Найти тему
Школа Вокала.

Внутренние ощущения певца.Так чем мы поём на самом деле?

Внутренние ощущения при пении:

  • невидимы и у всех свои,
  • на них надо ориентироваться при пении,чтоб понимать,какого качества получается звук,идущий в уши слушателям,особенно на выступлениях.

Каждый певец будет описывать их по-своему.

Вот три примера:

  1. Из высказываний Е. В. Образцовой: «...вдох должен быть деликатным... При этом происходит одна интересная вещь. Мышцы вокруг носа растягиваются, натягиваются на кости лица, пазухи носа расширяются, то есть увеличиваются головные резонаторы»
Елена Образцова
Елена Образцова

2. М. Дейша - Сионицкой в её книге «Пение в ощущениях»: «Твёрдое нёбо в момент вдыхания должно как бы приподняться и образовать купол или свод. Конечно, фактически твёрдое нёбо подниматься не может, но получается такое ощущение. Купол, образующийся при вдыхании вверху, у основания носа, надо держать твёрдо, не делая его вялым или пиоским до окончания ноты или фразы на всех звуках. Чем выше нота, тем больше и шире купол, который должен выдвигаться вместе с верхней челюстью и лобной костью вперёд и крепко держать звук вверху (головой)...и т. д.»

М. Дейша - Сионицкая
М. Дейша - Сионицкая

3.От Дмитрия Хворостовского. "Когда я пою, я ощущаю вибрацию, особенно над бровями, между бровей, в области носа, это «маска», как вы знаете. Грудь, плечи - все резонирует. И как столб, резонирующий с головы, проходит в грудь - такое ощущение.

На всем диапазоне и на самых нижних нотах я стараюсь не терять ощущения маски, т.е. верхнего резонатора, а на самых верхних - сохранить грудной резонанс. Может быть на самых верхних нотах все же заметно больше звучит голова. Но в целом, на всех нотах диапазона я использую смешанное звучание головного и грудного резонаторов.

На переходных нотах - у меня это «ми» - «ми-бемоль» - такой микстовый характер звука, когда одновременно звучат и верхний и грудной резонаторы, помогает мне сглаживанию регистров.

Вообще у меня такое бывает ощущение, что с помощью резонанса можно развить такую силу звука, что он заглушит гром самолетного мотора.

В классе моего педагога - Е.К. Йоффель - мы были приучены петь при заглушенной акустике. Там все стены были задрапированы. Поешь в коридоре - все звучит здорово, а приходишь в класс - свой голос не узнаешь. В результате я приучился петь, ориентируясь в основном на свои внутренние ощущения - и резонаторные и мышечные.

Ведь на сцене, особенно в опере, там тоже все задрапировано декорациями, на тебе костюм какой-нибудь пухлый, шляпа огромная поглощает всю высокую певческую форманту. Поэтому, если будешь ориентироваться только на слух, то обязательно будешь форсировать, а это гибель. А внутренние ощущения, и в особенности - резонаторные, здесь спасение. Певец должен быть уверен, - если голос будет нефорсированным, свободным и резонансным, то ему не страшна никакая самая «плохая» акустика, голос будет полётным и везде слышимым."

Дмитрий Хворостовский
Дмитрий Хворостовский

На чем основаны внутренние ощущения? На образах и на ассоциациях.

Вот, что по этому поводу пишет Юшманов В.И. в книге «Вокальная техника и ее парадоксы»

Моделирование энергетики фонационного процесса осуществляется преимущественно посредством ассоциаций.
Эффективность ассоциаций при обучении вокальной технике давно известна и певцам и исследователям певческого искусства.
Вместе с тем этот феномен остаётся загадкой.

АССОЦИАЦИИ. Любовь певцов к ассоциациям обусловлена не только невидимостью внутренней работы их инструмента. Причина использования ассоциаций в обучении вокальной технике в том, что они на самом деле являются универсальным средством.

  • Ассоциация даёт подсознанию целостное представление о всей совокупности условий работы той или иной части певческого инструмента.
  • Ассоциация позволяет певцу избегать соблазна управлять работой мышечной системы, предоставляя эту возможность подсознанию.
  • Ассоциации открывают для певца возможность осознанного использования всего прошлого опыта подсознания, включающего не только физический опыт тела, но и интеллектуальное знание, почерпнутое из литературы и жизненных наблюдений.
  • Ассоциации позволяют певцу сохранять интеллектуально-волевой контроль за фонационным процессом и корректировать работу подсознания, не мешая, а в нужных случаях и помогая ему.

Привычное перестаёт замечаться сознанием. Став привычными, ассоциации нередко перестают «работать».Поэтому от умения педагога находить новые и точные ассоциации, во многом зависит успешность освоения вокальной техники.

К примеру: объясняя, что такое «натяжение», Е. Образцова говорит о парашюте, сравнивая резонаторы с куполом парашюта, а диафрагму с кольцом, держащим его стропы.

Я писала об этом в статье

Нетрудно представить, как сложно было бы учащемуся объединить в своём сознании (и подсознании) работу диафрагмы и резонаторов без этой ассоциации.

По этой же причине сравнение гортани с работающим феном, из которого идёт ясно ощутимый поток тёплого воздуха, направленный в грудную клетку, оказывается для начинающего вокалиста гораздо понятнее и эффективнее разговоров о том, как соотносятся между собой дыхание и работа гортани.

