Найти тему

В Ташкент! Великий и забытый "безумный" князь Николай Романов и его дворец

Знакомство с биографией Великого князя Николая Константиновича Романова наводит на мысль, что бурные события молодости – скандальный роман с авантюристкой Фанни Лир и кража для нее же фамильных драгоценностей , приведшая к объявлению сумасшедшим и изгнанию из венценосной семьи – были лишь прелюдией к главному делу его жизни – обустройству Туркестанского Края.

Великий князь Николай Константинович Романов
Великий князь Николай Константинович Романов

Капитан Генерального штаба Николай Константинович Романов, отправленный в феврале 1873-го на покорение последнего в Средней Азии независимого Хивинского ханства, в походе буквально «заразился» Средней Азией и посвятил этому увлечению всю дальнейшую жизнь.

-2

Период самарской ссылки в этом смысле можно считать плодотворным этапом подготовки к переселению. Князь всерьез занимался ориенталистикой, публиковал (под чужим именем) научные труды по освоению вновь присоединенных территорий. В 1879-м с высочайшего разрешения «Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Константиновичу предпринять весною сего года ... путешествие по разным степным и другим местностям, находящимся в Оренбургском и Туркестанском краях» провел еще одно масштабное исследование, известное как «Самарская ученая экспедиция» - с целью дальнейшего строительства железной дороги.

Живописный и непривычный для среднеазиатской архитектуры дворец князя Николая Константиновича Романова находится в самом центре Ташкента .
Живописный и непривычный для среднеазиатской архитектуры дворец князя Николая Константиновича Романова находится в самом центре Ташкента .

Окончательно вопрос отъезда решился после очередного семейного конфликта: не будучи допущен на похороны своего дяди Александра II, князь отказался присягать своему кузену Александру III, за чем и последовала ссылка в Ташкент.

-4

Стоит вспомнить, что Ташкент конца позапрошлого века представлял собой средневековое поселение посреди жаркой степи с лабиринтом узеньких улочек между глинобитных мазанок. Малочисленное русское население состояло из гарнизона, тоскующего по России и мечтавшего о возвращении на Родину. Именно здесь Великий князь должен был оставаться до конца своих дней.

Великий Князь открыл в городе первый кинематограф, назвав его «Хива».
Великий Князь открыл в городе первый кинематограф, назвав его «Хива».

О жизни «великого ссыльного» в Ташкенте написано много - и писать действительно есть о чем. Разносторонне одаренный князь проявил себя еще и талантливым организатором и предпринимателем. Затеяв масштабные оросительные работы, на собственные средства проложил 100-километровый(!) канал в Голодной степи и ввел в оборот огромное количество прежде неиспользуемой земли.

-6

На «оживших» территориях заложил 119 казачьих поселений с выдачей переселенцам ссуд на обустройство. Первым завез в Среднюю Азию закупленные на юге США семена хлопчатника и сразу же построил хлопкоочистительные заводы, внедрив безотходный цикл переработки: из хлопка делали волокно, из семян – масло, жмых шел на корм скоту. Всей последующей хлопковой историей регион обязан именно князю

Элегантное здание, построенное в 1891 году по проекту архитектора В.С.Гейнцельмана, декорировано ажурными решётками и высокими шпилями.
Элегантное здание, построенное в 1891 году по проекту архитектора В.С.Гейнцельмана, декорировано ажурными решётками и высокими шпилями.

На присылаемое из Петербурга ежегодное содержание – 200 тысяч рублей – Николай Константинович открыл множество мелких предприятий: мыловаренный завод, фотографические ателье, бильярдные, производство и продажу кваса, переработку риса, ткацкие фабрики. Пекарня-булочная, выпекавшая французские булки, была городской достопримечательностью.

Вильгельм Соломонович Гейнцельман — русский архитектор, глава строительного ведомства Туркестанского края в 1878—1908 годах, автор проектов ряда крупных зданий в европейской части Ташкента.
Вильгельм Соломонович Гейнцельман — русский архитектор, глава строительного ведомства Туркестанского края в 1878—1908 годах, автор проектов ряда крупных зданий в европейской части Ташкента.

Успешны и прибыльны были все княжеские начинания. Как известно из полицейского доноса, «…им был организован базар возле железной дороги. Прежде чем начать торговлю, необходимо было за определенную плату купить квитанцию с надписью “Базар Великого князя в голодной степи». Обязательной стала поверка весов для избежания обмана, рыночный тариф составлял 1 копейку за пуд проданного картофеля и 30 копеек за арбу дынь.

-9

Огромное хозяйство приносило в год полтора миллиона рублей. Чтобы избежать родственного гнева и поучений, что коммерция – не царское дело, регистрировал все предприятия на жену Надежду Александровну, получившую-таки от императора официальное признание брака и титул княгини Искандер.

Великий князь с женой и приехавшим в гости братом Константином Константиновичем
Великий князь с женой и приехавшим в гости братом Константином Константиновичем

Практически половина тогдашнего Ташкента была возведена Великим князем. «Ссыльный» благоустраивал город, мостил камнем новые улицы и высаживал вдоль них свои любимые дубы. Построил за свой счет городской водопровод, больницу для бедных, богадельню, пять кинотеатров – и публичный дом под вывеской «У бабуленьки». Поистине, князь оставался в своем репертуаре!

С 1940-го по 1970-й годы в княжеском дворце работал Дом пионеров. Видимо, по принципу "все лучшее - детям"
С 1940-го по 1970-й годы в княжеском дворце работал Дом пионеров. Видимо, по принципу "все лучшее - детям"

Получив от кузена-императора «целевое финансирование» в сумме 300 тысяч рублей на собственный дворец, пустил эти деньги на постройку в Ташкенте драматического театра. Еще учредил 10 стипендий для обучения выходцев из Туркестана в лучших ВУЗах России. Как писали тогдашние газеты, «одно высокопоставленное лицо сделало для Средней Азии больше, чем вся государственная администрация» - и с этим согласны все историки .

-12

В Ташкенте опальный князь впервые обрел и собственный дом. Великокняжеский дворец, выстроенный в 1891-м по проекту главы строительного ведомства Туркестанского края архитектора Вильгельма Гейнцельмана, представлял собой протяженное двухэтажное здание из серо-желтого кирпича, очертаниями в плане напоминавшим силуэт двуглавого орла, с окнами причудливой формы, резными колоннами и «кружевными» решетками.

Купол над вестибюлем
Купол над вестибюлем

Центральная часть объема венчалась высоким куполом, эффектно сочетающимся с круглыми башнями на флангах. Специально оборудованные подвальные помещения сохраняли прохладу в любую жару. Левое крыло занимали апартаменты Великого князя, правое – апартаменты его жены.

-14

На прилегающей территории известным ташкентским ботаником И. Краузе был разбит сад, к выходящему на Кауфманский проспект крыльцу шла от улицы широкая кругообразная въездная аллея в виде крытого портика с колоннами. По обеим сторонам парадной лестницы на мраморных цоколях лежали бронзовые олени в натуральную величину.

камин
камин

Входящие через резные дубовые двустворчатые двери попадали в отделанный темным деревом большой круглый холл с замысловатым фонарем, спускающимся на чугунной цепи. Круглая узорчатая винтовая лестница за дверью слева вела в библиотеку и бильярдную.

-16

Правая дверь открывалась в просторный зимний сад с пальмами, лимонными, апельсиновыми и мандариновыми деревьями и беседками из цветущих тропических растений. Рядом располагался японский сад с карликовыми фруктовыми деревьями, ручейками с мостиками, крошечными домиками и фигурками людей и животных. В других залах размещались мраморные статуи и картины из богатейшей княжеской коллекции.

-17

Часть помещений оформили в восточном стиле – с редкими бухарскими, афганскими, туркменскими и персидскими коврами, драгоценным огнестрельным и холодным оружием и картинами из жизни Азии. В одном из залов было собраны экспонаты, связанные с Хивинским походом. В отделанной деревом столовой расписанные золотом потолки покрывали малиновые и зеленые арабские надписи – молитвы из Корана.

