Значение исполнения песен в военное время велико и неоспоримо.
"Хорошая песня делает солдата легким, а лямку – невесомой. У поющего вырастают крылья – он как бы парит над землей. Песенная энергия рождает волны, которые незримой броней окружают взвод. Поющая армия непобедима".
военный историк Кавад Раш.
Но не думайте, что поднять бойца в атаку песней было легко.
Чтоб поднять дух человека, который измотан и находиться в условиях сильно некомфортного психологически и физически военного времени, надо сначала запеть. А как запеть ,когда нет сил даже шевелиться, до такой степени ты измотан.
И на это нужно особое состояние, когда человек отстраняется от всего, что вокруг, возвышается над обстоятельствами и тогда начинает петь силой духа внутри него. Когда песню подхватывает множество людей, тогда эта сила духа разрастается и становиться настолько велика, что она поднимает людей и движет ими идти вперед. И это иное состояние сознания, в котором человек действует по -иному и дает другие результаты. А песня-средство для перехода в это состояние.
Военные пени особенные в этом смысле.
Вот, как говорил об этом ветеран Великой Отечественной войны Василий Сергеевич Дубровин:
"Трудно было поднять людей в атаку. Бойцы устали, еле на ногах держаться, чуть на ходу не засыпают, стрельба кругом. Тогда я побежал к медсестре, взял у нее синьки, намочил в ней платок носовой и к штыку привязал. А когда опять в атаку надо было идти, крикнул: "За синий платочек!" - и все пошли".
Военная песня способна сплотить людей в едином эмоциональном порыве. В этом порыве рождается огромная сила и вера в победу. А вера-это наше все.
По вере нашей все нам дано.
Вот, что ответил Суворов генералу ,который решил уменьшить число музыкантов, поставив их в общий строй, чтобы восполнить потери в армии:
«Музыка нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина, равняет шаг, с ней мы танцуем на самом сражении. Старик с большею бодростью бросается на смерть. Юнец – бежит за ним. Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом в руке священника, с распущенными знаменами с громогласной музыкой я взял Измаил».
Особое состояние певца, которое рождает вдохновение и волю к победе.
Военные песни рождают особые состояния и требуют от певца быть способным во время пения высоко подняться духом.
Поэтому ,не всякий, даже профессиональный певец, исполняющий военную песню-это вдохновитель, способный поднять дух, например, целой армии или целой страны. Ведь дело не в красоте голоса или вокальной технике.
СИЛА ДУХА САМОГО ПЕВЦА.
Иными словами важно вот что: до какой высоты духа певец способен подняться во время исполнения песни.
Как раз на исполнении военных песен можно понять про себя это, услышать в себе эту силу духа, почувствовать ее масштаб и прочувствовать глубину. Это чувство не описать словами. На обычных песнях это не почувствуешь.
Получается, что во время исполнения военной песни, певец сам входит в особое состояние сознания и этим способен поднять других в это состояние.
Это состояние естественным образом рождается в экстремальных условиях. Поэтому ,когда мы слушаем тех, кто жил в военное время, то в их голосе это слышно.
Это не значит, что певец в экстремальных условиях постоянно на этой высоте и силен духом. Нет, певец обычный человек из плоти и крови. Ему ничто человеческое не чуждо. Но он способен подняться, именно во время исполнения песни или другого произведения, до такой степени, что способен вдохновить своим пением даже целую страну!
Вот это задачка, с которой не каждый справится и не каждый даже возьмется за это.
С чем мы имеем дело при этом?
1. Это сам энергетический процесс. От пения всегда на душе становиться светлее и теплее.
2. Это внутренний процесс и внутренний мир певца. Переход в другое состояние сознания происходит внутри.
3.Это внутренние ощущения от образов, ассоциаций, которые возникают при пении военных песен и программируют вашу энергетику, с которой вы поете.
И в обычной жизни, эта самая сила духа нужна. Экстремальные ситуации сейчас не редкость. Да и каждому профессиональному певцу она нужна на каждом выступлении:
"Мы - частичка космоса, частичка природы.
Открою вам один секрет. Предположим, я очень устала, смертельно устала...
Что мне помогает ? Когда чувствую, что уже иссякаю, сил нет, а ещё надо выходить на сцену, я как бы подключаюсь диафрагмой и темечком прямо туда, к космосу, и прошу, умоляю: ну, возьмите меня к себе, ну помогите мне, помогите! И мне помогают! Не знаю, какие это силы, но они мне помогают"
Е.В. Образцова.
Внутренняя энергетика певца.
Поэтому для певца оказывается важным использование энергетических тел, дающих возможность расправлять полости своего инструмента, непосредственно «не прикасаясь» к ним, а также ощущение незвучащих опорных «точек» в области вокальной «маски»: в куполе твёрдого нёба (точка Морана) и между развёрнутых надбровных дуг с внутренней стороны надпереносья.
Научить подсознание создавать новые, ранее не известные условия работы певческого инструмента и управлять работой последнего в этих новых, непривычных для него условиях.
цитата Юшманов В.И. в книге «Вокальная техника и ее парадоксы»
Об этом писала в статье:
Каждый певец имеет дело не просто со своим голосом или с голосовым аппаратом, а со своим состоянием сознания при этом и со своей внутренней энергетикой.
Рассматривая любой вопрос певческой техники, мы всегда будем иметь дело с тем, кем певец является на самом деле и кем он сам осознаёт себя :
- живым человеком с неразделимым единством плоти (организма),
- духа (энергии)
- разумной души (психики)
- и всей сложностью биологических и социальных взаимоотношений с миром, в котором он живёт и частью которого является.
Поэтому, когда вы открываете рот и поете, слышно все, чем вы наполнены, вся глубина и широта вашей души. Возможно, не все осознается слушателями в этот момент, но безусловно, все ими чувствуется.
Ваша внутренняя сила и ее масштаб при исполнении военных песен чувствуется тоже и он должен быть иным, нежели при пении обычных песен по состоянию.
Как технически это достичь, читайте в материалах на канале: