Найти в Дзене

Модель М62 от MODIMIO: какую модификацию ждать в серии «Наши поезда»?

Оглавление

Журнальная серия «Наши поезда» от издательства Модимио стремительно ворвалась в мир ЖД моделизма в конце 2022 года и с того времени стала главным ньюсмеркером в нашем хобби. Традиционно, примерно раз в месяц, в группе в ВК редакция публикует анонс новой модели, а затем показывает ее в собранном не окрашенном виде, в тестовой окраске, в серийной окраске, а также публикует картинку с обложки, открытки и постера.

И так же традиционно под каждой публикацией пользователи ВК, участники паблика, оставляют свои пожелания к будущим выпускам, ругают текущий выбор редакции и костерят издательство за то, что оно выпустило не ту модель, которую «ждали все». В худшем случае комменты перерастают в ругань между теми, кто за все хорошее ("в наше время мы могли только мечтать о таком!"), и теми, кто против всего плохого ("если взялись делать серию, то делайте то, что нравится всем!")...

Безусловным хитом всех списков хотелок и околомодельных баттлов уже давно стал легендарный тепловоз М62. Причем «легендарный» он не только как прототип, но и как популярная в масштабе 1:87 модель.

Тепловоз М62-1564
Тепловоз М62-1564

Долгое время в отечественном моделизме фактически не было промышленных крупносерийных моделей локомотивов известных мировых производителей. Отечественная промышленность моделистов также не баловала (Ов, ТЭП10 и Др1 - наше всё). Единственным утешением для ЖД моделистов была модель тепловоза BR120 производства Gützold/PIKO, выкрашенная в цвета немецких железных дорог. Самые смелые перекрашивали модель в отечественные цвета и наносили на нее надписи от М62. Но таких конверсий в 80-90 годы прошлого века было немного, а известность они получали или благодаря сарафанному радио, или за счет стараний журнала «Локотоанс».

Конверсионная модель М62, изготовленная путем перекраски немецкой модели немецкого BR120
Конверсионная модель М62, изготовленная путем перекраски немецкой модели немецкого BR120

Ситуация с абсолютным дефицитом моделей отечественных локомотивов долгое время не менялась, пока, наконец, австрийская фирма ROCO не выпустила свой вариант модели того же BR120, перекрашенного в ливрею РЖД. Это был именно что перекрашенный немецкий BR120, потому что по многим деталям он сильно отличался от отечественных тепловозов. Но это было уже что-то, напоминавшее наше, родное.

Одна из первых моделей М62, выпущенных компанией ROCO
Одна из первых моделей М62, выпущенных компанией ROCO

За пару десятилетий РОКО выпустило что-то около 20 вариантов окраски моделей М62 и 2М62. Причем последние несколько версий модели были все же доработаны под отечественные варианты, имели правильное количество секций в решетках холодильников, маты зачехления, по одному тормозному цилиндре на боковину тележки и не имели буферных тарелок.

Одна из первых моделей М62, выпущенных компанией ROCO
Одна из первых моделей М62, выпущенных компанией ROCO

Эта модель BR120 / М62 от Roco, равно как и обновленная версия модели BR120 от немецкой Gützold, стала донором для бесчисленного количества конверсий и малосерийных моделей других отечественных локомотивов: ТЭ3, ТЭМ1/2, ТЭП10 и т.д.

Модель V200, он же BR120 от компании Gutzold
Модель V200, он же BR120 от компании Gutzold

И совсем уж недавно (по меркам истории отечественного ЖД моделизма) всеми знакомая с детства компания PIKO соизволила выпустить свою версию модели М62 Советских железных дорог. Правда не отдельной моделью, а в составе стартового набора с полноценным овалом, пультом управления и неполноценными отечественными вагонами (перекрашенные а-ля СЖД европейская цистерна, платформа и полувагон).

Модель М62 и покрашенные "под СССР" европейские вагоны
Модель М62 и покрашенные "под СССР" европейские вагоны
Кстати, первая публикация на нашем канале, вышедшая в свет 5 марта 2022 года, была посвящена как раз сравнению моделей М62 от ROCO и PIKO. Переходите по ссылке, если пропустили:

Сейчас, пожалуй, каждый ЖД моделист в нашей стране, увлекающийся моделями отечественных железных дорог, имеет в комплекции как минимум одну модель М62 от Roco. А некоторые любители Машек держат в своих депо и на полках все варианты окраски от Роко, в том числе двойные 2М62 в двух вариантах окраски с тремя разными номерами.

Модель 2М62 от ROCO
Модель 2М62 от ROCO

Модели от Пико тоже, вероятно, есть у большинства - модель, хоть она и уступает по некоторым показателям модели от Роко, будучи более доступной, недорогой и при этом лучше оснащенной с точки зрения электроники, завоевала популярность и зарекомендовала себя как отличный вариант для покатушек на макете или на полу.

Состав стартового набора с М62 и "отечественными" вагонами от PIKO
Состав стартового набора с М62 и "отечественными" вагонами от PIKO

Кстати, второй по популярности моделью отечественного локомотива в масштабе 1:87 стала модель маневрового тепловоза ЧМЭ3, выпущенная немецким PIKO, австрийским ROCO, российским Eurotrain, чешской Techimage и еще парой фирм. MODIMIO выпустило эту модель в самом начале серии «Наши поезда» вместе со вторым номером, и эта модель оказалась, мягко говоря, не самой удачной и востребованной, хотя тираж у нее был внушительный. Отчасти это объясняется тем, что в масштабе 1:87 уже есть много разных вариантов ходовых моделей ЧМЭ3, и покупали ее либо те, кто ранее не были вовлечены в коллекционирование ЖД моделей, либо «до кучи», чтобы не оставлять пробелов в журнальной коллекции. Ну либо детям.

Нужна ли в журнальной серии модель М62?

Многие из тех, кто давно увлечен ЖД моделизмом, и имеет в коллекции не одну Машку, ответят категорично: нет, лучше выпустить что-то, что не так широко представлено в масштабе. Но учитывая мнение другой части аудитории, в особенности той, для которой ЖД моделизм начался с серии «Наши поезда», а также зная подход издательства к выбору героев журналов (без оглядки на то, что выпускалось кем бы то ни было когда-то ранее), стоит предположить, что М62 в серии рано или поздно появится, как появились когда-то не менее спорные в этом плане ЧМЭ3, ТЭП10 и ТЭ109 (последний пока в виде анонса).

ТЭ109-016
ТЭ109-016

Смеем предположить, что и анонс модели М62 от Модимио вызовет не меньшую полемику, чем это было недавно с тем же ТЭ109 (который как и М62 и ЧМЭ3 уже достаточно давно представлен в типоразмере H0 - модель Люськи в ливреях СЖД выпускалась компаниями Roco и Brawa, а в ливреях европейских компаний - также и PIKO, и ESU).

Модель ТЭ109 от ROCO
Модель ТЭ109 от ROCO

Но в случае с ТЭ109 ситуация усугублялось еще и тем, что прототип модели сам по себе достаточно редкий и малоизвестный широкой публике. В СССР и потом в России работало от силы два десятка машин, а все остальные шли на экспорт в страны центральной и восточной Европы.

Модель ТЭ109 от Brawa
Модель ТЭ109 от Brawa

М62, в свою очередь, исчислялся на отечественных железных дорогах тысячами, продолжает эксплуатироваться и в наши дни, имеет множество модификаций и разновидностей. И вот тут то появляется интересная возможность для всех ценителей отечественных ЖД моделей получить от издательства уникальную модель, которая устроит и тех, кто сыт по горло Машками, и тех, что не представляет своей коллекции без модели этого легендарного тепловоза.

Какая модель могла бы быть максимально востребованной?

Отвечая на этот вопрос нужно, для начала, разобраться в том, какие модификации имел данный тепловоз, выпускавшийся на Луганском тепловозостроительном заводе, какие визуальные отличия они имели.

М62. Всего построена 721 машина (№ 1003—1723)

Классическая модификация машины, больше всего имеющая сходства с европейскими собратьями, которым повезло уехать на экспорт. Моделисты выделяют для себя безглушаковые и глушаковые Машки. В СССР и в странах СЭВ были и те и другие, а отличались они наличием на крыше глушителя и соответственно строением крыши.

М62 без глушителя
М62 без глушителя

Часть машин в 2000-2010 годы прошла модернизацию с заменой двигателя. Модернизированная с дизелем 2Д49 Машка имела характерный горб на крыше.

М62 с глушителем и с замененным дизелем. Хорошо виден так называемый горб на крыше, в котором располагаются фильтры
М62 с глушителем и с замененным дизелем. Хорошо виден так называемый горб на крыше, в котором располагаются фильтры

ДМ62. Всего построено 154 машины (№ 1724—1877)

ДМ62 - односекционный локомотив, модификация, строившаяся с 1982 по 1994 годы для использования в составе боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) РВСН «Молодец». Каждый из поездов БЖРК оснащался тремя тепловозами.

Тепловоз М62 (ДМ62)
Тепловоз М62 (ДМ62)

Отличается от базовой версии М62 рядом изменений, призванных повысить надёжность и живучесть тепловоза, некоторые из них позже были использованы при создании 2М62У. Внешне можно отличить от обычного М62 по бесчелюстным тележкам, блочным буферным фонарям, панелям секционирования, связи и управления (ПССУ - коробки под лобовой номерной табличкой), регулируемому путеочистителю. На номерной табличке литера Д не ставилась. После расформирования БЖРК все тепловозы были переданы на ЖД общего пользования и в промышленность для обычной работы, где с них часто снимали коробки ПССУ, а по мере исчерпания моторесурса дизеля, он заменялся на 2Д49. Соответственно машины также получали характерный горб на крыше.

Тепловоз ДМ62 после модернизации
Тепловоз ДМ62 после модернизации

Между собой внутри серии ДМ машины также имели визуальные отличия. Примерно с 1810 номера машины получили иную форму крыши.

ДМ62 с изменённым вариантом крыши. Изменения коснулись, прежде всего, новой формы глушителя
ДМ62 с изменённым вариантом крыши. Изменения коснулись, прежде всего, новой формы глушителя

После ремоторизации эти машины также получали горб на крышу и огромный стакан выхлопной трубы, ставившийся поверх глушителя, не так, как у модернизированных М62.

ДМ62 после модернизации с заменой двигателя
ДМ62 после модернизации с заменой двигателя

Последние два десятка выпущенных тепловозов (с номера 1853) имели уменьшенное количество гофр по центру кузова.

"Малогофровая" М62 последних выпусков
"Малогофровая" М62 последних выпусков

2М62. Всего построена 1261 машина

2М62 - двухсекционный вариант М62, строившийся с 1976 по 1987 годы в качестве замены устаревшим ТЭ3. В ходе выпуска в конструкцию также непрерывно вносились изменения. Так первые примерно 60 машин были пятидверными - имели двери в кузове в задней, нерабочей, части каждой секции.

Пятидверная 2М62 первых выпусков
Пятидверная 2М62 первых выпусков

В 1977 году эти двери за ненадобностью устранили.

Трехдверная 2М62
Трехдверная 2М62

Машины с 751-го номера изготавливались с блочными буферными фонарями и регулируемым метельником.

2М62 с блочными буферными фонарями и регулируемыми метельниками
2М62 с блочными буферными фонарями и регулируемыми метельниками

Как и односекционные собратья, многие двухсекционники проходили модернизацию с заменой дизеля и также получали характерный горб.

2М62 после проведения модернизации с заменой дизельных установок
2М62 после проведения модернизации с заменой дизельных установок

2М62У. Всего построено 393 машины

2М62У - двухсекционный тепловоз, строившийся с 1987 по 1995 годы. Дальнейшее развитие серии 2М62, тепловозы с бесчелюстными тележками, увеличенной ёмкостью топливного бака и блочными буферными фонарями и регулируемым метельником.

2М62У-0336 до модернизации
2М62У-0336 до модернизации

Как и все описанные выше модификации, "Ушки" также проходили модернизации со всеми вытекающими последствиями, отражавшимися на их внешнем виде.

2М62У-0336 после модернизации
2М62У-0336 после модернизации

3М62У. Всего построено 104 машины

3М62У - трёхсекционный локомотив, выпускавшийся с 1986 по 1982 годы. В целом, за исключением средней секции, повторяет внешним видом 2М62У. Многие машины использовались и используются без средней секции. После выработки моторесурса также проходили модернизацию с заменой двигателей.

3М62У после модернизации
3М62У после модернизации

Модификации М62 в масштабе 1:87

А теперь обратимся к масштабным моделям. Что мы видим? М62 выпускалась компаниями ROCO и PIKO промышленно в разных вариантах окраски с глушителями и без до прохождения модернизаций.