-18

В одном из дворцовых флигелей князь устроил зоопарк, по воскресеньям открытый для публичного посещения.

"Романовский" оросительный канал в Голодной степи
"Романовский" оросительный канал в Голодной степи

Надо сказать, популярность князя среди местного населения была огромной. Дехкане на него буквально молились, поселенцы называли «князем-батюшкой»

Скульптурный портрет Фанни Лир в виде "Венеры с яблоком" из княжеской коллекции сейчас находится в музее искусств Узбекистана
Скульптурный портрет Фанни Лир в виде "Венеры с яблоком" из княжеской коллекции сейчас находится в музее искусств Узбекистана

Февральскую революцию «ташкентский князь» встретил восторженно, надеясь, что она положит конец его 43-летней ссылке. Узнав новость из газет, Николай Константинович первым делом поднял над своим дворцом красный флаг и отправил приветственную телеграмму Временному правительству. Затем, обрядившись в красную рубашку, Великий Князь стал разъезжать на извозчике по городу и поздравлять жителей Ташкента с «долгожданной» свободой. Себя при этом изображал «жертвой самодержавия», мечтавшего избавить народ «от деспотичной тирании» и даже сочинил наивную легенды, что оказался в ссылке за связь с революционным подпольем!

Один из фонтанов был украшен гигантскими тритонами
Один из фонтанов был украшен гигантскими тритонами

Как развивались бы дальнейшие отношения отпрыска Романовых с новой властью, сказать трудно. После первых глотков «воздуха свободы», осенью 1917-го Николай Константинович, уже страдавший астмой , простудился. Медикаментов к тому времени в городе не стало, а 14 января 1918-го не стало и Великого князя. На похороны собрался весь Ташкент, а местные большевики после отпевания устроили митинг, где вновь вспомнили о «кровавом царском режиме», жертвой которого был, по их мнению, и «бывший Великий Князь». При выносе гроба из собора внезапно грянул «Интернационал»! Думается, сам усопший, будучи любителем эпатажа, это бы оценил! Правда, следом музыканты всё же исполнили траурный марш Шопена.

Иосифо-Георгиевский собор был первым православным храмом в Ташкенте. В 1931-м был закрыт,  здание использовалось в качестве зрительного зала театра кукол. Колокольню разобрали ещё до Великой Отечественной войны. В 1995 году было снесено и само здание храма.
Иосифо-Георгиевский собор был первым православным храмом в Ташкенте. В 1931-м был закрыт, здание использовалось в качестве зрительного зала театра кукол. Колокольню разобрали ещё до Великой Отечественной войны. В 1995 году было снесено и само здание храма.

Похоронили князя у ограды Иосифо-Георгиевского собора, стоявшего у входа во дворец. Согласно составленному завещанию, все состояние отходило жене Надежде Александровне, после ее смерти – ташкентскому университету. Поскольку новым властям воля покойного была не указ, спустя два месяца имущество национализировали. Во дворце открылся художественный музей, вдове позволили остаться при нем в роли смотрительницы. После переезда Музея искусств в новое здание усадьбу передали Республиканскому дворцу пионеров, затем – музею антиквариата и ювелирного искусства. С 1990-х бывший дворец служил домом приемов МИД Узбекистана, в последние годы перестал использоваться и в настоящее время стоит, опустевший и порядком обветшавший, в ожидании реставрации.

Главный вход во дворец всё ещё «сторожат» большие статуи собак высотой в человеческий рост и лежащие олени с ветвистыми рогами.
Главный вход во дворец всё ещё «сторожат» большие статуи собак высотой в человеческий рост и лежащие олени с ветвистыми рогами.

С исторической памятью дело обстоит еще хуже. В 1995-м здание Иосифо-Георгиевского собора снесли и на его месте обустроили сквер имени Ш.Р. Рашидова с установкой соответствующего памятника. Перезахоронением останков князя при этом никто не озаботился. В честь человека, сделавшего для Туркестана больше, чем кто-то другой, нет ни музея, ни памятника, ни улицы его имени.

Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете