Мой дед по материнской линии Василий Иосифович Фоминов, родился 6 декабря 1924 г. и умер в последний день 20-го века - 31 декабря 2000 г.
За проявленные в боях отвагу и стойкость награжден медалью "За Отвагу", орденами "Красная Звезда",Отечественная война" 2-ой степени.
В 1996 году он оставил для нас, его потомков, небольшие заметки о своей жизни, родственниках. Затронул в них и военный период, когда он воевал артиллеристом в 1943 на Центральном фронте в 65 Армии. Участвовал в боях на Курской дуге в районе Прохоровки. Потом в составе 1-Белорусского фронта летом 1944 освобождал Белоруссию. Освобождал Польшу. С января 1945 участвовал в Берлинской наступательной операции и в апреле-мае 1945 штурмовал Берлин.
Из воспоминаний Фоминова Василия:
22 Июня воскресным утром все проснулись с надеждой на добрый день. Стояло прекрасное солнечное утро. Радио в селе не было. Вернувшиеся утром из Рузаевки рабочие не принесли никаких новостей. Лишь в полдень из райцентра сообщили о выступлению по радио Председателя Совнаркома Молотова о нападении фашисткой Германии. Уже более 8 часов шла война...
Как встретили эту весть? — Кто знал прежние войны, знал, что и теперь будет голод, недоедание, беды и невзгоды, убитые и искалеченные. Будет всё, как всегда в войну, только страшнее. Уже скоро появились первые признаки войны: объявили мобилизацию, в магазинах не стало соли, спичек, сахара, за хлебом длинные очереди. Через неделю на базаре цены выросли в 10 раз, так мука с 20 рублей за килограмм выросла до 200 рублей. Мы, ребята, были далеки от забот, которым жили наши родители. Ребята допризывного возраста ждали очередного призыва. Все мы читали книги о войне, смотрели кино, читали в газетах: в 1936 в Испании, в 1937 в Китае, воссоединение Белоруссии и Украины, война на Финской границе, не говоря уже о Хасане и Монголии в 1938-39 годах. Мы росли защитниками Родины и были уверены: «Враг будет разбит, победа будет за нами!
В ожидании хороших новостей с фронта и в работе на уборке урожая прошли каникулы и начался учебный год. Школой выезжали на уборку картошки. Возвращались запоздно с разрешённым ведром картошки. В 9-10 классах ввели военную подготовку, назначали агитаторов. После уроков ходили на вокзал читать сводки бойцам из эшелонов. С каким ликованием встретили мы сообщение о разгроме немцев под Москвой! Ещё такой удар и к лету война закончится. С несколькими учениками побежал в военкомат проситься на фронт. Военком пообещал при первой необходимости призвать нас, а пока там ещё без нас справляются. Так в ожидании призыва закончился учебный год. Кроме школьной программы получил подготовку тракториста и истребителя танков. Научился бросать бутылки с жидкостью и стрелять из автоматов ППД и ППШ. Начались летние каникулы второго военного года. Одного за другим призывали парней уже 1923 года рождения. Поступил работать трактористом вместо мобилизованного. Работал на пахоте, началась уборочная, таскаю прицепной комбайн. Со дня на день жду повестки из военкомата. Заканчиваются каникулы.
31 Августа 1942 года, суббота. Работаю последний день. Прихожу вечером домой, дома повестка. К 10 часам 2 сентября прибыть в военкомат. Ни встречи, ни расставания с одноклассниками не состоялось. А дома проводы. А какое застолье в то время? Хлеб - по карточкам, водки - уже второй год нигде не стало. Пошёл было в один-другой колхоз (тракторист тогда в 3-х колхозах работал) муки попросить у председателя. Ан нет, зерно не мелют пока с госпоставками колхоз не рассчитается. Благодаря вниманию матери пара белья и кружка с ложкой уже давно упакованы, благодаря её же заботам из скудного карточного хлебного пайка собран мешок сухарей, а теперь ей только и осталось, что окрестить крёстным знаменем своё чадо и беззвучно попросить Всевышнего сохранить жизнь её безбожному сыну. Попрощавшись со всеми родными и взяв собранный заплечный мешок, мы с мамой на повозке с колхозным ездовым тронулись в райцентр навстречу неведомому завтра.
