Найти тему
РОКЛЯ

Неочевидное: Overkill

В новой, небольшой серии публикаций, РОКЛЯ обращает внимание любителей Рок-музыки на неочевидные стороны творчества некоторых исполнителей.

Праобразом серии можно считать обзор "Влюбленный Вася", в которой обращалось внимание на романтическую тематику творчества Василия Шумова и группы Центр. На этот раз речь пойдет о группе Overkill (США).

Группе Overkill ранее были посвящены такие обзоры, как "Зеленое в черном", "Зеленый рейтинг", и "Top-10. Overkill".

Яндекс-картинки
Яндекс-картинки

базовый материал: Леонид Кочанов

В данном обзоре автором ставится задача проанализировать скрытую для многих поклонников Overkill тему влияния doom на творчество этой группы.

Doom - подстиль extreme metal, для которого характерны средние темпы, минорные тональности, насыщенная атмосфера, и меланхоличные тексты о похоронах, ведьмах, приведениях, загробном мире и т.п. В отличие от gothic metal, для doom характерны грузные, монолитные гитарные риффы, более близкие к stoner, чем к heavy, более низкие темпы, более мрачные атмосфера и тексты, использование пониженного строя гитар.

В предыдущих публикациях, посвященных группе, неоднократно отмечалось, что творчество Overkill разнообразно, и находится на стыке нескольких музыкальных стилей, с преобладанием heavy metal, speed metal и thrash metal. Позиционирование же себя группой как исключительно как "матерых трэшеров", по мнению автора, стоит считать не более чем сознательным коммерческим упрощением для продвижения группы среди металл-коллективов своего поколения с относительно похожей стилистической направленностью (Exodus, Testament, Dark Angel и др.)

Для обнаружения иных влияний в творчестве группе следует, прежде всего, подробнее изучить ее формирование.

Группа образовалась в 1980 на осколках панк-коллектива The Lubricants, в котором играл будущий "творческий мозг" группы – басист Carlo Verni, и первый ударник Lee Kundrat. После того, как юные музыканты дали объявление о создании группы и разместили соответствующее объявление в газетном издании, на их призыв, откликнулся вокалист Robert Ellswort. Так началась история будущей легенды.

Вновь образованная группа долгое время тасовала состав и играла исключительно кавер-версии. В поисках себя музыканты даже недолгое время пробовали блэк-металлический имидж (а продуктом эволюции black metal, между прочим, является doom).

Overkill: начало
Overkill: начало

По воспоминаниям гитариста Robert’a Gustafson’a, вплоть до 1984 у группы не было своих песен. Свой первый материал группа надумала создать только спустя 4 года после своего образования.

«Проще говоря, до того, как я якобы ним присоединился, они были кавер-группой – вспоминал он в одном из интервью. - Они уже пару лет играли вместе до того, как в группу пришел я, но они играли исключительно кавер-версии.
И на самом деле первое, чему я у них научился, это играть каверы. И я это почти сразу же возненавидел. Мне просто не нравятся все эти кавер-бэнд-дела. Я всегда говорил: «Зачем мне вообще тратить каждый день своей жизни на то, чтобы играть чужие песни?» И при этом я был самым младшим в группе. Мне было, наверное, лет семнадцать, а эти парни лет на шесть старше меня. В итоге я сказал им: «Слушайте, я могу сочинять песни. Я не хочу играть чужую музыку. Почему бы нам не стать оригинальной группой?»
У нас тогда было место для двух гитаристов, которые то приходили, то уходили, меняясь раз в два месяца, и по какой-то причине никто не хотел оставаться, пока в итоге я однажды не сказал: «Давайте просто оставим одного гитариста. Я справлюсь». И так мы и сделали. И тогда мы начали сочинять».

В рамках обзора интересна издававшаяся исключительно на дебютном, одноименном мини-альбоме песня «The Answer» - могучий эпик в стиле doom, с явным влиянием как Black Sabbath, так и команд первой волны английского дума (Candelmass, Saint Vitus и др.)

Тем не менее, во время сочинения своего дебютника «Feel the Fire», музыканты взяли курс на другую музыку, которую можно охарактеризовать как более ускоренную и сырую версию Iron Maiden.

