Говорят, что молния не бьёт в одно место дважды. Но если это английская молния и место польского руководителя, может произойти и в третий раз возможно всякое.
С началом Первой Мировой между великими державами активизировалась борьба за влияние на Польшу. Первым сделал ход Николай II, в манифесте польской нации от 14 августа 1914 года пообещавший даровать полякам широкую автономию после победы. Российская Польша по его плану должна была получить статус, аналогичный Финляндии (т.е. нечто вроде британского доминиона на поздней стадии сепарации) и прирасти отобранными у Германии и Австро-Венгрии землями. Это приветствовали национал-демократы во главе с Романом Дмовским.
Германский ответ последовал в виде акта от 5 ноября 1916 года, провозгласившего создание на оккупированной немцами территории РИ марионеточного Польского Королевства с вакантным престолом. Будущий польский диктатор национал-социалист Юзеф Пилсудский, знакомый Ленина и организатор воюющих за Центральные державы польских легионов, получил пост военного министра. Российские «уважаемые партнёры» по Антанте пока занимали выжидательную позицию, подмигивая разным польским политикам.
Очередная фаза противостояния началась в 1917 году, когда после Февральского переворота стало понятно, что Россия выходит из игры. В августе 1917 Дмовский и Ко под патронажем французов создают в Лозанне Польский Национальный Комитет, который англичане нехотя и расплывчато признают выразителем воли польского народа.
Но французов в очередной раз кинули. Незадолго до окончания боевых действий немцы отпускают впавшего в немилость и арестованного Пилсудского, а он провозглашает создание Республики Польской, становясь исполняющим обязанности главы государства. Это признаётся Великобританией (хорошо быть двойным агентом), а Дмовский остаётся не у дел.
Межвоенная Польша была полна амбиций, в чём отчасти виновны англичане, обещавшие что она в новой Антанте будет занимать место РИ. Тем больше было возмущение поляков «Странной войной», а потом и готовностью Лондона отдать Польшу Сталину. У американцев появляется реальная возможность перетянуть польскую элиту на свою сторону, когда находящееся в Англии польское правительство в изгнании начинает переговоры с США.
На этом фоне 4 июля 1943 года происходит первый инцидент – сразу после вылета падает самолёт с премьер-министром генералом Сикорским и польским военным руководством. Впрочем, был один выживший – британский пилот, а документы про катастрофу засекречены до сих пор. Согласно одной из версий, поскольку лётчики RAF набивали самолёты контрабандой, часто алкоголем, некий объект мог попасть в чувствительную часть самолёта и спровоцировать поломку. Снова British humour.
Проект проамериканской Польши наконец был реализован после сворачивания соцлагеря. Но когда Польша стала слишком проамериканской, играющей роль троянского коня внутри ЕС, произошёл второй инцидент – катастрофа Ту-154 под Смоленском. Опять ведущий польский политик – президент Лех Качиньский, и опять польские офицеры. Брат погибшего, Ярослав Качиньский посвятил свою дальнейшую деятельность поиску виновных, в числе которых он даже публично называл главу правительства Дональда Туска. Из-за этого и появился известный польский мем «Wina Tuska» – во всём, начиная от глобального потепления и заканчивая вашим плохим настроением виноват Туск.