Найти в Дзене

Делаем ДМ62: цифра, звук, свет

В этой статье пойдет рассказ о том, как обмоторить и оцифровать модель ДМ62, собранную из кита Павла Самолетова. Итоговый результат был представлен ранее, здесь, на канале, и с ним можно ознакомиться по этой ссылке. О том, как происходила сборка, какие запчасти и дополнения необходимы, речь пойдет ниже. В конце статьи приведены ссылки на магазины, где можно приобрести все необходимые запчасти и компоненты для данной конкретной модели. Так что если вы только за ссылками - смело листайте вниз!

Модель тепловоза ДМ62-1739 перед окончательной сборкой и тестированием.
Модель тепловоза ДМ62-1739 перед окончательной сборкой и тестированием.

Краткая презентация набора для самостоятельной сборки модели (Д)М62 производства Павла Самолетова была дана в предыдущей публикации по этой теме. Резюме таково: набор отличный, содержит все необходимое для сборки полноценной стендовой модели.

Здесь и далее листайте галереи фотографий и читайте комментарии к ним:

Кит разрабатывался с прицелом на конверсию, по образу и подобию модели М62 от Roco, поэтому большая часть деталей взаимозаменяема. Это значит, что на модель из набора можно ставить стекла, поручни, маты зачехления, грибки вентилятора и другие детали от Роко. И наоборот. Кроме того, взаимозаменяемы также и сами корпуса и рамы.

Как известно, межосевое расстояние у М62 и ДМ62 различается: 2100 против 1850. Даже в масштабе 1:87 разница получается чересчур заметна на глаз. Боковины телег у данных моделей также различаются. Даже не специалист заметит разницу между челюстными тележками М62 и бесчелюстными ДМ62. По этой причине для того, чтобы сделать модель ходовой, нельзя просто взять и заменить стендовые телеги из набора на ходовые от М62 производства Роко.

Собранная и окрашенная стендовая тележка от ДМ62
Собранная и окрашенная стендовая тележка от ДМ62

Вариантом замены телег может быть такой: установить телеги от модели BR132/ТЭ109 от Roco. В таком случае ни корпус, ни телеги переделывать как-будто не придется. Но дело в том, что у моделей Роко шкворень у М62 и ТЭ109, отверстия в телегах под эти шкворни, а также прижимные пластины, крепящие телеги к рамам, хоть и похожи, но немного различаются. Поэтому поставить телеги от ТЭ109 на М62, а равно и на раму из данного набора, без переделки не получится. Шкворень у М62 тоньше, тележка у ТЭ109 выше. Из-за этого надетая на корпус М62 тележка имеет огромный люфт.

Ходовая тележка подходящая для замены на моделях отечественных тепловозов с бесчелюстными тележками, в т.ч. для ДМ62
Ходовая тележка подходящая для замены на моделях отечественных тепловозов с бесчелюстными тележками, в т.ч. для ДМ62

Другой вариант замены телег - телеги, купленные на Алиэкспресс, которые хоть и разработаны под другую модель, но имеют нужный для нас параметр межосевого расстояния 1850 мм (21,26 мм при пересчете в масштабе). При этом конструктивно данная телега выполнена абсолютно иначе; самым важным отличием является способ крепления телег к раме. На фотографиях это отличие весьма заметно. Вторым важным отличием является размер: китайская телега требует намного большего выреза в раме (в сторону центра рамы).

Как видно оба варианта не являются абсолютно простыми и быстрыми. Добавим сюда факторы доступности и цены. Китайские телеги безусловно дешевле (меньше 4000 руб. за пару с учетом доставки) и в принципе доступны для покупки. Телеги от Роко в свободной продаже в России не купить. Вариант пустить BR132/ТЭ109 на донорство чересчур дорог.

Вариант с установкой китайских телег показался в связи с этим предпочтительным. Рама ДМ62 подверглась доработкам, и была адаптирована под телеги, купленные на Алиэкспресс.

Следующая доработка - установка двигателя и крепление телег к раме. Для этого был изготовлен съемный ложемент для двигателя и съемные пластины для крепления телег. Для этого подойдет пластик толщиной 1,2-2 мм. Двигатель был приобретен на Алиэкспресс. Пространство в корпусе модели позволяет ставить двигатель среднего и крупного размера с маховиками. Дополнительно на Алиэкспресс приобретены и установлены карданы и стаканы к ним.

Изготовлена крышка, прижимающая двигатель к раме и одновременно служащая для крепления платы и крепления боковых пластин - имитации машинного отделения, которые будут видны через окна модели. Плата взята от модели М62 Roco, но такая конструкция (с отдельной крышкой для двигателя) позволяет устанавливать любую плату, которая в принципе вписывается в габариты модели. В качестве альтернативы фирменным роковским можно использовать китайские платы с Алиэкспресс или платы производства ArtModel.

Следующая задача - установка буферного бруса. По задумке производителя он крепится к раме, но в первых выпусках набора крепление предусмотрено не было. Поэтому данный узел был доработан, и доработан сразу с прицелом на установку сцепок Kadee Medium Centred в коробках.

В собранном виде ходовая часть с платой получилась достаточно компактной. По краям осталось достаточно места для установки кабин. Кабины в наборе существенно отличаются от кабин Рокомашки: они больше по размеру, чем у Роко, проработаны намного детальнее. У модели Роко пространство под кабинами занято выступающими частями телег. Преимущество китайских телег в том, что этот узел шире, но и ниже, и поэтому смещен ближе к центру модели. Благодаря этому и стало возможным уставить достаточно крупную имитацию кабины.