Итак, ассоциации помогают нам вызвать нужные ощущения в теле и все получается само собой. И с помощью ассоциаций можно всегда вызывать нужные внутренний ощущения и получать нужное качество звука.

Это метод в вокале "как будто" про который писала в статье

и говорила в видео "Предлагаемые обстоятельства" Станиславского и волшебный метод "как будто" в вокале аналогичны.

И для актера и для певца работает один и тот же принцип: воображение ведет через телесные реакции к нужному самочувствию и формирует творческое поведение, определяя путь становления сценического образа.

Воображение вызывает значительные изменения в деятельности нервной системы с включением вегетативных реакций.

Художественное воображение решает две важнейшие задачи: во-первых, обеспечивает певцу и актеру (а в опере певец одновременно и актер) создание художественно правдивого сценического образа, а во-вторых, служит вокально-техническим задачам, т.е. обеспечивает оптимальную настройку голосового аппарата певца на основе эмоционально-образных представлений о его работе (метод «как будто»).

ОБРАЗЫ.

Про использование образов писала подробно в статье

Использование образов - это эффективный способ включения нужного состояния во время пения.

Образ - это ментальное представление, которое помогает визуализировать и передать определенное состояние или ситуацию. В пении образы могут быть связаны с текстом песни, мелодией, инструментальным сопровождением или внутренними ощущениями. Образы помогают передать эмоции и настроение песни, улучшить технику пения и справиться с нервозностью.

Как на занятиях, так и на концертах этот приём очень помогает, поэтому всегда его используем.

Образы могут быть использованы не только для передачи эмоций, но и для улучшения техники пения.

Например, если певец исполняет высокую ноту, он может визуализировать образ птицы, которая летит высоко в небе. Этот образ поможет певцу расслабить горло и дыхательную систему, что позволит ему легче достичь нужной ноты.

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ.

Все любят петь и от пения всегда на душе становиться светлее и теплее.

Но, когда мы работаем над техникой пения, эта самая радость от пения теряется от тог, что техника не получается.

Д. Лаури-Вольпи считал радость пения одним из главных «секретов» надежности своей вокальной техники и своего певческого долголетия.

«Как важна эта радость, которую певец черпает в видении иного мира, коснуться которого удается во время пения, радость, которая рождается иногда из страдания, из мучительных поисков, радость, в которой кроется секрет, делающий голос молодым, лицо улыбающимся, ум ясным, память цепкой, фантазию кипучей, чувство нежным, дух бодрым и чутким.»

Внутренние ощущения от образов и ассоциаций программируют энергетику, с которой вы совершаете действие.

Поэтому певец должен оценивать не ощущения вообще, а то, что происходит во внутреннем пространстве его голосового инструмента.

Очень ярко говорит об этом Е.В. Образцова:

«Мы - частичка космоса, частичка природы. Открою вам один секрет. Предположим, я очень устала, смертельно устала... Что мне помогает ? Когда чувствую, что уже иссякаю, сил нет, а ещё надо выходить на сцену, я как бы подключаюсь диафрагмой и темечком прямо туда, к космосу, и прошу, умоляю: ну, возьмите меня к себе, ну помогите мне, помогите! И мне помогают! Не знаю, какие это силы, но они мне помогают...»

Вот это внутренние ощущения и энергетика от них в действии!!!

Задача певца заключается в создании оптимальных энергетических условий для его работы.
Поэтому для певца оказывается важным использование энергетических тел, дающих возможность расправлять полости своего инструмента, непосредственно «не прикасаясь» к ним, а также ощущение незвучащих опорных «точек» в области вокальной «маски»: в куполе твёрдого нёба (точка Морана) и между развёрнутых надбровных дуг с внутренней стороны надпереносья.
Научить подсознание создавать новые, ранее не известные условия работы певческого инструмента и управлять работой последнего в этих новых, непривычных для него условиях. Не «я делаю», а «у меня происходит».
цитата Юшманов В.И. в книге «Вокальная техника и ее парадоксы»

"Предоставим же всё подсознательное волшебнице-природе, а сами обратимся к тому, что нам доступно - к сознательным подходам к творчеству, к сознательным приемам психотехники. Они прежде всего учат нас, что когда в работу вступает подсознание, надо уметь не мешать ему."К. С. Станиславский.

Педагог на уроке имеет дело не просто с голосом или с голосовым аппаратом, а с человеком, находящимся в состоянии сознания, и воздействует на вокальную технику учащегося, обращаясь к его интеллекту, воображению, воле.

Рассматривая любой вопрос певческой техники, мы всегда будем иметь дело с тем, кем певец является на самом деле и кем он сам осознаёт себя :

  1. живым человеком с неразделимым единством плоти (организма),
  2. духа (энергии)
  3. разумной души (психики)
  4. и всей сложностью биологических и социальных взаимоотношений с миром, в котором он живёт и частью которого является.
Понимание психики как высшего уровня системы саморегуляции энергетики человека открывает для нас доступ в фундаментальную и вместе с тем ранее недоступную для изучения область певческой профессии - внутреннюю энергетику искусства пения и систему управления ею.(цитата Юшманов В.И. в книге «Вокальная техника и ее парадоксы»)
ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА
ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц