Как никогда, сегодня становится очевидным, - слова словами, дела, делами, даже если ручки убирать под стол, чтобы никто не увидел, что там ими вытворяется на самом деле.
Это к тому, что застройщики, как один, твердят заученную фразу, чтобы не происходило со спросом, цены снижаться не будут.
Словесные интервенции самый дешёвый, это да, но вот собака, не самый действенный на сегодня инструмент сохранения статус-кво.
Говоря одно, делишки совершают совсем другие, под столом, не афишируя.
Продемонстрирую на курьёзном примере расхождение.
В крупном телеграм-канале Всё о стройке, близком Нострой, опубликован пост. Судя по шаблонной подаче информации, явно реклама, хотя об этом не упоминается. Реклама и реклама, не вопрос, информационный ресурс зарабатывает деньги.
Да, но текст-то писали не здесь, а у заказчика.
Им является Самолёт, который решил «вбросить» даже не информацию, - намёк.
Вот текст:
«Группа «Самолет» сделала это. Девелопер перевёл апарты «Верейской, 41» в жильё.
Изначально проект, расположенный в Москве около «Долины реки Сетунь», предполагался как апарт-комплекс. Теперь же появилась информация о переводе апартаментов в «Верейской, 41» в квартиры, а поможет этому процессу социнфраструктура от MR Group, которая находится рядом с проектом Самолета.
Отметим, что за последние 3 месяца квартиры в «Верейской,41» выросли на ~8%. И в дальнейшем лоты здесь будут только расти. Возможная дата анонса переноса апартов в жильё – сентябрь этого года» (конец текста).
Нелепость бросается в глаза: он «сделал это», но сообщит об этом только в сентябре, и то «возможно».
Однако, не об этом курьёзе.
Верейская 41 – проблемный объект, сроки сдачи перенесены на полгода. Понятно, не лучшее время для апартаментов, здесь НДС и коммерческая ипотека. Причина переноса, тоже понятна, - слабые продажи. За полгода до окончания строительства в одном корпусе (большом) продано 28%, в другом (маленьком) 50% площадей. Явно недостаточно для быстрого окончания стройки.
Не берусь судить будет ли новый перенос.
Самолёт заинтересован в увеличении реализации. Какие «приманки» кидает застройщик потенциальным интересантам:
а). «возможно» осенью апартаменты станут жильём.
б). цены растут. За последние 3 месяца на 8%, «и в дальнейшем лоты здесь будут только расти».
Дескать, покупайте, пока не подорожало.
«Слово», — вот что главное.
А как в действительности? Что с «делом»?
Всё много сложней.
Данные на 8 мая.
За последние три месяца в двух цены снижались.
И если в марте символически, то в мае просто обвалились.
Они росли в апреле, когда застройщик смог продать только 1 шт. апартаментов. Ошибку признал, цены снизил.
Они по-прежнему выше февральских и мартовских значений на 5% (не на 8%). Но продав 17 апартаментов за месяц на первую декаду мая из оставшихся 1150 шт. застройщик никаких проблем не решил. Чтобы сдать объект через полгода ему нужно продавать в разы больше. Тем более, когда у него перед глазами яркий пример. Снизил цены в апреле, продал в 17 раз больше.
Что думаете, Самолёт, ограниченный сроками сдачи, не повторит эксперимент?
Что, думаете другие застройщики, когда у них резко снизятся продажи не сделают тоже, что сделал Самолёт?
Они будут делать всё, чтобы понравится покупателям.
Рассказывать, что что-то произойдёт осенью, твердить, что жильё только растёт, а сами втихаря снижать цены, если припрёт.
А ведь, припрёт!
Не слушайте слова, смотрите внимательно.
Если убирают ручки под стол, значит что-то замышляют.
Не обязательно это будет гадость.
Время другое.