В этой статье - обзор новинки от MODIMIO. Модель тепловоза ЧМЭ3 представлена в сравнении с аналогичными моделями от Roco и PIKO, а также в сравнении с моделью из первого выпуска журнала, электровозом ВЛ60к. Обзор поможет тем, кто еще не определился, решить нужно ли покупать модель на полку, для переделки, на макет и т.д.
Вместо предисловия
Все в этом мире относительно: некоторые модели по году и более числятся новинками, а некоторые, как эта модель ЧМЭ3 от MODIMIO, статус новинки будет удерживать ровно до выхода следующей модели в серии "Наши поезда". Или даже до выхода анонса нового выпуска. И хотя формально продажи ЧМЭ3 стартуют только в январе (даже во втором номере журнала дата выхода числится январская), в продаже и по подписке модель была доступна с середины-конца декабря. В связи с этим в сети уже появилось достаточное количество обзоров и фотографий новинки, а также несколько интереснейших видеообзоров и разборов модели. Их количество пока не дотягивает до количества материалов по электровозу ВЛ60к. Оно и не удивительно: ВЛ60к появился раньше, он стал первенцем, символом серии "Наши поезда". Не случайно именно со ссылкой на ВЛ60к в сети развернулась полемика на тему исполнения моделей данной серии, их качества, масштаба, типоразмера, да и вообще нужности моделей в таком виде и формате. Модель ВЛ60к во многом определила успех серии, стала безусловным хитом. Таким, что пришлось допечатывать тираж (к 10025 шт. выпущено дополнительно 3000 штук).
В случае с ЧМЭ3 даже по первым отзывам счастливых первых обладателей модели все оказалось не так однозначно. И те, кто изначально критиковал "Наши поезда", принялись это делать с новыми силами, по полной отрываясь на ЧМЭ3 из второго выпуска. И действительно, если разобраться, второй выпуск серии скорее разочаровывает. И тому есть несколько причин; попробуем разобрать их детально. Для этого прибегнем к методу сравнительного анализа, а в качестве объектов сравнения возьмем ВЛ60к (так как это модель из первого выпуска) и две модели ЧМЭ3 от двух европейских производителей: Роко (Австрия) и Пико (Германия).
Кто-то поспорит с таким методом и резонно заметит, что сравнивать модели из разной ценовой категории нельзя. Ответить на это можем следующим. Сравнительный метод - это метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии и он не запрещает сравнивать между собой любые объекты процессы и явления, если они имеют между собой нечто общее. Общим в данном случае является то, что все три модели изображают один прототип - маневровый локомотив ЧМЭ3. Изображают по-разному, за разный деньги, с разной степенью достоверности и восприятия. Насколько разной? Вот это и узнаем в процессе сравнения. Так что сравнивали, сравниваем и сравнивать будем! А заодно попробуем подтвердить или опровергнуть утверждение, что на данный момент модель ЧМЭ3 - самая неудачная во всей серии "Наши поезда", которая только получила путевку в жизнь.
1. Общее исполнение
В целом про общее исполнение модели можно было бы сказать, что оно не лучше и не хуже первой модели в серии ВЛ60к, если бы не одно "но", которое подмечают абсолютно все - ужасно толстые грубо выполненные пластиковые поручни. Если при взгляде на электровоза в первую очередь глаз цепляется за пантограф, то посмотрев на капотный локомотив, сразу подмечаешь кружево поручней, опоясывающих тепловоз со всех сторон. И здесь у модели, к сожалению, все плохо: никакого кружева и изящного исполнения нет и в помине; поручни смотрятся откровенно грубо.
Особенно это становится заметно, если поставить рядом те самые Рокочмуху и Пикочмуху. У обоих конкурентов поручни выполнены из травления, очень тонкие, ажурные, но при этом квадратные в сечении, что, впрочем, при такой толщине практически не заметно.
Если продолжать сравнение с другими моделями ЧМЭ3, то по многим параметрам модель от MODIMIO также проигрывает: толстые поручни на крыше, замыленные грани дверей, лесенки на крышу в виде пупырышек (к слову так же было сделано у Евротрейна из более дорогого сегмента, а у Роко и Пико сделано подобающим образом), лестницы над холодильником, больше напоминающие кусочки дырявого сыра (Пико их, кстати просто проигнорировало и не изобразило, а Роко сделало травлением), невнятные стекла буферных фонарей и прожектора (с которыми у других моделей все в порядке) и т.д.