Одна из последних версий модели М62 от Роко, безглушаковая машина с доработанными под советскую версию крышей, боковинами телег и без буферов
Одна из последних версий модели М62 от Роко, безглушаковая машина с доработанными под советскую версию крышей, боковинами телег и без буферов

ДМ62 была представлена малосерийными моделями и китами от «Модель-экспресс», «Наше депо в миниатюре» в варианте до прохождения модернизаций. Такую же модель анонсировала недавно и Karelian Models.

2М62 выпускалась компанией Роко в пятидверном не модернизированном варианте, присвоив им не совсем корректные номера, и покрасив одну из них, пятидверную, в серо-красные корпоративные цвета РЖД (!)

Модель 2М62 от Роко в корпоративном варианте окраски. Модель получилась красивая, хотя прототип до такой ливреи не дожил
Модель 2М62 от Роко в корпоративном варианте окраски. Модель получилась красивая, хотя прототип до такой ливреи не дожил

2М62У, не модернизированная, анонсирована в виде смоляного кита Karelian Models вместе с 3М62У и 3М62П.

С учетом этого, а также с учетом других факторов, о которых пойдет речь ниже, можно утверждать, что издательство MODIMIO не ошибется, если выберет в качестве прототипа не модернизированную версию 2М62У.

Почему именно 2М62У?

Причин такого выбора может быть несколько:

  1. Известный, широко представленный на современных ЖД прототип, который знают, видели и видят многие потенциальные покупатели. 2М62У застал и советскую эпоху, и современные железные дороги, подходит любителям IV-V-VI модельных эпох. Статистика продаж журнальных моделей ТЭП70 и ТЭП60 в этом плане служат наглядными примерами предпочтений покупателей.
  2. Двухсекционый локомотив, поставить на полку который многие предпочтут в полноценном виде, то есть двумя секциями. Модель Эр2 не даст соврать: две головы лучше одной, а две секции - так же хорошо, как и две головы с точки зрения маркетинга. Поэтому и продажи половинки от 2М62/2М62У будут явно выше чем продажи отдельно взятых М62/ДМ62. Издательству выгоднее продать две модели в одни руки, и опять же возвращаясь к статистике, на примере с продажами Эр2 мы видим, как это работает.
  3. Модификация, очень слабо представленная в масштабе 1:87. А это значит, что многие моделисты, уже имеющие в коллекции ходовые модели М62 и 2М62 не преминут возможностью заполучить для разнообразия еще и парочку «умных Машек», которые при этом можно будет еще и легко обмоторить и поставить на ход - благо комплектующие для обмоторки доступны на АлиЭкспоесс (и это те же самые комплектующие, которые можно использовать для обмоторки ТЭ109, 2ТЭ116 и ТЭ114).
-29

К этому можно добавить еще и относительную простоту создания новой модели на раннем этапе. По крайней мере ходовую часть не придется моделировать заново в 3D так как в серии уже выпущены упомянутые выше ТЭ114, анонсирован показанный в виде рендеров 2ТЭ116 и продемонстрирована фотография тестовой сборки модели ТЭ109. Все они имели бесчелюстные тележки, как и 2М62У. Понятно, что у издательства никогда не было проблем с качественным проектированием и моделированием, но сэкономленные человеко-часы высококвалифицированных инженеров - это, согласитесь, серьезных аргумент.

-30

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что данные рассуждения никак не связаны и реальными планами издательства в части развития серии «Наши поезда», а являются лишь мнением, основанным на довольно таки четкой аргументации и фактах. Каково будет решение редакции на этот счет, мы с вами скоро узнаём. Но вероятно не ранее, чем в продажу поступит 2ТЭ116, первый в серии двухсекционный локомотив, на котором МОДИМИО сможет протестировать продажи моделей такого типа.

-31

Согласны с точкой зрения, изложенной в этой статье? Или у вас на этот счет свои мысли? Напишите в комментариях, какую из вариантов модификаций М62 ожидаете в серии вы, и какой вариант порадовал бы вас. И не забудьте поставить лайк, подписаться на канал. А если согласны с тем, что отечественному ЖД моделизму нужна 2М62У, отправьте ссылку на эту статью издательству MODIMIO. Возможно они прислушаются? Ведь мы публикуем для вас все самое востребованное в мире отечественного ЖД моделизма!