В военкомате судьбу мою определили на полгода вперед — направили в Саранское военное училище. Размещалось оно в лагере на 180 человек в землянках с нарами в два яруса. Занятия по 10 часов. Продержали до мая 1943 года. Присвоили воинское звание, выдали обмундирование и зачислили в резерв военного округа.
Оттуда на Центральный фронт. На Курскую дугу, на её западный выступ в 65 Армию. Получил миномётный взвод в деревне Поныри и Прохоровка, где проходили решающие бои. Наши были далеко в тылу справа и слева, где как раз и завязался бы мешок окружения в случае неуспеха там наших войск. От этого под гимнастёркой проходил холодок. Но всё обошлось, и мы вместе со всеми перешли в наступление и на нашем участке. Так зашагали на Запад. Миновали Севск, Новгород-Северский. На подходе к Днепру в стрелковых ротах оставалось по 8-12 бойцов. Получил пополнение.
В октябре вступили в Белоруссию. В ноябре назначили комсоргом батальона. Погода скверная, немцы сопротивляются. У нас потери, я ранен. Остался в строю. Дали пополнение из партизан. Их только переодели, дали автоматы, приняли присягу и — в бой. Немцы смяли нас. Меня ранило, в госпитале пробыл недели три. Вернулся. Снова принял взвод. До апреля 1944 года восстанавливал положение, оставленное в декабре 1943 (район Паричат на глубину километров 50).
Вывели в резерв, готовились к наступлению. 24 июня 1944 года 1-й Белорусский фронт начал наступление. 28 июня 115-я бригада вышла на подступы к г. Бобруйску. К утру 29-го овладели им. Пуля пробила каску на голове, оглушило, очухался. Пошёл дальше. Ранило в колено. Дальше не пошёл. Отправили в госпиталь в Речицу. В начале августа выписали, направили во Вторую танковую армию в Польшу. Расположились в землянках, занимались боевой подготовкой.
12 Января 1945 года началось наступление. Дошли до реки Одер. Попал в госпиталь, вернулся в апреле... 16 апреля началась Берлинская операция. 20 апреля вышли на подступы к Берлину. 21 начался штурм. Зрелище великолепное! Виделся конец войны. 28 апреля погиб командир роты. 1 мая жаркий праздничный день. Солнца в небе не видно. К ночи грохот смолк. Рано утром узнали - над Рейхстагом Знамя Победы! Снялись с огневых позиций. Построились в колонну на марш. Для нас война закончилась.
Совершили марш на север Германии. В район Фюрстенберга, неподалеку от концлагеря Равенсбрюк. Разместились в лесном массиве. В палатках, и сразу организовали учебные занятия.
Командование распорядилось, чтобы никто из участников войны не остался без боевых наград. А ведь были такие, кто не один год, пройдя через бои, остались незамеченными. Правда, тех, кто имел документы о ранении, Верховный главнокомандующий ещё в конце 1944 года приказал представить к награде «За боевые заслуги». Не прошло и недели после выхода нас из Берлина, как 8 мая поступило известие о капитуляции фашисткой Германии. Помню, было ликование неописуемое. Шум, крики, пальба и залповым огнем, и беспорядочная стрельба. На следующий день, 9 мая, торжественный строй личного состава бригады прибыл лично поздравить командир 2-ой Танковой Армии Маршал танковых войск С. И. Богданов.
Прошли торжества первых дней победоносного окончания войны. Отобраны и отправлены в Москву участники парада Победы. Не знаю, как и сколько у других, от нашего батальона — 1 сержант и 1 офицер гренадерского роста с грудью, как иконостас, лишь ордена вместо икон. Примерно в августе началась демобилизация солдат и сержантов возрастом старше 40 лет, призванных с началом войны. Снова сменили дислокацию. В г. Бернаут, откуда 21 апреля начался наш штурм Берлина. Расположились в бывших немецких казармах, и начались мирные будни боевой учёбы.
В 1945-46 годах приходилось нести службу пограничного патрулирования на границе с Польшей по Одеру, Нейсе, демаркационной границе Большого Берлина в Советской зоне.