность которой 10 000 километров).

Строительство Транссибирской магистрали
Строительство Транссибирской магистрали

Лично у меня, дорогие господа-товарищи эта стройка вызывает гордость и восхищение. Русские люди, организовавшись, смогли сделать что-то невероятное. Транссиб навсегда останется в мировой истории. Всего на стройке участвовало одновременно порядка 80 тыс. человек: это и каторжане, и солдаты, и крестьяне, инженеры и многие другие представители разных сословий. 

Благодаря этой дороге, Россия по-настоящему открыла для себя Сибирь и Дальний Восток. Стоимость всего предприятия была астрономической - до 1,5 млрд. рублей (около 7 трлн. руб. на наши деньги).

Один из путепроводов Транссибирской магистрали
Один из путепроводов Транссибирской магистрали

Не надо быть великим экономистом, чтобы утверждать, что реализованный проект полностью окупился в течение ста лет и уже давно приносит прибыль. Важно, что началось практическое освоение огромных пространств, которые объективно сделали страну ещё мощнее!

Заключение

Я привел лишь несколько примеров, но на самом деле их десятки, если не сотни. Фотографии столетней давности производят неизгладимое впечатление и заставляют переоценить великое прошлое!

Сделать продолжение про самые грандиозные объекты, но в СССР?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, А ТАКЖЕ СТАВЬТЕ ЛАЙКИ! 

📍И конечно же читайте другие наши увлекательные статьи: