Найти в Дзене
РОКЛЯ

Зеленое в черном

материал Леонида Кочанова

В данном обзоре предлагается краткое освещение основных этапов творчества Overkill (США), с комментариями об основных периодах развития коллектива, и его релизах.

Ранее на канале РОКЛЯ получали освещение творческие пути таких исполнителей, как: Lake of Tears (обзор "Возвращение Ворона"), Пол ДиАнно ("Тот самый ДиАнно"), Брюс Дикинсон ("Брюс Бронзовый"), Блэйз Бэйли ("Исповедующий металл"), Гленн Хьюз ("Британская порода"), Петр Мамонов ("Путь Петра"), Василий Шумов и группа Центр ("Введение в Шумоведение"), и Crimson Glory (обзор "Люди в железных масках"),

а также такие thrash исполнители, как Мастер (обзор "В нирвану через ад"), и Exodus (обзор "Кровавый рейтинг").

логотип Overkill
логотип Overkill

Старейшая thrash metal группа из США появилась на год раньше, чем Metallica, Slayer и Anthrax, и всего на год позже Exodus. Она прошла свой первый пик популярности в 1985-1991 годах, а второй подъем популярности пережила только спустя два десятилетия.

Начав играть в стиле thrash metal одними из первых, группа получила достаточно большую известность во второй половине 1980-х, став одним из наиболее значимых metal коллективов «второго эшелона».

Первый состав Overkill, сумевший записать студийный альбом: Bobby Gustafson, DiDi Verni, Rat Skates и Bobby Blitz
Первый состав Overkill, сумевший записать студийный альбом: Bobby Gustafson, DiDi Verni, Rat Skates и Bobby Blitz

Важное замечание: несмотря на то, что сами музыканты Overkill и их поклонники уверенно относят музыку группы к стилю «thrash metal», по мнению автора обзора, музыка этой группы куда более разнообразна, и находится на стыке нескольких тяжелых направлений рок-музыки. Поэтому, дальнейшее упоминание группы в контексте этого стиля, весьма условно.

Для автора несомненно, что Overkill по таланту нисколько не уступают ни одной из групп «большой четверки» thrash metal, а в последнее время и превосходит каждую из них. Причина того, что эта группа, в отличие от них, не собирает большие концертные площадки, видится в двух аспектах.
Во-первых, музыканты очень сильно опоздали с выпуском собственного оригинального материала. По словам лидера коллектива тех лет, гитариста Bobby Gustafson’a, до 1984 года группа занималась только тем, что играла каверы. И только с его приходом началось сочинение собственных песен. В итоге, только в 1984 году Overkill удалось подписать контракт с лейблом после выхода одноименного мини-альбома, а дебютный альбом «Feel the Fire» увидел свет только в 1985 году – тогда, когда те же Metallica и Slayer уже были заняты записью своих третьих пластинок.
К тому же, группа не сразу выработала свой стиль, и, несмотря на наличие прекрасных песен, долгое время была похоже на утяжеленную версию Iron Maiden, а чистокровный thrash (стиль, с которым Overkill и ассоциируются) и вовсе заиграла только в 1991 году.
Вторая причина заключается в том, что сами музыканты никогда не позиционировали себя рок-звездами и знаменитостями, относя себя скорее к ремесленникам жанра, и не занимаясь своей имиджевой раскруткой. Так, в интервью 2023 году вокалист группы Bobby Blitz сравнил творчество Overkill c работой столяров, которые каждый раз пытаются изготовить лучшую партию столов.

Несмотря на то, что творчество группы (название которой, кстати, взято под впечатлением легендарного альбома Motörhead) всегда относили к thrash metal, музыка группы всегда представляла из себя уникальный гибрид из heavy, speed и thrash metal с сильным влияниям жанров punk/hardcore и doom. Именно способность группы быть «хамелеоном» в рамках metal стилей и стало их отличительной особенностью, сделав их эдаким младшим братом на фоне более популярных групп. Подобное свойство можно приписать и вокалисту Bobbi Blitz, чей голос способен быть похожим на множество популярных певцов – от Bruce Dickinson до Udo Dirkscneider. С одной стороны, при таком подходе группа теряет часть самобытности, с другой – столь редкое умение позволяет ей оставаться разнообразной в рамках жанра. Так, в репертуаре группы есть песни, звучащие практически неотличимо от Iron Maiden («The Grinding Wheel»), ранней Metallica («Save Yourself»), Black Sabbath («Playing with Spiders/Skullcrusher»), Manowar («In Union We Stand») и Slayer («Pound of Flesh»).

обложка дебютного альбома
обложка дебютного альбома

После выхода дебютного альбома группа принялась много гастролировать и выпускать новые альбомы, работая по такой формуле и по сей день. За период с 1985 по 1989 год было выпущено 4 альбома на стыке heavy/thrash metal, 3 из которых вполне можно причислить к одним из лучших metal релизов 1990-х.

Overkill в 1987
Overkill в 1987

Персональный фаворит автора - «Years of Decay», в котором музыканты соединили все вышеупомянутое элементы, при этом не поместив на альбом ни одной проходной песни – больше ни на одном релизе до такого результата группа так и не добралась.

В 1990 году, после многочисленных трений с другими музыкантами, группу навсегда покидает основной генератор идей, гитарист Bobby Gustafson. После этого все обязанности по написанию песен и управлением делами группы ложатся на плечи двух ее бессменных участников – вокалиста Bobby Blitz и басиста DiDi Verni, а состав группы расширяется до пяти человек с приходом двух новых гитаристов Meritt Grant и Robb Cannavino. (В обзоре приводятся только музыканты, принимавшие участие в записи студийных альбомов).

Вышедший в 1991 году альбом «Horroscope» становится коммерчески самым успешным альбомом группы, и, вместе с тем, одной из последних «лебединых песен» жанра thrash перед приходом волны grunge, и других тяжелых альтернативных стилей.

С наступлением 1990-х, в которых интерес к тяжелой музыке заметно спал, Overkill стали одной из немногочисленных групп, не ставших экспериментировать со стилями. Более того, музыканты продемонстрировали удивительную плодовитость, выпуская альбомы даже чаще, чем в свои молодые годы. Так, с 1993 по 2007 год, вплоть до возвращения моды на тяжелые стили, было выпущено 9 альбомов.

Состав группы периодически менялся – в середине девяностых новым гитарным дуэтом группы стал Sebastian Marino и Joe Comeau, который в начале XXI века сменился на дуэт из Dave Linsk и Derek Tailer, которые играют в группе и по сей день.

Менялись в группе и ударники – так, первый драммер группы Rat Skates покинул группу еще в 1987 году, устав от гастрольной жизни, а его сменщик Sid Falсk ушел из группы в 1992, поскольку, по его словам, фанатом металлической музыки никогда не был, а в Overkill пришел, потому что хотел поднять свой уровень игры на барабанах. Заменивший его Tim Mallare проработал с группой дольше остальных – целых 13 лет, поле чего уступил место барабанщику Ron Lipnicki, который, возможно, и был лучшим ударником за всю историю группы.

один из билетов на концерт Overkill
один из билетов на концерт Overkill

Важно отметить, что, несмотря на консерватизм группы, их альбомы, выпущенные в 1990-2000-х, не просто отличались, а не имели почти ничего общего с классикой 1980-х. Практически полностью исключив из своей музыки элементы heavy и speed, группа заиграла брутальный и довольно однообразный thrash metal с минимальным уровнем мелодий. Второй важный чертой того периода являлось то, что музыканты, поддавшись веянию времени, вносили в свою музыку много необычных элементов, подмешивая то элементы industrial («From to Underground and Below») то groove («Neсroshine»), а то и вовсе записывали экспериментальные песни, не имевшие к основному творчеству группы никакого отношения, вроде потрясающего, минималистичного инструментала «R.I.P. (Undone)», психоделической композиции «Feeding Frenzy», или почти лирической баллады «Promises».

Из внушительного списка альбомов группы, выпущенных в 1990-2000-е, рекомендуются два: это самый необычный релиз команды под названием «I Hear Black», представляющий собой минималистичный сплав из heavy и doom, с крайне нехарактерным мрачно-депрессивным настроением, и крайне брутальный, но при этом содержащий хитовые мелодии «Bloodletting», в котором нет ни одной проходной песни, а венцом релиза является потрясающий эпик «Blown Away». Остальные альбомы в большинстве своем содержат проходной, а то и вовсе не-слушабельный материал, из которого в совокупности можно было бы собрать один релиз хороших песен.

Как раз в год выхода «Кровопускания» Overkill впервые приехали в Москву, выступив в легендарной Горбушке. Впечатления о первом визите музыкантов Москву можно посмотреть в документальном фильме о группе «Круша все вокруг».

Данный фильм рекомендуется всем поклонникам группы, он содержит несколько интересных фактов об истории Overkill, и исчерпывающе раскрывает философию группы.

В дальнейшем, как и многие metal коллективы, группа сделала свои визиты Россию регулярными, приехав к нам на гастроли еще 4 раза. Последний визит группы в Москву планировался в 2020 году в рамках тура в поддержку последнего на тот момент альбома «The Wings of War», но он, по понятным причинам, не состоялся.

Второе дыхание группа обрела в 2010 году, выпустив «Ironbound». В этом альбоме группа вернулась к mix из жанров heavy, speed и thrash, переосмыслив свое творчество. Впервые за много лет новый альбом группы представлял собой не однообразный и суровый тяжеляк, а разнообразную работу с жонглированием жанров, форм и настроений, записанную, к тому же, с потрясающим чистым звуком, созданным небезызвестным Peter Tagtgren. С выходом этого альбома популярность группы увеличилась, хоть и осталась на локальном уровне.

обложка альбома
обложка альбома

15-ый альбом группы стал если не шедевром, то разминкой к следующим монументальным полотнам, кои она продолжила строчить как из пулемета, выдавая их каждые два-три года. Обретя второе дыхание, все следующие альбомы «Мегаубийц» были либо шедеврами, либо просто очень сильными работами, среди которых стоит отметить «Electric Age» и «The Grinding Wheel».

В 2019 году в составе группы произошло последнее, на данный момент, изменение: после ухода Ron Lipnicki, ударником команды стал Jason Bitner.

Вышедший в 2023 двадцатый альбом группы «Scorched» подтвердил реноме Overkill, оказавшись одной из лучших их работ.

постер концертного тура 2012
постер концертного тура 2012

Группа обычно не балует своих слушателей длинными выступлениями. В среднем, среднестатистический концерт группы длится чуть больше часа, в рамках которого исполняются немного песен с нового альбома (как правило две-три); основные хиты группы с первых пяти альбомов; несколько редких песен с тех же 1980-х и изредка – 1990-х. Ряд альбомов группы, выпущенных в 1990-2000-х (в том числе, отмеченные выше «I Hear Black» и «Bloodletting»), являются забытыми для концертов.

Интересный факт: Кавер-версия Subhumans «Fuck You» завершает все концерты группы уже почти 30 лет.
оформление концертного альбома
оформление концертного альбома

Исключением из этих правил стал концерт в немецком городе Оберхаузен в 2016 году, на котором группа единственный раз целиком сыграла два своих канонических альбома – дебютный «Feel the Fire», и всеми обласканный «Horroscope». Данный концерт был записан и выпущен на третьем, и, на данный момент, последнем DVD группы, под неброским названым «Live in Overhausen». Всем любителям олдскульного metal рекомендуется оценить этот альбом: потрясающий звук и техника музыкантов, вкупе с артистической харизмой Bobby Blitz, делают этот концерт образцовым металл-шоу.

Отличительной чертой группы всегда являлось кардинальное отличие атмосферы их музыки от других группа работающих в жанре thrash metal. Музыка группы, особенно в раннем и позднем периоде, почти не содержит стандартной для стиля мрачной, апокалиптичной атмосферы, а носит, по большей части, раздолбайский характер, делая ее похожей скорее на многочисленные панк-коллективы, а также на творчество «учителей» группы из Motörhead, и предлагая слушателям атмосферу веселого рок-н-рольного угара. Лирика фронтмена группы также далека от критики властей и описания остро социальных проблем, и, скорее, делится либо на описание веселой жизни рокеров, либо повествует о личных переживаниях.

Также стоит отметить, что группа, хоть и почти никогда не выступала на больших площадках, музыканты почти всегда, еще со славных времен 1980-х, стремились красочно оформлять сцену.

Overkill на сцене
Overkill на сцене

К интересным side проектам, которыми занимаются музыканты в свободное время, стоит отнести канувшую ныне в Лету группу The Bronx Casket Go, собранную из нескольких именитых артистов. Основным автором в ней стал DiDi Verni, который, помимо бас-гитары, со временем стал в ней еще и основным вокалистом, а тогдашний ударник Overkill, Tim Mallare, играл на первых двух альбомах. Творческий интерес представляют первые три работы коллектива, выдержанные в ключе атмосферной gothic с легкой примесью doom, и легкого стеба над атрибутами тяжелых стилей.

Overkill в 2022
Overkill в 2022
Overkill по праву можно наречь титулом самой недооцененной metal группы. Не кидаясь пафосными заявлениями, и не встревая в публичные скандалы, музыканты всю свою карьеру, работая с завидным постоянством, стабильно выпускали номерные альбомы, больше половины из которых – отличные, а порой и шедевральные работы в своем стиле, а почтенный возраст участников группы (ее лидерам уже далеко за 60) до сих пор совершенно не ощущается ни в студии, ни на концертах.
Закончить же обзор хотелось бы цитатой Бобби Блитца: «Если уж на то пошло, я не считаю, что мы — люди творческие. Мы не артисты, мы, скорее, ремесленники. Это совсем другая ментальность, которая означает, что работать ты можешь всегда. Что у тебя всегда будут идеи и средства для их воплощения. Если же ты ищешь творчества, гонишься за озарением, вдохновением — то рано или поздно этот колодец иссякнет.
Мы работяги, «синие воротнички»: просто берем и делаем то, что умеем делать лучше всего. И недостатка в идеях не испытываем. Мы берем их одну за другой и взвешиваем: это лучше, это похуже. Но ощущения, что мы уперлись в некий тупик, не было никогда. И не думаю, что когда-либо появится вообще».