2. Соответствие прототипу
В целом с геометрией журнального ЧМЭ3, как и у ВЛ60к, всё хорошо: основные размеры соблюдены идеально или близко к тому. И видимо в погоне за идеалом те, кто проектировал серию, сделали колею и геометрию колес в точном соответствии с прототипом. Не будем мусолить заезженную тему, тем более что пресловутые 17,5 мм и тонкие реборды колесных пар уже изрядно набили оскомину. Но не отметить этого мы не можем, так как это влечет за собой последствия связанные с перспективой обмоторки модели.
К сожалению, точное исполнение модели, согласно прототипу и отказ от упущений в пользу катабельности модели привели еще к одному неприятному ограничению. Из-за того, что качающаяся часть подвески сделана прототипично, тележки утратили возможность поворачиваться даже чуть-чуть. Но об этом позже.
По самому прототипу, выбранному в качестве образца для модели, также есть вопросы. Как и в случае с ВЛ60к MODIMIO попыталось изобразить, видимо, раннюю версию ЧМЭ3. Правда разбавив ее элементами более поздних модификаций. Роко и Пико в этом плане ушли недалеко: свои номера они показывают не слишком достоверно и есть много отступлений от прототипов. У тепловоза Модимио же при этом нет вообще ни номера ни каких бы то ни было ее надписей и опознавательных знаков. Получился некий абстрактных маневровый тепловоз, несущий черты как ранних, так и средних выпусков.
3. Качество окраски и сборки
Еще один пункт не в пользу журнальному локомотиву. Если про ВЛ60к говорили, что он залит клеем, залит краской, не прокрашен, теряет тифоны, то про ЧМЭ3... скажут ровно то же самое. Так же залит краской, местами плохо прокрашен, сцепки и другие детали залиты клеем. На представленном экземпляре оранжево-желтая птичка на длинном капоте и вовсе смазана, по всей видимости, еще на фабрике. Возможно краска не успела высохнуть, а модель уже получила соприкосновение в этом месте. В общем явный заводской брак. Конечно, не страшно, если есть планы перекрашивать и дорабатывать модель. Но в случае неприятно. Да и есть ли смысл перекрашивать и дорабатывать ЧМЭ3?
Итак, фиксируем: качество окраски и сборки хуже, чем у других моделей ЧМЭ3 и на одном уровне с ВЛ60к.
4. Уникальность модели
Успех ВЛ60к был во многом обеспечен уникальностью модели: до этого никто в мире серийно модель этого замечательного во всех отношениях электровоза не производил. Не удивительно, что модель возымела успех не только среди коллекционеров моделей в 43 масштабе и любителей журнальных серий, но и среди ЖД моделистов-полочников, и среди ЖД моделистов-макетчиков. Последние две категории восприняли новость об анонсе журнального ЧМЭ3 со скепсисом и удивлением. Оно и не понятно: помимо Роко, Пико, Евротрейна, упомянутых выше, эту модель делали еще как минимум SGM и TechImage.
Если интересно узнать о сравнении моделей Роко, Пико, СГМ, Евротрен и Техимидж между собой, то почитать можно здесь, а картинки посмотреть здесь. Для тех, кому лень ходить по ссылкам, выводы там такие: SGM и TI имеют лучшее качество исполнения, Roco на втором месте, после него немного отстает Eurotrain, PIKO назван аутсайдером (в основном за окраску).
В этой ситуации журнальный ЧМЭ3 был обречен на сравнение с другими моделями этого маневрового тепловоза, и результаты сравнения не в его пользу. ВЛ60к повезло больше: его сравнивать не с чем. Между тем есть огроменный список не менее интересных прототипов, моделей которых в масштабе 1:87 никто никогда серийно (да и мелкосерийно тоже) не выпускал. Зачем было выпускать ЧМЭ3 во втором номере, в связи с этим, не понятно. Те же ТЭП60, ЧС4т, ВЛ22, анонсированные на первую десятку номеров, имеют над моделью ЧМЭ3 существенное преимущество в уникальности.