Собранная ходовая часть была протестирована на стенде. И тут пришлось столкнуться с еще одной неприятной неожиданностью: телеги собраны хоть и более-менее неплохо, но не идеально. Стаканы для карданов, идущие в комплекте имеют трещину и требут замену (в моем случае 8 из 8 стаканов с дефектами). Некоторые шестерни потребовали зачистки от пластикового облоя, червячная передача потребовала регулировки.

Карданы и стаканы к ним. Фото с сайта Алиэкспресс. Для ДМ62 нужны артикулы 87041А и 87043.
Карданы и стаканы к ним. Фото с сайта Алиэкспресс. Для ДМ62 нужны артикулы 87041А и 87043.

После замены на специально приобретенные комплекты стаканов и подгонки их под размеры карданов, а также после полной разборки, чистки и повторной смазки всех шестерен телег модель поехала идеально, ну или почти идеально.

Для установки корпуса модели на раму пришлось сточить корпус изнутри - и это, пожалуй, самая серьезная недоработка кита. Если этого не сделать, корпус модели не встанет на раму с установленным на ней буферным брусом.

На корпусе пришлось сточить часть толщины стенок кузова. В этом месте будет сопряжение буферного бруса и корпуса модели. Паз получился достаточно крупный, но после установки на модели его не видно.
На корпусе пришлось сточить часть толщины стенок кузова. В этом месте будет сопряжение буферного бруса и корпуса модели. Паз получился достаточно крупный, но после установки на модели его не видно.

Корпус установлен на раму, после подгонки корпуса и крепления буферного бруса к раме корпус встал идеально, зазоров между буферным брусом и корпусом нет.

Ходовая часть установлена на раму. закреплен буферный брус и сцепки Kadee, корпус примерен - все встало четко и без зазоров.
Ходовая часть установлена на раму. закреплен буферный брус и сцепки Kadee, корпус примерен - все встало четко и без зазоров.

Вариант с креплением буферного бруса к корпусу также возможен, но требует дополнительных доработок: необходимо стачивать торцы рамы, торцы кабины, уменьшать крепления путеочестителя, переделывать и усложнять узел крепления сцепок Kadee к корпусу. Поэтому такой вариант не был использован ни в стендовой, ни в ходовой моделях.

Справа видно место сопряжения доработанной части кузова и буферного бруса. Кузов в этом месте был частично сточен, сделан паз для установки буферного бруса.
Справа видно место сопряжения доработанной части кузова и буферного бруса. Кузов в этом месте был частично сточен, сделан паз для установки буферного бруса.

Стекла подогнаны и установлены. Подгонка, правда, почти не потребовалась. После очистки кузова от облоя стекла встают внятяг практически с минимальными доработками.

На фото установлены стекла и заводская табличка из комплекта фототравления.
На фото установлены стекла и заводская табличка из комплекта фототравления.

После манипуляций с ходовой частью, проверки, тестирования, проверки сопряжения всех узлов, на модели установлены все фототравленные детали: заводские таблички, рымы, лестница над холодильником, жалюзи.

Стендовый и ходовой вместе, собраны и готовы к окраске.
Стендовый и ходовой вместе, собраны и готовы к окраске.

Перед покраской модель была сфотографирована, после чего полностью разобрана и помыта.

На фото видны все основные детали комплекта фототравления, установленные на модели.
На фото видны все основные детали комплекта фототравления, установленные на модели.

Покраска модели производилась в несколько этапов. Вначале буферный брус закреплён на модели, модель задута грунтом и черной краской. После этого торцевая часть (основания буферов) задуты красным цветом, сами основания заклеены маскирующей лентой.

Аналогичным образом покрашен корпус: грунт, красный цвет на торец, тамиевская маскировочная лента, базовый цвет.

После покраски и нанесения декалей модель была заново собрана и установлена на стенд, подключен тестовый декодер, произведена проверка работы ходовой части и освещения.

Кабина после покраски заняла свое место и закреплена. Винт, крепящий буферный брус и сцепку Kadee к раме был заменен на более длинный, в результате чего кабина при снятом корпусе надежно закреплена на своем месте.

Модель на стенде. Виден зазор между телегой и задней стенкой кабины рамы. Кабина прикручена к раме, декодер временный - тестовый не закреплен, провода от буферных фонарей (красного и черного цвета) пока не убраны и не закреплены.
Модель на стенде. Виден зазор между телегой и задней стенкой кабины рамы. Кабина прикручена к раме, декодер временный - тестовый не закреплен, провода от буферных фонарей (красного и черного цвета) пока не убраны и не закреплены.

После тестирования в модели был установлен и закреплен декодер, установлены на крыше кабины светодиоды прожекторов, закреплены провода от буферных фонарей и прожектора. Фотографии и видео тестовых заездов данной модели можно посмотреть здесь же на канале Железнодородный моделизм: это статья с фотографиями, а это видео тестового заезда.

Материалы и компоненты, использованные в работе над моделью:

1. Ходовые телеги (в комплекте с колесными парами, слишком длинными карданами и лопнувшими стаканами карданов)

2. Двигатель с маховиками

3. Карданы и стаканы к ним (нужны артикулы 87041А и 87043)

4. Светодиоды для буферных фонарей (цвета warm white и red)

5. Плата для модели (альтернатива платам производства Roco)

6. Декодер для модели

Собственно сам набор для самостоятельной сборки (Д)М62 можно заказать у производителя - Павла Самолетова. Ссылка на его профиль в ВК.

Понравилась статья? Напишите в комментариях, что можно было сделать лучше и какие варианты обмоторивания и оцифровки моделей вы считаете более интересными и простыми. И не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - мы публикуем для вас все самое полезное в мире отечественного ЖД моделизма!

Наш ВК: vk.com/rail38

Наш Телеграм: t.me/rail38