Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Четыре мушкетёра» Шарло и дивный «воротник Медичи»

Наверное, этот фильм смотрели многие. Юмор там, конечно, пошловат, но зато он убойный. Разгонит любую тоску и заставит искренне смеяться.

Я смотрела эту комедию в детстве. На днях посмотрела заново, благо она есть в ВК – в хорошем качестве и озвучке времён СССР.

Но сейчас я не только смеялась, но и любовалась антуражем фильма.

Фильм снимался во французских замках. Поэтому интерьеры там не условные, а настоящие – той поры, когда происходит действие фильма. Король с королевой, лорд Бэкингем, Ришелье похожи на себя настоящих…

И прекрасные костюмы я бы тоже назвала настоящими.

«Четыре мушкетёра» Шарло, Франция, 1974 год. Король.
«Четыре мушкетёра» Шарло, Франция, 1974 год. Король.

Особенно хороши платья королевы. От них просто глаз не отвести. От чудесных тканей и дивных воротников.

Такой воротник в форме веера на проволочном каркасе называют «воротник Медичи». По имени Марии Медичи, матери Людовика Тринадцатого. Хотя подобные воротники появились ещё до неё, их ещё в 16-м веке начали носить, наряду с плоёными.

На расцвет их пришёлся на 1610-е – 1620-е годы.

«Четыре мушкетёра» Шарло, Франция, 1974 год. Королева.
«Четыре мушкетёра» Шарло, Франция, 1974 год. Королева.

Вот такой воротник на раннем портрете Анны Австрийской. Здесь ей только пятнадцать, и декольте платья скромное.

Но всё равно – прелесть!

Frans Pourbus the Younger. Портрет Анны Австрийской, 1616 год.
Frans Pourbus the Younger. Портрет Анны Австрийской, 1616 год.

А вот её портрет, написанный в 1622 году:

Питер Пауль Рубенс. Портрет Анны Австрийской, 1622 год.
Питер Пауль Рубенс. Портрет Анны Австрийской, 1622 год.

Ещё одно такое платье из фильма. На кадрах, увы, не видно всей его красоты. Но в фильме этот наряд завораживает.

Кстати, и у Бэкингема воротник похожий. Как на его портретах.

«Четыре мушкетёра» Шарло, Франция, 1974 год. Королева и Бэкингем.
«Четыре мушкетёра» Шарло, Франция, 1974 год. Королева и Бэкингем.

Портрета Анны Австрийской в похожем платье нет. Но есть один портрет в чёрном платье с золотым и белым.

Если заменить воротник на такой, как на портрете 1622 года, то получится нечто близкое к черно-золотому платью из фильма.

Рубенс. Портрет Анны Австрийской, 1625 год.
Рубенс. Портрет Анны Австрийской, 1625 год.

А вот портрет жены художника Рубенса в чёрно-бело-золотом платье с глубоким декольте и «воротником Медичи»:

Рубенс. Портрет второй жены Елены Фоурман, около 1630 года.
Рубенс. Портрет второй жены Елены Фоурман, около 1630 года.

Ниже – портрет дамы из более раннего времени, но воротник чем-то похож, и декольте тоже откровенное:

John de Critz. Анна Датская, жена английского короля Якова Первого, 1605 год.
John de Critz. Анна Датская, жена английского короля Якова Первого, 1605 год.

Но в фильме воротник, по-моему, самый прелестный:)

«Четыре мушкетёра» Шарло. Анна Австрийская в самом конце фильма.
«Четыре мушкетёра» Шарло. Анна Австрийская в самом конце фильма.

После 1630 года такие воротники выйдут из моды.

Но они вернутся в неё в расцвет эпохи ампира, в начале 19-го века. Только будут меньше, конечно.

Мода эпохи ампир. Высокие кружевные воротники, как в фильме «Три мушкетёра».

Lady George William Russell. Около 1820 года.
Lady George William Russell. Около 1820 года.

Фильм «Четыре мушкетёра» (и его продолжение «Четверо против кардинала»), конечно, не костюмами ценен в первую очередь, а способностью поднять настроение.

Но хорошие костюмы и декорации любому фильму играют только на плюс.

«Четыре мушкетёра» Шарло. Бэкингем убегает из Лувра в платье служанки.
«Четыре мушкетёра» Шарло. Бэкингем убегает из Лувра в платье служанки.
«Четыре мушкетёра» Шарло. Король, кардинал и отец Жозеф в Бастилии.
«Четыре мушкетёра» Шарло. Король, кардинал и отец Жозеф в Бастилии.

Роскошные воротники в фильме «Собака на сене» и на портретах.

Иллюстрации к «Золушке» из советской книжки. Каким может быть идеальное платье для этой сказочной героини?

Свадебные капоры. Они так красивы, но зачем они были нужны?