Следующее возвращение к doom состоялось спустя 5 лет на «Years of Decay». Именно на нем была записана самая «сэббатообразная» песня группы - «Playing with Spiders/Skullcrusher» - атмосферная и тягучая, при этом, сыгранная с большой долей металлической сырости.

Вот как вспоминал об этой песне фронтмен группы: «Эту композицию написал Бобби Густафсон, и это такое вступление, которое потом переходит в тему Skullkrusher (получается, что «Playing with Spiders» - это вступление к песне длинной в 54 секунды, а оставшаяся часть, начинающаяся с заглавного риффа - это «Skullcrusher» - прим. РОКЛЯ).
Когда я слушаю «Playing With Spiders», я почти вижу этих самых пауков перед собой, как они ползают по столу – это идеальная картина. Skullkrusher также одна из моих любимых песен, потому что это не стандартный номер для группы».

Думовые элементы проявлены и на следующем, самом почитаемом альбоме Overkill - «Horrorscope». Несмотря на то, что стилистически почти весь альбом выдержан в стилистике thrash, атмосферно и лирически группа в ряде песен больше делает упор на doom эстетику, описывая личностные переживания, одиночество, чувство депрессии и т.п. Наиболее ярко это проявлено в заглавной песне, а также в композиции «Nice Day... For a Funeral».

С первого альбома одной из композиторских фишек группы являлись мрачные, характерные для жанра doom вступления, обычно исполняемые на бас-гитаре. Примеры таких песен можно отыскать во многих темах группы разных периодов, например, в «Raise the Dead», «Who Tends The Fire», «Coma», «Overkill V.… the Brand», «The Goal is Your Soul» и мн. др.

В некоторых случаях группа делала такие вставки в середине песни – например, яркий doom отрезок в песне «Shine On», появляющийся в песне на 4 минуте, и вытягивающий в целом проходную песню на новый уровень.

Безусловно, апогеем проявления "думовых генов" в творчестве группы является шестой студийный альбом – «I Hear Black». На самом необычном релизе в своей истории музыканты до предела снизили скорость (исключением является только бонус-трэк «Killogy»), сделали упор на тягуче-депрессивную атмосферу, и заметно снизили количество соло-партий.

обложка альбома
обложка альбома

«Я слышу черное» - уникальная авангардная работа, предсказуемо недооцененная поклонниками, и забытая самими музыкантами (после 2002 года с этого альбома ничего не исполнялось на концертах).

Между тем, это очень интересная работа на стыке heavy/doom. Основные достоинства диска – атмосферность и минимализм. Именно на этом релизе музыканты глубоко погружаются в этот стиль, порой открыто заимствуя идеи у своих учителей (во вступлении к заглавной песне они открыто цитируют песню Black Sabbath «Disturbing the Priest»), а песня «Spiritual Void» и вовсе звучит как stoner.

В свете дальнейшего развития группы в рамках thrash, элементы doom в музыке группы в дальнейшем практически не появлялись, исключения же можно пересчитать по пальцам одной руки. К таковым относятся великолепный дум-металлический боевик «Burn you Down/The Ashes» с альбома 1996 года «The Killing Kind», а также (видимо, вызванная веянием времени) баллада в родственном стиле gothic metal «The Morning After/Private Bleeding», с того же альбома.

Тот факт, что у музыкантов "лежала душа" к этому жанру, подтверждает создание в конце 1990-х ритм-секцией группы проекта The Bronx Casket Go, первые три альбома которого выдержаны в ключе horror/doom/gothic metal.

В следующий раз полноценно к этому жанру группа вернулась без малого 23 года спустя в песне «Where Few Dare to Walk» с альбома «The Wings of War».

Безусловно, стоит отметить, что doom никогда не был определяющим в творчестве группы (к примеру, даже с песни с «I Hear Black» игрались на концертах в ускоренном, более thrash’вом ключе), и являлся скорее одной из многочисленных изюминок в творчестве группы – наряду с использованием в своей музыке элементов punk, hardcore и progressive.
Тем интереснее открывать в произведениях группы элементы doom и иных стилей.