5. Перспективы доработки и обмоторивания
Перспективы обмоторивания модели вытекают из предыдущего пункта. При наличии абсолютно доступного Евротрейна, почти доступного PIKO и иногда встречающегося Roco идея дорабатывать журнальный ЧМЭ3 (моторить его, менять телеги и колесные пары) теряет всякий смысл. Бюджетно это сделать не получится (подходящих ОЕМ-тележек на Алиэкспресс нет), с использованием доноров - возможно, но лучшим донором для ЧМЭ3 будет... Хм... ЧМЭ3! Межосевое расстояние у ЧМЭ3, кстати 2000 мм (23 мм в масштабе 1:87), такое же как у ВЛ19 (делает Евротрейн, но не вздумайте распиливать его на запчасти и в качестве донора для журнального ЧМЭ3!)))
Идея сделать катабельный стенд более реалистична. Как было сказано выше, тележки сделаны достаточно проработанными и в соответствии с прототипом. Как результат - они получились широкие и не могут поворачиваться. В этом плане ВЛ60к очень сильно выигрывает. Да, там тоже есть проблемы с углом поворота, но радиус R9 он проходит отлично. Здесь же объем работ по переделке телеги сопоставим с изготовлением новой телеги. В общем сделать тележку поворотной и заменить колесные пары на таковые в типоразмере H0 можно, но долго, сложно и трудозатратно.
Для сравнения вот так выглядит тележка модели от Пико при максимальном угле поворота.
Можно ли добиться такого угла поворота со штатной тележкой модели от MODIMIO? Вряд ли, так как на фото видно, насколько тонкими (не в масштабе) выполнены накладки телег и элементы подвески.
Остальные доработки (менее масштабные) в принципе возможны. Они безусловно существенно улучшат внешнее восприятие модели и позволят поставить модель на полку.
Какие доработки напрашиваются? Во-первых, это замена поручней. Пока никто серийно поручни для ЧМЭ3 не производит, но есть надежды на то, что скоро такой набор появится (по крайней мере один производитель афтермаркета для ЖД моделей уже анонсировал выпуск поручней для ЧМЭ3).
Во-вторых, крайне необходимо облагородить модель декалями с надписями и эмблемами - выбор есть и производятся декали уже достаточно давно.
В-третьих, можно добавить фототравлённые таблички, накладки, номера, антенны. Также можно подкрасить метельник, сделать окантовку буферных фонарей, подкрасить ручки дверей.
Программа максимум (особенно в случаях когда модель пришла с браком в окраске) - перекрасить модель полностью и/или состарить и поставить в дальний угол макета как списанный отработавший свое локомотив.
Если интересно, можно сделать статью на тему доработок ЧМЭ3. Напишите в комментариях, нужно ли.
Вместо заключения
Цена второго номера журнала "Наши поезда" 1999 руб., (1799 рублей при подписке на 10 номеров). Безусловно для всех, кто увлекается ЖД моделями не первый год цена покажется просто подарком. Стоит ли брать модель за такие деньги? Скорее всего как минимум один экземпляр купить стоит, хотя бы для того, чтобы наглядно сравнивать с последующими выпусками серии, а также для того, чтобы сравнить с имеющимися у вас в коллекции моделями ЧМЭ3 других производителей. Нужно ли покупать два или более экземпляра - вот тут уже одолевают большие сомнения.
Тираж второго номера 8025 экземпляров, и есть большие сомнения, что он будет раскуплен также быстро, как основной и дополнительный тиражи журнала с ВЛ60к. Более того, ЧС4т из третьего номера, ВЛ22м из шестого с огромной вероятностью превзойдут по популярности ЧМЭ3 по совокупности причин, указанных выше. Можно ли назвать сейчас модель ЧМЭ3 худшей в серии? Худшей из двух - да, безусловно, худшей из первой десятки - возможно. Конечно, нужно взглянуть вживую и на ЧС4т, и на Ов, на ТЭП10 и на ВЛ22м. Но в плане ажиотажа, ожиданий и объема продаж, пока прогноз по ЧМЭ3 такой.
Согласны с таким прогнозом или считаете по-другому? Напишите в комментариях свое мнение и не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - мы публикуем для вас все самое интересное в мире отечественного ЖД моделизма!